"Не думаю, что люди могут смириться с тем, что жизнь бессмысленна. Это заставляет их чувствовать себя крайне неуютно. По-видимому, и религия, и мифология были изобретены для того, чтобы найти во всем хоть какой-то смысл". Дэвид Линч
Смотреть творения Дэвида Линча решится не каждый, ибо подсознание неподготовленного зрителя может просто воспротивиться всем перипетиям, которые приготовил режиссер. Признаться, нам, детям 90-х повезло в этом плане: почти каждый из нас в юном возрасте прикоснулся к работам мастера через сериал
«Твин Пикс». Мне кажется, даже в 70 лет, услышав главную музыкальную тему, написанную Анджело Бадаламенти, меня вновь будет сковывать приступ страха, перемешанный с неподдельным интересом.
Познакомившись с такой порцией сюжетных поворотов уже в детстве, казалось, что в более в старшем возрасте Линч станет более понятен. Отнюдь, полученный, пускай, и небольшой опыт стесняет сознание. Вывод один: понять Линча сложно. Признаюсь, мне кажется, что и не хотел Линч, чтобы его понимали, он делал то, что ему нравилось, то, что он ощущал. Возможно, он и сам не мог ограничиться придуманными сюжетными линиями и ходами. Да, и зачем останавливаться, раз проходят года, а люди разбирают и пытаются понять и разобрать. Пускай, не мэйнстрим, но зато какое не проходящее и неподдельное любопытство.
Первое ощущение, которое возникло от «Шоссе в никуда» - фильм о психическом расстройстве. Конечно, найдутся и те, кто выявит другую линию, но в своей работе, я буду придерживаться медицинской версии. Наверное, так будет легче, потому что скрип серого вещества как первого снега в моей голове уже слышится.
В медицинских справочниках подобное расстройство, которое наблюдается у главного героя Фреда Мэдисона, называется «психогенная фуга». Это расстройство «характеризуется внезапным уходом из дома или с работы, утратой истинной идентичности и появлением новой самоидентификации». У человека возможна дезориентация и замешательство. После восстановления больной часто не может вспомнить происшедшие с ним события. Мне показалась правильной и цитата, написанная, к сожалению, не мной: «Lost Highway» вовсе не мистический триллер, как часто пишут на обложках, а художественно оформленная работа по психоанализу».
Основываясь, на данное определение психического расстройства, я попробую соотнести фабульную часть «Шоссе в никуда», и понять, могло ли действительно иметь место заболевание или всё же Линч в очередной раз не смог обойтись без мистического контекста.
С первых кадров, скажем, в самом начале, когда на экране очень ритмично появляются только титры на фоне подсвеченного шоссе, звучит музыка. Если вслушаться, то слова у песни, погружают нас в определённый контекст. Линч задаёт курс.
«I'm deranged
Cruise me cruise me cruise me babe»,- глубоко, но с надрывом поёт Дэвид Боуи. «Я помешанный…»- западет в голове и мы начинаем путешествии по «потерянному шоссе».
В этом путешествии один герой превращается в другого, главные героини словно раздваиваются и все вроде бы понятно, если бы не так запутано. Бедный зритель кружит по "шоссе" и понимает, что вывернуть некуда, сознание Линч запутал как мог.
Конечно, кто-то скажет, что разбирать Линча невозможно, любое прочтение будет примитивным, кажется, наш мозг устроен иначе, чем великого режиссера. Сказать честно, на режиссёров как Линч не обходимы десятки часов и сотни исписанных листов. Ибо настолько многогранный сюжет, невозможно проглотить в несколько приёмов.
И пусть, кто-то говорит , что это непонятный фильм, но признаться, никто и не говорил, что будет иначе. Нас в самом начале предупредили. Да, что там, даже спели I am deranged… А дальше дело зрителя, ехать ли по этому шоссе в никуда или остаться в стороне и никогда не почувствовать себя хотя бы на каплю безумным. Это ведь всего лишь игра, хотя и опасная. Это всего лишь «психогенная фуга».
Писать рецензии на Линча - дело неблагодарное. Я бы не взялся Любой анализ даст повод критиканам обвинить автора в поверхностном мышлении. Так что решение описать фильм только с медицинской точки зрения, наверное, правильное. Единственное, для человека, фильм не смотревшего, создается очень неполное представление о творении Линча. Хотя, некоторые считаеют, что рецензии пишутся только для тех, кто фильм посмотрел. Лично я прочитал с удовольствием. Если хватит сил, напишите и о других аспектах
ps "Основываясь на данноМ определениИ психического расстройства,"
Писать рецензии на Линча - дело неблагодарное. Я бы не взялся Любой анализ даст повод критиканам обвинить автора в поверхностном мышлении. Так что решение описать фильм только с медицинской точки зрения, наверное, правильное. Единственное, для человека, фильм не смотревшего, создается очень неполное представление о творении Линча. Хотя, некоторые считаеют, что рецензии пишутся только для тех, кто фильм посмотрел. Лично я прочитал с удовольствием. Если хватит сил, напишите и о других аспектах
ps "Основываясь на данноМ определениИ психического расстройства,"
Cпасибо за мнение)
Это часть из большой работы, написанной мною на таком предмете как "Анализ фильма".
Просто выставлять ее всю- было бы неверно: все равно слишком долгие писанины читать вряд ли, кто захочет)) Поэтому выжала самое интересное, на мой взгляд.
Спасибо. Очень хорошая рецензия на самый загадочный, непроницаемый (ну, пожалуй сразу после Внутренней Империи) фильм мастера настоящих психологических ужасов. Это мой самый любимый фильм Линча. Ваша идея рассмотреть фильм как историю болезни весьма плодотворна. Конечно, это взгляд внутрь измученного, взорвавшегося сознания. Но что довело героя к полному внутреннему распаду, краху, побегу в тупик на потерянной дороге? Мне кажется, что история, которую Линч показывает очень простая и вечная. Ту же историю он расскажет (или изобразит, Линч не рассказывает истории, он создаёт загадочно-притягательные пронзительные кино-полотна}, через четыре года после Хайвея в Малхолланд Драйве - историю душу раздирающей любви, желания, одержимости, ревности и невыносимой вины. Можно уничтожить, растерзать объект желания, но убить любовь и тоску по ней невозможно. Она вернется во сне, она будет преследовать одержимого ею пока он в состоянии чувствовать. Она будет жить в его душе и мыслях и пытать его до последнего вздоха. И никогда он не сможет вернуть её и обладать ею хотя бы ещё одно мгновенье.