Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Bars2009 thumb
10/10

ИДИ И ЗРИ!!!

Рецензия на фильм «Царь»

3491 thumb

Дважды в этом году кинематограф представил нам образ первого Царя московского -Иоанна IV,прозванного Грозным. Прозванного так значительно позднее, а при жизни он именовался Мучитель. И в сериале Андрея Эшпая (мл), и в фильме Павла Лунгина эта незаурядная личность трактуется как мрачный тиран, деспот, безудержный в своей жестокости, в зловещей подозрительности,и притом фанатически верующий в Бога и в безграничную власть, которая дана одному ему от Бога.

Если в сериале показана вся жизнь Ивана Грозного и эту роль играют три артиста: мальчик,

юноша и взрослый, то здесь проходит около трех лет и Петр Мамонов создает потрясающий в своей убедительности образ дьявольски умного,и притом сознательно играющего в юродивого "самовластительного злодея" (А. Пушкин). И это определение приходит на ум после просмотра,и далее вспоминается - "тебя, твой трон я ненавижу! твою погибель, смерть детей, с жестокой радостью я вижу!..." Как будто бы именно его и имел ввиду наш гениальный поэт! Безграничная власть и развращает безгранично.

Ну, как же! - возражают ревнители самодержавия и православия - ведь он расширил пределы Московского царства, он покорил Казань и Астрахань, он Сибирь присоединил! Но какой ценой? Москву при Грозном дважды сжигали и раззоряли крымские татары. Заколочено надолго окно в Европу разгромом Новгорода и Пскова. Население тогдашней Руси с десяти миллионов сократилось до семи, народ вымирал или разбегался из пределов Руси от ужасов опричнины.



После смерти последнего Рюриковича череда кратковременных правителей на троне: Шуйский, Годунов, несколько Лжедмитриев. Смута, гражданская война. Но вот до сих пор любят и почитают у нас таких вот бесчеловечных самодержцев, как Грозный, как Петр, как Сталин. Последний вообще считал первого своим нравственным учителем и заказал Эйзенштейну воплотить на экране образ православного царя с лицом и голосом Николая Черкасова. Однако работа над второй и третьей серией стоила Эйзенштейну жизни.

Мы видели позднее Ивана Грозного с лицами Юрия Яковлева, Евгения Евстигнеева, Алексея Жаркова -
но там это были знакомые актеры в шапке Мономаха, а Петр Мамонов заставляет нас забыть о своих прежних работах - веришь, что таким и был он, Иван Васильевич. И в немногословной роли его протагониста в последний раз, увы, мы увидим Олега Янковского. И здесь мы верим ему, как мудрому,совестливому и смелому человеку, единственному, кто бросает слова упрека и проклятия в лицо изуверу и самодуру. Янковский с полной отдачей сыграл свою последнюю роль в кино, человека, священника, святого и, вероятно, чудотворца.

Популярные артисты Юрий Кузнецов и Александр Домогаров заставляют нас забыть своих прежних забавных и обаятельных персонажей из сериалов. Это вам не Мухомор и не Турецкий, а ледянящие кровь образы верных псов государевых - Малюты Скуратова и Федора Басманова. Вторую законную жену царя (а всего их было семь) - черкешенку Марию Темрюковну царский шут Вассиан (Иван Охлобыстин) обзывает Вавилонской блудницей и за это брошен на костер. Казней, пыток, застенков в фильме много, но все-таки в реальной действительности было гораздо больше. Во время царских "веселий" одновременно казнили до 300 человек зараз - рубили головы, вешали, варили в кипятке или масле, разрывали лошадьми, сажали на колья. А царь от души наслаждался, да и сам порой принимал участие, как заплечных дел мастер и палач. Особую радость он испытывал, лишая жизни христиан - без покаяния и причащения.

Об изобразительной стороне фильма особая речь. Видно, что снимал американский оператор Том Стерн под руководством русского режиссера - взгляд его камеры незамылен привычными нам киноштампами в трактовке русской истории. Вряд ли он подробно изучал картины наших академистов и передвижников, но снимал обостренно игру психологических оттенков на лицах героев.

Может быть, единственный, по моему, недостаток фильма - не слишком четко обозначено место действия - Москва. Да, город был в основном деревянным, но все-таки был уже построен Храм Покрова на рву - Василия Блаженного. Можно было бы показать и его, хотя бы смутным силуэтом. А так слишком узнается музейный городок Суздаль. Ну, и для исторической справки - в те годы, когда произошел трагический конфликт царя с митрополитом - Ивану Грозному было 37 - 39 лет, но я не смогу представить себе других более молодых актеров на месте Петра Мамонова и Олега Янковского!

@ Wed, 23 Dec 2009 18:14:15 +0300

Комментарии к рецензии (15)

Eisener_Gustav
  • Кинолюбитель
  • Mon, 28 Dec 2009 02:16:50 +0300

Цитата
"Ну, и для исторической справки - в те годы, когда произошел трагический конфликт царя с митрополитом - Ивану Грозному было 37 - 39 лет, но я не смогу представить себе других более молодых актеров на месте Петра Мамонова и Олега Янковского!"

Где-то так, по фильму, им и есть. Просто бороды старят. Да и седина у каждого появляется в разном возрасте. А если учесть, что люди жили тогда в страхе, то седина - вполне естесственное явление.

baburkin
  • Кинолюбитель
  • Wed, 30 Dec 2009 18:36:11 +0300

Если учесть, какую развратную жизнь вёл Иван Грозный, то в 37 он вполне мог выглядеть на 10-15 лет старше...

Bars2009
  • Киноакадемик
  • Wed, 30 Dec 2009 18:44:08 +0300
baburkin писал:

Если учесть, какую развратную жизнь вёл Иван Грозный, то в 37 он вполне мог выглядеть на 10-15 лет старше...

Согласен, но это просто констатация хронологии. Он дожил таки до 54-х и имел еще 4-х жен официальных, не говоря уж о прочих.

kuyu
  • Кинолюбитель
  • Tue, 19 Jan 2010 00:15:25 +0300

"Ивану Грозному было 37 - 39 лет, но я не смогу представить себе других более молодых актеров на месте Петра Мамонова и Олега Янковского!" - конечно же. Это не первый случай. Бондарчук играл Пьера Безухова уже в солидном возрасте. Но как сыграл! И Смоктуновский гениально сыгравший Гамлета, тоже вышел из возраста своего персонажа. Вероятно для таких ролей нужен и опыт жизненный и актёрское мастерство соответствующего уровня.

vaddim54
  • Зритель
  • Sun, 04 Apr 2010 22:55:44 +0400

Да уж! Хватит пересказывать сценарий и учебник истории. Ждём от Вас Анализ и оценку фильма! question2

vasiavasilich
  • Кинокритик
  • Sun, 30 May 2010 03:48:44 +0400

Номинально, Вы, конечно, во многом правы, но личность Ивана Грозного нельзя рассматривать в отрыве от современной ему эпохи. На фоне Марии "Кровавой", Филиппа II "Инквизитора", семейства Борджиа, Сулеймана "Великолепного" и многих-многих других своих современников Иван IV будет выглядеть совершенно иначе, чем может показаться нам после просмотра "Царя". Когда европейские кинематографы берутся за экранизацию событий того времени, они показывают и кровь, и страдания, и насилие, иногда и "мясо", но при этом не "маньякизируют" своих правителей. "Царь" же раскрывает образ Ивана Грозного в отрыве времён и нравов присущих XVI веку, что приводит к "демонизации" его личности.

aga1949
  • Киновед
  • Fri, 03 Dec 2010 09:24:16 +0300
vaddim54 писал:

Да уж! Хватит пересказывать сценарий и учебник истории. Ждём от Вас Анализ и оценку фильма! question2

Согласен. Анализа нет. Ни фильма ни его историчности. surprised 3-10

drei_Kameraden
  • Кинокритик
  • Sun, 02 Jan 2011 19:04:32 +0300
vasiavasilich писал:

Номинально, Вы, конечно, во многом правы, но личность Ивана Грозного нельзя рассматривать в отрыве от современной ему эпохи. На фоне Марии "Кровавой", Филиппа II "Инквизитора", семейства Борджиа, Сулеймана "Великолепного" и многих-многих других своих современников Иван IV будет выглядеть совершенно иначе, чем может показаться нам после просмотра "Царя". Когда европейские кинематографы берутся за экранизацию событий того времени, они показывают и кровь, и страдания, и насилие, иногда и "мясо", но при этом не "маньякизируют" своих правителей. "Царь" же раскрывает образ Ивана Грозного в отрыве времён и нравов присущих XVI веку, что приводит к "демонизации" его личности.

Согласен. Жестокости в средневековой Европе было не меньше, чем в России. Волосы дыбом встают.
Рецензия неплохая, но короткая)

Bars2009
  • Киноакадемик
  • Sun, 02 Jan 2011 21:18:40 +0300
UserZero писал:

Согласен. Жестокости в средневековой Европе было не меньше, чем в России. Волосы дыбом встают.
Рецензия неплохая, но короткая)

Спасибо, что обратили внимание на столь древний текст. Сейчас я бы над ним поработал. Может быть, когда будет настроение пересмотреть - я его перепишу и дополню.

drei_Kameraden
  • Кинокритик
  • Sun, 02 Jan 2011 21:36:22 +0300
Bars2009 писал:

Спасибо, что обратили внимание на столь древний текст. Сейчас я бы над ним поработал. Может быть, когда будет настроение пересмотреть - я его перепишу и дополню.

Просто фильм только сегодня посмотрел)
С Новым Годом! smile Здоровья и творческих успехов!

Добавить комментарий