Согласитесь, непросто достигнуть пункта назначения для человека, определившего приоритеты и ищущего самовыражения. А если цели нет или… правильнее будет сказать, цель неопределенна, все только на уровне внутренних ощущений, импульсов, колебаний? Тонкость воспроизведения картины жизни зависит от внутренних позывов и восприятий. А желания? Желания по-своему трактуют важность происходящих событий и определяют степень их значимости. Поступки, действия, слова уже находятся в поисках пути, ведущего к пункту назначения, очертания которого часто
являются лишь иллюзией и не всегда появляются на горизонте, а если и появляются, то в видоизмененной форме.
Герои Микеланджело Антониони, в его картинах, находятся в постоянном поиске ответов на вопросы, стремясь построить свой собственный мир и обрести гармонию жизни.
«Затмение», на мой взгляд, - размышления автора, остановившегося на каком-то отрезке пути, чтобы запечатлеть мгновения, по сути, не являющиеся громогласными, всего лишь относящиеся к беспрерывному течению событий из которых и состоит наша жизнь. Все имеет свое начало и свое завершение, поэтому, любое стремление изменить эту закономерность заканчивается неудачей. Но любое завершение – дорога к новому началу. И кто не верит, что это новое будет в тысячу раз прекраснее? Она верит...
Женщина в картине Антониони всегда в центре, ее право играть главенствующую роль не оспаривается. Поэтому, игра мужчин-актеров не то, чтобы тускнеет, а становится второстепенной. И даже Ален Делон воспринимается просто как красивый мальчик, без которого кадр не получился бы столь завершенным, не более того.
ПРОЩАНИЕ С РИККАРДО. Вот она поворачивает голову, медленно окидывает глазами комнату, медленно подходит к окну. Ночь утратила прежнюю силу. За окном медленно просыпается день, это «медленно» превращается в вязкую суспензию, в которую героиня погружается все глубже и создается впечатление, что финальные слова прощания так и не прозвучат.
- Ты меня не любишь...?
- Не знаю.
- Когда ты разлюбила меня?
- Не знаю.
Объяснения слишком скупы, слова ничего не объясняющие, только еще больше вносящие неясность.
ВИТТОРИЯ. Мужчине трудно понять такую женщину, но и трудно устоять перед ней. Виттория живет в своем странном мире, в котором не хватает… поддержки, любви, счастья? Ей и самой трудно разобраться, но ощущение неудовлетворенности выступает на коже, читается по глазам, узнается по стуку каблучков. Она немногословна, и, чтобы увидеть целостность ее образа, приходится собирать его, как пазл из множества мелочей и подсказок, оставленных режиссером. Жара и звук вентилятора указывают на эмоциональное истощение и усталость тела, разговоры об Африке в обществе подруг, фотографии, переодевание и африканский танец – на желание убежать, оказаться там, где «меньше задумываешься о счастье». Находиться рядом с героиней Микеланджело Антониони, словно совершать полеты во сне и наяву.
ЗАТМЕНИЕ. ПЬЕРО. Что такое затмение? Когда одно небесное тело закрывает другое. Известно школьнику. Если же попытаться рассмотреть определение «затмения» в контексте фильма, можно отметить следующее:
1. Главная героиня на протяжении всего действия находится в поисках чего-то. Это что-то она нашла в романе с Пьеро – коротком, ярком, необычном. Похоже на затмение?
2. Пьеро работает на бирже, он делает деньги. Виттория думает о счастье да цветочках, материальное ее не интересует. Духовно она намного выше, ее свет затмевает его. С самого начала их знакомства возникает ощущение, что он слишком прост для нее, что все происходящее между ними – затмение.
3. Биржа, где все суетятся, затем, в конце фильма – улицы, прохожие, у каждого своя жизнь, никто не обращает ни на кого внимания. Значит, необходимо событие, - рождение, смерть, …, - способное заставить человека отвлечься, покинуть скорлупу зацикленности на самом себе. Затмение – событие! Его наблюдают вопреки всему, оно заставляет человека остановиться, забыть о том, что было «до», а после – снова в омут жизненных страстей! Вывод: человечеству просто необходимы минуты затмения, чтобы увидеть то, что в суете часто остается незамеченным.
Мне совершенно не надо знать какой бюджет этого фильма, чтобы понять: количество кинолент такого уровня, выпускаемое в прокат сегодня, – ничтожная цифра. Мне совершенно не надо знать о роли спецэффектов в кинематографе, чтобы понять: мастерство не купишь ни за какие деньги. Время утекает сквозь пальцы, как песок. Осень сменяет лето, затем приходит зима, а за ней весна, и снова по кругу. Так проходит жизнь. Режиссера «Затмения» уже нет, но остались его работы – то ценное и настоящее, что восхищает и, я надеюсь, не только меня!
@ Sun, 18 Oct 2009 22:31:13 +0400
да, я вот тоже с большим интересом прочитала. фильм смотрела оч давно, но рецензия весьма любопытная. завтра еще раз прочту для свежести восприятия)))
да, я вот тоже с большим интересом прочитала. фильм смотрела оч давно, но рецензия весьма любопытная. завтра еще раз прочту для свежести восприятия)))
от вас оч жду критики. спасибо.)
рецензия очень понравилась
ну не знаю... конечно может присутствует то, что она затмевает его своей возвышенностью, но это как то незаметно, на мой взгляд... я считаю, что "затмение" здесь имеет обратный смысл "озарение".
Пьеро очень затянут игрой на бирже - это его страсть, как он говорит; виттоия постаянно летает в облаках, ищет что то и вот они находят друг друга - чувства, любовь - вот что на самом деле ценно. вот оно - озарение!
однако, как и в большинстве случаев, найдя истину, мы не понимаем, что это истина и обходим её стороной... так что смотрите в оба, друзья мои)))
p. s. тем неменее фильм не произвёл особого впечатления(((
очень даже не уверена, что название подходит((
"минуты затмения" - это другое, это когда останавливается дыхание.
У А.Делона и М.Витти этого не было.
Был же диалог:
- Я тебя не понимаю.
- Когда любишь, понимаешь.
И при чем здесь моральный долг матери? (это я к описанию фильма обращаюсь). При чем здесь мимолётное увлечение? Не факт, что оно было мимолётным))
Просто не было необходимого связующего звена.
Главная героиня на протяжении фильма ищет ответ на вопрос: "Что такое отношения? Что такое любовь?"
Любопытно, что для самого романа были выделены последние полчаса из двухчасового фильма.
И то, чем наполнен фильм первые 1,5 часа - звуками улиц, машин, криками брокеров на бирже, суетой и суматохой сменяется тишиной и тягучестью прогулки по парку, тишиной пустой квартиры, шелестом листьев на деревьях.
В фильмах Антониони зритель приобретает статус наблюдателя, а не соучастника...
Делон - рвач, молодой, наглый, суетливый мальчик. Успешный? не уверена)
Витти - богиня Весны сошедшая с полотен Боттичелли, неземная мечтательница, потерявшаяся во времени.
Для меня Затмение - это момент осознания обоими, что совместного будущего у них нет. А трактовать Затмение - как Любовь, как Моменты Счастья, как Озарение в контексте этой киноленты считаю неправильным ))
С ув., и т.д. и т.п.