Ох, и нелегкая эта задача перенести на экран булгаковский мистический роман! Роман любимый и знакомый большинству читающей публики. Кажется, это была четвертая или пятая попытка? Довольно давно был уже итало-югославский вариант (Maestro e Margoerita). Польских, даже два, причем один – самого Анджея Вайды! (Пилат и другие. Только иудейская линия романа, перенесенная в современность). Снимали кино по этому роману даже в Швеции. Загадочная история произошла с исчезнувшим фильмом Юрия Кары, снятым в начале
девяностых годов.
От Владимира Бортко, экранизировавшего конгениально "Собачье сердце", ожидалось чего-то невероятного. Тем более, что он снял очень достойный сериал по "Идиоту" Достоевского. И между "Идиотом" и "Мастером и Маргаритой" он сумел еще выпустить гангстерскую сагу - "Бандитский Петербург". Словом, большой профессионал! Но ничего невероятного в 2005 году не произошло. Десятисерийный фильм я бы не счел провалом, но и назвать его более, чем добросовестной иллюстрацией к великолепнейшей булгаковской прозе, не могу.
Само собой, только формат многосерийного фильма возможен для воплощения на экране столь многослойного и столь многокрасочно прописанного романа. Признаюсь, когда в шестидесятых годах он впервые был опубликован, через двадцать шесть лет после смерти писателя, я прочитал его залпом, не отрываясь, за одну ночь. Но первый просмотр по телевидению тянулся недели две. И, естественно, повсюду на следующий день горячо обсуждали очередную серию. Впечатления высказывались весьма противоречивые.
Хорошо то, что Владимиру Бортко удалось почти без потерь переложить в киноповествование практически весь текст булгаковского романа. Даже сразу двух романов. Одного, где кипит современная автору жизнь столицы огромного безбожного государства с его Массолитом, жилтовариществами, акустическими комиссиями и комитетами, сами понимаете, какой безопасности, с театром «Варьете» и второй роман о далекой Иудее времен династии Иродов за тысяча девятьсот лет до того, бывшей в то время колонией огромной средиземноморской империи – Рима. Двух романов, объединяющей фигурой которых является сам… Сатана.
Именно эта нечистая сила объявилась в один из душных весенних вечеров на бульваре Патриарших прудов и вступила в весьма содержательную беседу с не последними советскими интеллектуалами – Михаилом Берлиозом, председателем Массолита и поэтом Иваном Бездомным. Ничего не имею против Олега Валериановича Басилашвили в роли Воланда. Меня он убедил. Некоторым кажется, что дьявол, мол, должен быть помоложе?! Но ведь лет ему, по-крайней мере, две с лишним тыщи! Адобашьян с Галкиным, который недавно доказал, что способен и в реальности учинить изрядный дебош - вполне соответствуют булгаковским персонажам. "Соткавшийся из воздуха" Александр Абдулов, оказался вполне убедительным клетчатым Коровьевым.
Но вот начинается роман в романе, и благородная сепия Патриарших прудов расцвечивается под полуденным солнцем Болгарии и южного берега Крыма, где велись съемки эпизодов романа о римском прокураторе. У меня, да, наверняка, и у многих Кирилл Лавров, ну никак не соотносится с персоной наместника империи в беспокойной оккупированной провинции. Прекрасный актер, увы, давно уже был в слишком пенсионном возрасте. И шаркающая его походка отнюдь не кавалерийская. Ведь Понтий Пилат - это не просто чиновник, но и военачальник, всадник, в конце-концов! Невозможно представить этого почтенного старца в конной атаке, отбившего от германцев своего верного Марка-Крысобоя.
Скорее эта роль больше подходила бы литовскому актеру, сыгравшего начальника тайной стражи Афрания, которого Басилашвили наделил своим голосом. Ведь немало мы видели Пилатов в мировом кино: Род Стайгер, Харви Кейтель, Христо (!) Шопов в "Страстях Христовых" Гибсона и все они крепкие, грубые, суровые такие мужики. Ведь они боялись за свою дальнейшую карьеру и саму жизнь, которые мог оборвать своим указом могущественный кесарь, развратный и жестокий Тиберий, получив донос из Иудеи. Ведь всем ясно, кого имел в виду Михаил Афанасьевия?
Многие священнослужители РПЦ осуждали роман и его автора за то, что на страницах русского романа возник образ богочеловека в его талмудической трактовке – Иешуа Га-Ноцри из Гамалы. Человек без роду и племени, бродячий философ, попросту – бомж. То есть не сын Девы Марии, не наставник за которым следуют ученики. Сергею Безрукову хорошо бы было перед съемками в этой роли посидеть на разгрузочной диете, особенно заметна его холеная упитанность в сценах, где ему приходится выступать в одной набедренной повязке.
Далее, погоня по ночной Москве. Все-таки, сразу видно - режиссер Бортко явно человек питерский. И Москва ему не далась. Художники могли бы поработать более тщательно, ведь город один из главных героев романа. И в московских переулках сохранилось достаточно конкретных мест и домов, которые помнят самого Булгакова. Жители же Санкт-Петербурга, напротив, узнавали уголки родного города: и дом на Большой Садовой и особняк Маргариты, и театр Варьете – они оттуда. Ну, конечно же, это придирки, но нам, москвичам обидно - ведь когда-то киевлянин Булгаков сумел замечательно написать Москву - Москву советскую!
И вот во время этой самой погони появляется пресловутый кот Бегемот. Ну нет, господа-товарищи, эта плюшевая кукла, ну ни капельки не обаятельна! Пусть бы хоть говорила голосом Александра Баширова, который иногда будет появляться в его человеческом воплощении. Перемудрили или недомудрили со спецэффектами. Неудовольствие образом кота Бегемота объединяет и сторонников, и критиков сериала.
Извините, писать рецензию на сериал тоже нелегко. Ведь ни Мастер, ни Маргарита еще не появились в моем повествовании. Но и в романе они возникают далеко не в первых главах. Делюсь именно своими первыми впечатлениями, от первого просмотра по телевизору – то, что цепляло. Но вот прошло уже почти шесть лет, и многое как-то сгладилось. Потом я посмотрел весь сериал на диске, а недавно опять повторяли по ТВ, и снова смотрел, и как-то даже находил в нем больше достоинств, чем в первый раз. Жаль, конечно, что автор не сумел передать сатирической, иронической и юмористической атмосферы романа, слишком уж все всерьез. Даже сам Сатана на фоне дьявольского режима выглядит по-своему обаятельным дедушкой.
И вот она - клиника профессора Стравинского. Очень точно сыграл его Василий Ливанов. Так внимательно отнесся к новому пациенту – поэту Ивану Бездомному, который поведал ему истинную правду, и вынес вердикт – шизофрения. Все, что связано с театром «Варьете» и с "нехорошей" квартирой выше всяких похвал. Степа Лиходеев (Александр Панкратов-Черный), финдиректор Римский (Илья Олейников), Варенуха (Андрей Шарков) ,превращенный в вампира поцелуем нагой ведьмы Геллы (Таня Ю), которая столь же неприкрыто работает горничной в «нехорошей квартире» и открывает дверь прибывшему из Киева дяде покойного Берлиоза. Гениален в этой крошечной роли - Роман Карцев.
И появляется только в конце третьей серии Мастер - Александр Галибин, и заговорит голосом Иешуа, то есть Безрукова. Внешнее попадание в самую точку! И Анна Ковальчук - хороша и обаятельна в роли его любимой Маргариты, хотя эту роль, по-моему, лучше бы сыграла Ксения Раппопорт. Можно бесконечно перечислять всех персонажей, и, скорее всего, для этого надо написать рецензию ко второй части сериала. Но все-таки Булгаков писатель мистический, как сам он себя обозначил в письме к Сталину. Мистика, однако, еще и в том, что, сняв сугубо антисоветские фильмы по романам Булгакова, Владимир Бортко вдруг вступил… в Коммунистическую партию Российской Федерации!!!
(продолжение следует)
больше похоже на рецензию, чем про тараса бульбу, но все-таки...
замечания по актерам - чем именно не вписались в роли? аргументируйте.
на удаление или перемещение не выдвигаю, но о правке прошу настоятельно) и исправьте грамматику - есть ошибки
Уважаемая Шпилька! Полгода отсутствовал в интернете и в кинокопилке. Вернулся и обнаружил много нового и интересного, в том числе и эту рубрику. Поражен быстротой Вашей реакции - ведь писал я далеко заполночь! Буду стараться. Надеюсь, еще будет повод поговорить.
Хороший сериал у Бортко получился (в общем). Красиво, динамично, саундтрек опять же отличный... Правда, кукла кота эта паршивенькая, которую не обсуждал только ленивый... Актёры убедительны (ну, разве что к Азазелло-Филиппенко вопросы). И чего все прицепились к Безрукову? Ничего "бригадного" в нём здесь не прослеживается... Отличный Га-Ноцри! Баширов, как всегда, один и тот же, - играет себя; рядом с Галкиным ежеминутно ожидаешь увидеть сына турецкоподданого с верной командой "абреков и кунаков" (просто социальный тип такой был тогда, видать).
Словом, за неимением других экранизаций (во всяком случае, распространённых) эта - вполне прилична.
А поступкам Бортко удивляться не стоит - "рыба ищет, где глубже..." (с Говорухиным та же история). Слаб человек-с... Да ладно, - не тем он нам дорог!
Рецензии - плюс.
"не помню кто в "Страстях Христовых" Гибсона" был хрупкий педрильный Дэвид Боуи, уж никак не "крепкий, грубый, суровый такой мужик" Но как ему шло платьице типа тога!
"не помню кто в "Страстях Христовых" Гибсона" был хрупкий педрильный Дэвид Боуи, уж никак не "крепкий, грубый, суровый такой мужик" Но как ему шло платьице типа тога!
В "Страстях Христовых" Гибсона Понтия Пилата играет болгарин Наумов-Шопов с подходящим именем - Христо. А Дэвид Боуи в "Последнем искушении Христа" режиссера Мартина Скорсезе.
Уважаемый BARS2009, похоже скоро выйдет на экраны еще один фильм "Мастер и Маргарита".
Мое мнение об этом фильме: слишком много мистики, слишком мало человеческих отношений. +
Уважаемый BARS2009, похоже скоро выйдет на экраны еще один фильм "Мастер и Маргарита".
Мое мнение об этом фильме: слишком много мистики, слишком мало человеческих отношений. +
Мистики слишком много вокруг судьбы этого фильма. Ведь фильм Юрия Кары был снят еще в 1994 году. А Вы его видели? Где?
Мистики слишком много вокруг судьбы этого фильма. Ведь фильм Юрия Кары был снят еще в 1994 году. А Вы его видели? Где?
Природа человеческая такова. Люди хотят приобщиться к тайне. В этом фильме заложена большая тайна.
Книга ж непростая. А вокруг фильма была не мистика, а откровенная шумиха. То, что происходило во время создания фильма, повлияло не только на то, что происходило на съемочной площадке, но и на фильм в целом. Я считаю, что фильм не очень удался. Книга намного сильнее.
Вот, врожденная интеллигентность Вас губит! После "Собачьего Сердца" выдать ТАКОЕ..! Лаврова, просто проклял не отходя от экрана..! Ну.., дожался Кары и любимого Ульянова..! Опплевал все углы! Ульянов-Пилат хорош, но все акценты в "теме" смещены.., короче получился - хлам! Зарекся смотреть экранизации "М и М"...
Интересно, а почему никто не говорит о том, какая замечательная музыка в этом фильме?