Нет другого такого режиссера, как Дэвид Линч, который, испытывая неподдельную любовь ко всему таинственному и загадочному, что существует в жизни, может снять фильм-кошмар, фильм-загадку, фильм-игру воображения. Ему не нужны выдуманные декорации и фальшивый грим инопланетян или монстров, ему нужна жизнь. И страшные истории, рассказанные самой жизнью. "Человек-слон" - одна из этих историй.
Она действительно произошла однажды в викторианской Англии, и в написании сценария к фильму использовалась книга непосредственного ее участника, -
сэра Фредерика Тривза. Центральной фигурой этой истории стал молодой англичанин Джон Меррик, пораженный тяжелой и неизвестной науке болезнью, вызвавшей чрезмерный рост и деформации костей тела, а также развитие ужасных наростов на коже. За свое неописуемое уродство он получил прозвище "человек-слон". Будучи неспособным постоять за себя, он попадает в балаган, хозяин которого показывает его за деньги публике на устрашение и издевается над ним.
Чтобы воссоздать ощущение кинохроники, Линч делает свой фильм черно-белым, и это, несомненно, выигрышный ход, подчеркивающий документализм кинематографа того времени. Однако ужас в этой картине вызывает вовсе не уродство Меррика, а уродство остальных людей, которых бог разве что наделил человеческим обликом, забыв про внутреннее содержание. Хозяин балагана, а еще больше работник больницы, в которой содержался Джон, вызывают у зрителя гораздо большее отвращение. И плевок одного из зрителей представления в хозяина балагана ставит на этом уродстве восклицательный знак.
Внешность человека-слона Линч намеренно раскрывает в самом начале фильма, дабы зритель привык к нему и стал видеть другое - чистую, добрую и талантливую натуру. Привыкший к постоянной травле, никогда в жизни не испытав человеческой доброты, Меррик безумно трогателен в те минуты, когда доктор Тривз приводит его к себе домой и знакомит с женой, когда к Джону приходят посетители и дарят ему подарки, когда он занимается изготовлением картонного макета кафедрального собора, видя всего макушку этого здания и додумывая остальное. Вызвать искренний интерес и сочувствие к этому глубоко несчастному человеку и показать, что страшное может быть не страшным, а повседневное может быть уродливым - вот настоящая цель фильма. "Люди всегда боятся того, чего не понимают", - говорит Меррик одним из своих посетителей. Именно это и пытается объяснить зрителю Дэвид Линч.
Найдя приют и заботливых друзей в городской больнице, Джон Меррик обретает себя. Он оказывается очень воспитанным и тактичным человеком, приветливым хозяином и талантливым конструктором. Ничем, кроме внешности, он не обделен. Одна за другой начинают сбываться его мечты, и он как никогда в жизни ощущает себя счастливым. Апофеозом его счастья становится поход в театр, где он попадает в центр внимания публики, и зал рукоплещет его человеческому достоинству. Испытав за свою жизнь вне стен больницы столько ужаса и понимая, что для многих он по-прежнему останется человеком-слоном, Джон Меррик на пике своего счастья решает исполнить последнюю свою мечту - уснуть как человек, лежа на спине. Из-за большой вероятности смерти он всегда спал сидя. Меррик завершает свой картонный собор, оставив о себе память, и ложится спать. Последнее, что он вспоминает, это слова своей матери: "Никогда и ничто не умирает, потоки текут, ветер дует, облака плывут, сердца бьются. Ничто не умирает".
Роль Джона Меррика сыграл небезызвестный Джон Хёрт ("Ключ от всех дверей", "V значит Вендетта", "Догвилль", "Индиана Джонс и королевство хрустального черепа", "Гарри Поттер и дары смерти" и др.), а роль доктора Тривза - великий Энтони Хопкинс. Грим человека-слона был разработан Кристофером Таккером в соответствии с реальным прототипом, труп которого после смерти был заспиртован в Королевской больнице Лондона. Фильм "Человек-слон" был выбран для присуждения Оскара в 1981 году в восьми номинациях - лучший фильм, лучший адаптированный сценарий, лучший режиссер (Дэвид Линч), лучший актер (Джон Хёрт), лучший монтаж, лучшие костюмы, лучшие декорации и лучший оригинальный саундтрек. Но к сожалению, не получил ни одной статуэтки. Тем не менее, фильм получил награды от Британской академии и Сезара как лучший фильм на иностранном языке.
Ух ты...неожидал...очень хорошая реца...нет, правда сильно - захотелось в очередной раз пересмотреть ))) Накрываю медным плюсовым тазом)))
"Однако ужас в этой картине вызывает вовсе не уродство Меррика, а уродство остальных людей, которых бог разве что наделил человеческим обликом, забыв про внутреннее содержание." - именно об этом и я хотела написать рецензию, но вы меня опередили. Спасибо, прочла с удовольствием!
Великолепная рецензия, как жаль что таких мало пишут здесь. Браво!
Спасибо всем, буду стараться так и дальше писать
Спасибо всем, буду стараться так и дальше писать
это ВАМ СПАСИБО! Ей-богу, побольше бы таких людей, как вы на КК))) И пишите больше рецензий, я вас молю! Вы одна из тех немногих, чье мнение очень способствует возбуждению вкусовых рецепторов от той или иной картины)) И не важно, смотрели или нет читатели то кино, что вы рецензировали - одинаково вкусно))))
Шикарная рецензия! Браво!
Отлично!
"Однако ужас в этой картине вызывает вовсе не уродство Меррика, а уродство остальных людей, которых бог разве что наделил человеческим обликом, забыв про внутреннее содержание."
Браво=)
Подписываюсь под всеми авациями, получилось очень красиво.
Ставлю жирный минус. Не понравилось.