Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Maqs thumb
4/10

Опричный фильм

Рецензия на фильм «Царь»

3491 thumb

Средневековая Русь. Опричнина. С Запада – поляки с литвинами наступают, с Востока – татары, с Юга – крымский хан, да ещё и Новгород отпал. Царь Иоанн Васильевич, мечущийся на грани безумия, устроил Опричнину. Страна в хаосе, опытных служилых людей либо враг побил, либо Малюта Скуратов извёл. Апокалиптическая картина вырисовывается.
Царь Иван то кровь чужую льёт, то Богу земные поклоны отвешивает, да молится и Откровение Иоанново неистово шепчет. Опричная вольница конца-края своей удали не знает, беспредельничает. Типаж актёрский хорош –

щербатый Пётр Мамонов – чем не царь? И ужимки и характерность, всё как надо. Да ещё и Ваня Охлобыстин – даром что шут (в жизни-то действующий православный священник – вон как вирши из Апокалипсиса от зубов отскакивают). И благородное спокойствие Янковского в противовес безумию – всё в точку.
Уж, коль скоро все Апокалипсис поминают, знать дело к концу света идёт – Землю Русскую кровью залили, святой любви на душе не осталось. И Блудница Вавилонская налицо (царица), и ангелы господни гашу гнева божия пролить на землю готовы. Светопреставление.
Наверняка именно это хотел показать Павел Лунгин в своей картине «Царь». Да вот только совсем не очевидно всё получилось, в глаза не бросается. Фильм красочный, и драма и страдания есть. И протагонист (митрополит Филипп) и антагонист (царь и юродивые его) – налицо. Да только за кровью и молитвами зрителю основной идеи сюжета не разглядеть. Возможно, желание подробно показать краткий кусок истории Опричнины сыграло с режиссёром злую шутку – фильм вырван из контекста исторической эпохи. Может быть, картина была рассчитана на зрителя искушённого, который поймёт, что Иван Грозный читает наизусть части из шестой главы Откровения Иоанна Богослова? Может, Лунгину нужен зритель исторически подкованный, который знает, что творилось вокруг Руси в те лихие времена, что Грозный на Новгород ходил войной, со шведами, ливонцами и крымским ханом воевал, да жестокостью своей даже ближних союзников отпугнул? Уж не знаю, что на самом деле нужно было Лунгину. Но было ли нужно это всё зрителю? Сюжет прост. Всё ясно: кто плохой, кто хороший. А мораль где? Где мысль, поданная зрителю, о чём хотел заставить задуматься режиссёр? Вероятно, по качеству съёмки фильм и не плох, однако, то, что я видел больше на популярную документалистику похоже. И вряд ли спасёт картину великолепный актёрский состав, да понимание ужаса того, что происходило (фильмов с кровью и насилием сейчас – смотри – не хочу). Наверное, инерция после создания «Острова» позволила снять фильм сортом пониже – авось на одной волне и этот пройдёт на ура. А вот не вышло. «Остров» - картина отличная, воплощённый роман. А «Царь» - художественная экранизация газетной статьи.
Не то, чтобы фильм совсем не стоит смотреть… Вот чего не стоит – так это ожидать увидеть действительно хороший фильм.

@ Mon, 30 Nov 2009 17:01:25 +0300

Комментарии к рецензии (1)

LERYK
  • Киновед
  • Tue, 01 Dec 2009 02:18:43 +0300

Рецензия очень точная. Смотреть сие творение стоит для того, что бы убедиться в классном кастинге, наборе костюмов и прочем антураже. И ещё в том, что с появлением христианства на Руси думать о человеческой жизни и ценить её, отдельно взятую, перестали вовсе. И сейчас - тоже самое..

kuyu
  • Кинолюбитель
  • Tue, 01 Dec 2009 02:36:28 +0300

Вы поставили 4 балла фильму. Это значит - "ни о чём". Разве содержание Вашей рецензии соответствует Вашей оценке?

maqs
  • Кинолюбитель
  • Tue, 01 Dec 2009 13:57:55 +0300
kuyu писал:

Вы поставили 4 балла фильму. Это значит - "ни о чём". Разве содержание Вашей рецензии соответствует Вашей оценке?

Скажем так: 4 балла - за художественный ряд. Включая работу оператора, постановку и актёрское мастерство. А почему, на мой взгляд, фильм не добирает до "10", я написал в рецензии.

veneamin
  • Кинолюбитель
  • Wed, 02 Dec 2009 00:27:12 +0300

нда. мрак.
не понял, зачем это снято? снято вот так. как-то по "дерьмодемонски".
царь плохой, ну совсем плохой плохой и люди вокруг него плохие, почти во всем.
метрополит хороший, во всем хороший. народ бедный. народ гасит царь аки фантазии хватает.
хороший помрет. плохой останется.
и в конце фильма спросит в сердцах "господи, где мой народ?....".
бурные овации. спсбо поблвал.

подание настроения сегодняшнего дня в массы?
цари "харошими" не бывают на руси?
они "тупа плахие"! забыли эту лужу истории? окунайтесь. не знали? - а вот как было!
а че, имеет право, режиссер все-таки....

oxxxana72
  • Кинолюбитель
  • Sun, 06 Dec 2009 21:21:33 +0300

Ну вот! говорят рецензия прохая! А какую дискуссию развернули? По моему здесь рецензия как раз в тему. и посмотреть фильм хочется и поговорить о нем.Я тоже считаю ,что фильм снят узковато,без контекста.Но в общем посмотрела с интересом.Хотя мне было проще, я до фильма прочитала многое об Иване: и Карамзина и Костомарова и еще пару-тройку историков попроще.Действительно фильм кажется лишь одной из многочисленных серий эпического повествования.Как будто есть еще 15-20 серий ДО и 5-8 серий ПОСЛЕ.

Bars2009
  • Киноакадемик
  • Tue, 15 Dec 2009 14:53:51 +0300

Несогласен с оценкой критика. Возможно, Лунгин и снимал его для искушенного в истории зрителя, а что - это запрещено? Поэтому исторический фон и остается фоном, на котором выпукло прописаны портреты царя и митрополита. И вот в этом и главная сила художественного произведения.

maqs
  • Кинолюбитель
  • Wed, 16 Dec 2009 02:49:38 +0300
Bars2009 писал:

Несогласен с оценкой критика. Возможно, Лунгин и снимал его для искушенного в истории зрителя, а что - это запрещено? Поэтому исторический фон и остается фоном, на котором выпукло прописаны портреты царя и митрополита. И вот в этом и главная сила художественного произведения.

Этот "исторический фон" - блеклое пятно для человека непосвящённого. А "главная сила художественного произведения", прописывая портреты царя и митрополита, сводится к трём строчкам школьного учебника по истории. Фильм эпатажный. Где та самая пища для размышлений (не считая банальных морально-нравственных ахов и охов)?

goodlava
  • Кинолюбитель
  • Mon, 11 Jan 2010 12:04:06 +0300

Согласен во многом с рецензентом. Я лично, преследовал цель посмотреть на игру Олега Янковского, как никак его последняя роль в кино, и получил от игры его удовольствие, но оно было залито каким то невидимым, но очень ощутимым дёгтем всего фильма Павла Лунгина.Что преследовал он? Какую идею? Ничего хорошего в ответ на эти вопросы я лично для себя не нашел. Действительно, хорошего умысла в выпуске этот фильма в массы не увижу. Приходит на ум только теория заговора против русского народа, причем не в плане "вот как было", а в плане "вот кто вы есть". НЕ СОГЛАШУСЬ я с Лунгиным в его понимании мира в контексте фильма Царь, на Руси добра хватит, чтобы зло не торжествовало, и нечего потакать злу! Кроме как на игру актеров, посмотреть больше не на что.

goodlava
  • Кинолюбитель
  • Mon, 11 Jan 2010 12:13:00 +0300
oxxxana72 писал:

Ну вот! говорят рецензия прохая! А какую дискуссию развернули? По моему здесь рецензия как раз в тему. и посмотреть фильм хочется и поговорить о нем.Я тоже считаю ,что фильм снят узковато,без контекста.Но в общем посмотрела с интересом.Хотя мне было проще, я до фильма прочитала многое об Иване: и Карамзина и Костомарова и еще пару-тройку историков попроще.Действительно фильм кажется лишь одной из многочисленных серий эпического повествования.Как будто есть еще 15-20 серий ДО и 5-8 серий ПОСЛЕ.

=Я тоже считаю ,что фильм снят узковато,без контекста.= Позвольте не согласиться. Контекст всегда есть, просто не всегда его можно осмыслить или понять. То что нельзы понять умом, можно только почувствовать сердцем (душой). Прислушайтесь к чувствам души и сердца, и станет ясен контекст. Но ничего радужного, я лично, там не увидел.

vaddim54
  • Зритель
  • Sun, 04 Apr 2010 23:01:26 +0400
LERYK писал:

Рецензия очень точная. Смотреть сие творение стоит для того, что бы убедиться в классном кастинге, наборе костюмов и прочем антураже. И ещё в том, что с появлением христианства на Руси думать о человеческой жизни и ценить её, отдельно взятую, перестали вовсе. И сейчас - тоже самое..

Да,верно! Но Европе вот,христианство чота не повредило...а? И США с Канадой ничо так живут себе...

Добавить комментарий