Да-а, и откуда берется в человеке эта жажда путешествий, новых впечатлений, открытий неизведанных мест? Не знаю, но думаю, именно это подтолкнуло главных героев фильма «Дневники мотоциклиста», двух друзей Эрнесто де ла Серна и Альберто Гранадо отправиться в путешествие по Латинской Америке, продлившееся 8 месяцев, за которые они преодолели почти 10500 км. В начале на старом мотоцикле Нортон 500 1939 г., а потом сдав его на металлолом, пешком, на пароходе, попутках, плоту. Сюжет этого фильма прост, без затей. Скажу так, в нем нет ничего лишнего.
Наверное, чтобы не отвлекало от главного. А именно, становления Че Гевары как личности, формирование его мировоззрения и взглядов на жизнь, на общество, на политику. Фильм про путешествие, которое изменило его жизнь. Неспешность повествования создает определенное настроение, дающее почувствовать ту среду, обстановку, в которой оказался главный герой. На протяжении всей картины он видит обездоленных, терпящих нужду людей и это вызывает в нем сострадание, желание помочь. Вначале это веселый беззаботный парень, но ближе к финалу у него возникают вопросы - почему так происходит? и что надо сделать для того, чтобы ситуация изменилась к лучшему? Правда, ответы он найдет гораздо позднее, уже за рамками этого фильма. Эта картина созерцательная, порой серьезная, порой ироничная, порой грустная, а порой веселая, открывающая Эрнесто де ла Серна абсолютно с другой, новой стороны, когда он еще не Командор Че Гевара, а просто Эрнесто или Стрелок, так в фильме называет его друг.
Режиссер Вальтер Саллес признавался, что прочел книгу «Дневники мотоциклиста» давно и она оказала на него большое влияние. Настолько, что он решил снять по ней фильм. Подготовка к съемкам шла 3 года, в течение которых режиссер неоднократно проделывал маршрут главных героев. Недаром Саллес начинал как документалист. Работая над фильмом, для достижения большей документальности, режиссер, съемочная группа, актеры просто отправились по следам Эрнесто де ла Серна и Альберто Гранадо и записали свое путешествие на пленку. Из Буэнос-Айреса на запад через Патагонию в Чили, потом на север через пустыню Атакама, потом подъем в Анды, потом Сан-Пабло и конечный пункт – полуостров Гуахира. Съемки с натуры велись именно там, где того требовал сценарий. Более чем в 30 местах. На роль аргентинцев приглашали только аргентинских актеров, на роль перуанцев только перуанских и т.д. Исключение сделали только для главного героя, его играет мексиканец Гаэль Гарсиа Берналь. И как играет? Не играет, а просто проживает жизнь человека на экране. В фильме есть несколько документальных вставок. То это черно–белые фотографии местных жителей, но видно, что люди «живые»: дышат, моргают. То это настоящий 80-летний уже Альберто Гранадо на том аэродроме, с которого он провожал своего друга Эрнеста, с взглядом, направленным вдаль, в свои воспоминания. И надо сказать, Саллес добился правдоподобности. На Кубе был организован спецпоказ для вдовы, детей и друзей Че Гевары. И все отметили, что Че в фильме как настоящий. Но помимо этого, фильм наполнен красивыми пейзажами и удивительной музыкой, за которую отдельное спасибо Густаво Сантаолалле. (Она же звучит в фильме «Мои черничные ночи»). Фильм собрал более 40 призов и наград, в том числе и премию «Оскар» за лучшую песню. Конечно, режиссер не смог уйти от некоторого символизма в фильме. Эрнесто здоровается с больными проказой без перчаток; не взирая на опасности, переплывает ночью реку, разделяющую лепрозорий с больными и персоналом, тем самым, делая свой выбор. А чего стоит диалог между главным героем и местным жителем: «Ваша корова скоро ослепнет. А на что ей тут смотреть?». Или слова о том, что революцию нельзя сделать без единого выстрела и крови.
Конечно, для многих Че Гевара - это, скорее, образ с футболки, некий бренд, чем реальный персонаж. Мало кто знает, что это был очень интересный, разносторонне развитый человек. Любил поэзию, живопись, сам рисовал акварелью, увлекался шахматами, планеризмом, велоспортом, играл в регби и футбол. К сожалению, об этом в фильме практически ничего нет. Его имя вызывает дискуссии до сих пор. Кто-то знает о нем, как о коменданте гаванской тюрьмы, лично участвовавшего в казнях, кто-то винит его в развале кубинской промышленности, экономики и падении кубинского песо. А кто-то знает его как революционера-романтика, бессеребреника, скромного отзывчивого искателя революционных приключений, отказавшегося к концу жизни от всех своих постов и званий. Один философ назвал его «самым совершенным человеком нашей эпохи».
Но это все потом, а пока фильм о молодом 23-х летнем человеке Эрнесто де ла Серна, который почти окончил медицинский факультет, специализирующийся на проказе. Он открыт, обаятелен и очень честен. В начале 50-х г.г. Эрнесто бросив родителей, девушку, институт, отправляется в путешествие с другом и записывает свои впечатления в дневник. Вот как он сам пишет о нем: «это история не о великих подвигах, она повествует о путешествии, однажды проделанном двумя приятелями, ведомыми схожими мечтами и надеждами. Было ли наше видение слишком узким, или подход односторонним, или мы принимали скоропалительные решения; были ли мы слишком категоричными – может быть. Но это по началу бесцельное скитание по Америке изменило меня сильнее, чем я ожидал…намного сильнее. Я …уже не был самим собой, по крайней мере, в душе».
@ Thu, 17 Dec 2009 19:42:47 +0300
и как вы всегда успеваете прочесть первым и дать оценку? спасибо
я кстати тоже после этого фильма скачала аудиокнигу "ДМ", читать просто нет времени, а так в машине очень даже
Как-то были сомнения качать или не...Какой-то капли не хватило, и фильм прошел мимо.
Спасибо рецензии, теперь посмотрю. Интересно, где эта точка, после которой меняется
мировоззрение, ведь Эрнесто мог стать хорошим медиком.
Как-то были сомнения качать или не...Какой-то капли не хватило, и фильм прошел мимо.
Спасибо рецензии, теперь посмотрю. Интересно, где эта точка, после которой меняется
мировоззрение, ведь Эрнесто мог стать хорошим медиком.
он в принципе им и стал. окончил институт, долгое время работал врачом в отряде.
правда есть эпизод, не знаю может выдумка- когда он партизанил, в походе надо было делать выбор что нести дальше -медикаменты или боеприпасы. он выбрал второе. все таки революция для него была важнее