По жанру этот фильм не драма, а трагикомедия и даже трагифарс. Долгий спор комментаторов о том, провинция ли город Самара (Куйбышев), или пуп земли(?) может сбить с толку тех, кто захочет посмотреть этот очень четко выстроенный, ясный и обстоятельный фильм. Подлинный факт со "Стоянием Зои" отмечен свидетельствами очевидцев, но здесь это Чудо, отнюдь не медицинский феномен, а символ, метафора всеобщего оцепенения, в котором находилось советское общество даже три года спустя после смерти "Отца народов". Юрий Арабов написал
замечательный сценарий, Александр Прошкин адекватно воплотил его на экране. Все актеры - и популярные и малоименитые сыграли свои большие и эпизодические роли великолепно.
Кроме обозначенного в описании явления окаменевшей девицы, еще немало чудес произойдет в начале
знаменательного 1956 года с героями фильма: внезапное исчезновение портрета генералиссимуса в кабинете главного редактора областной газеты, без него же останется в одиночестве гипсовый Ильич на
привокзальной площади, неожиданное обретение утраченного взаимопонимания в семье журналиста и пианистки и, наконец, из разверзнувшихся хлябей небесных, в центр событий спустится тот, кто в начале бубнил что-то невнятное на экранчике телевизора КВН. А ведь это сам Никита Сергеевич Хрущев, чья речь на ХХ съезде обозначит начало "оттепели". И события развиваются от зимы к весне... Январь, февраль, март,апрель...
Думается, что многие воспримут жизнь показанную в фильме, как карикатуру на жизнь советских людей, если их восприятие основано на шоу "Старые песни о главном" и советских кинокомедиях. Поверьте, в реальности все выглядело намного неприглядней. А тут как-никак, металлургический завод (О, эти доменные печи! - их силуэты сопровождали любой плакат или почетную грамоту в советские времена!) дымит и гудит! План по выплавке чугуна и стали на душу населения перевыполняется ежеквартально. Рабочая молодежь имеет право и средства (пол-литра стоили 2р.86 коп) на культурный досуг. Заезжие журналисты пользуются успехом у местных девчат. Но теперь корреспондент - Константин Хабенский, едет в Гречанск, по другому поводу. Мистический случай с остолбеневшей девицей обрастает слухами, ширится движение религиозных сектантов и необходимо разоблачать это мракобесие - немыслимое в стране победившего социализма.
Забавный поначалу персонаж - уполномоченный по делам религий местного райкома, который по должности обязан утихомирить общественное мнение, в блестящем исполнении Сергея Маковецкого вырастает в жуткую, зловещую фигуру. Не просто чиновник, а подполковник КГБ, и действует он соответственно своему статусу. Он не только пытается запудрить мозги областному корреспонденту, но как дьявол искушает местного священника. Чудовищный выбор,выпадает на долю настоятеля маленькой провинциальной церкви. Этот безукоризненно порядочный человек должен будет солгать во время проповеди – и этой страшной ценой спасти свой храм – или сказать правду, и тем самым обречь церковь на разрушение и раззорение. Известно, что именно в это время усилилась во много раз антирелигиозная пропаганда, и в то время оборотистые дельцы по дешевке собирали коллекции икон. Хрущев - сам верный ленинец и сталинец - подчеркивал тем самым свое отличие от предшественника - недоучившегося семинариста.
Впервые вижу на экране неожиданно похожий и внешне, и внутренне, образ Первого секретаря ЦК КПСС - я ведь хорошо помню это время. Александр Потапов очень ярко и сочно сыграл эту историческую фигуру. За 11 лет его правления многое изменилось в жизни страны. Хорошего и плохого он сделал немало и чуть было не поставил мир на порог 3-й мировой ядерной войны. Хамоватый мужичок, уверенный во всеобщем подчинении и подобострастии, сталкивается с непостижимым, и в нем происходит некий внутренний надлом.
Нет, не карикатура и не "чернуха" это "Чудо" Арабова и Прошкина, а фильм о некой надежде на выход из оцепенелого состояния в которое временами впадает Россия и российский народ, и в котором мы оказались сейчас. Очень много точных деталей в воссоздании атмосферы пятидесятых, а провинциальный пейзаж - он почти таким и остался. Внимательно слежу за творчеством Александра Прошкина, который снимает замечательные фильмы о судьбах русских людей в переломные моменты русской истории. "Холодное лето пятьдесят третьего", "Увидеть Париж и умереть","Михайло Ломоносов", "Николай Вавилов", "Русский бунт", "Доктор Живаго", "Живи и помни", "Чудо". К сожалению, в КиноКопилке только два из этого списка.Смотрите и размышляйте!
@ Mon, 28 Dec 2009 22:32:24 +0300
даа глубоко вы копнули. поставила плюс.правда я с более легкими мыслями смотрела этот фильм. а вы заметили сколько раз за фильм слово чудо было произнесено, причем к вполне простым вещам и явлениям?
простите, а у вас действительно такой почтенный возраст или это фишка такая писать в пседодокументальном стиле? видел мол все сам подписываюсь под каждым словом
Рецензия ваша достойна внимания. Вы четко и понятно объяснили видение фильма. Теперь все становится на свои места. Безусловно это ни в коем случае не трагедия. НО...Меня всегда настораживает ирония над церковью и разными непонятными явлениями, происходящими с людьми. Конечно историю делают люди и " стояние Зои" "не медицинский термин"(с). Пусть героиня - "символ всеобщего оцепенения"(с), может не стОит влезать в непонятное с нашими мерками Как бы нам самим не оказаться в психушке как Татьяне С уважением...
даа глубоко вы копнули. поставила плюс.правда я с более легкими мыслями смотрела этот фильм. а вы заметили сколько раз за фильм слово чудо было произнесено, причем к вполне простым вещам и явлениям?
простите, а у вас действительно такой почтенный возраст или это фишка такая писать в пседодокументальном стиле? видел мол все сам подписываюсь под каждым словом
В 1956 году мне было уже 14 лет - вполне сознательный возраст. Уже можно было вступать в комсомол. А сейчас выдают паспорт.
Рецензия ваша достойна внимания. Вы четко и понятно объяснили видение фильма. Теперь все становится на свои места. Безусловно это ни в коем случае не трагедия. НО...Меня всегда настораживает ирония над церковью и разными непонятными явлениями, происходящими с людьми. Конечно историю делают люди и " стояние Зои" "не медицинский термин"(с). Пусть героиня - "символ всеобщего оцепенения"(с), может не стОит влезать в непонятное с нашими мерками Как бы нам самим не оказаться в психушке как Татьяне С уважением...
Спасибо за внимание! Иронии по отношению к церкви в картине нет. Наоборот, самыми достойными людьми показаны и местный священник, и его семья, и Архирей - бывший фронтовик. А вы заметили, что очнувшаяся
от оцепенения Татьяна впервые обрела осмысленное и просветленное выражение лица?
Спасибо за внимание! Иронии по отношению к церкви в картине нет. Наоборот, самыми достойными людьми показаны и местный священник, и его семья, и Архирей - бывший фронтовик. А вы заметили, что очнувшаяся
от оцепенения Татьяна впервые обрела осмысленное и просветленное выражение лица?
Мне все же не совсем понятен образ священника. Куда он пропал? Много недосказанного.Невольно воспринимаешь сюжет фильма как пародию на действительность. По-моему, было бы лучше показать более серьезно тему этого чуда. Конечно в фильме видно, что Татьяна изменилась.Но концовка какая-то размытая.
В 1956 году мне было уже 14 лет - вполне сознательный возраст. Уже можно было вступать в комсомол. А сейчас выдают паспорт.
тогда снимаю шляпу
Если вас волнуют судьбы героев, значит фильм как произведение искусства состоялся. Бесследно люди исчезают и сейчас. Если бы вы могли себе представить, что тогда чувствовал человек за которым пришли трое в форме, и у которого отец погиб в лагере. Финал не обязан быть слишком ясным, главное, что есть повод подумать.
Мне все же не совсем понятен образ священника. Куда он пропал? Много недосказанного.Невольно воспринимаешь сюжет фильма как пародию на действительность. По-моему, было бы лучше показать более серьезно тему этого чуда. Конечно в фильме видно, что Татьяна изменилась.Но концовка какая-то размытая.
думаю, священник поехал на вокзал - скитаться, начиная все с начала и отмаливая свои грехи. а сам фильм скорее не пародия, а гротеск.отсюда думаю и концовка такая. в жизни все проще было , умерла она вскоре
думаю, священник поехал на вокзал - скитаться, начиная все с начала и отмаливая свои грехи. а сам фильм скорее не пародия, а гротеск.отсюда думаю и концовка такая. в жизни все проще было , умерла она вскоре
Спасибо.Наверно вы правы.
Если вас волнуют судьбы героев, значит фильм как произведение искусства состоялся. Бесследно люди исчезают и сейчас. Если бы вы могли себе представить, что тогда чувствовал человек за которым пришли трое в форме, и у которого отец погиб в лагере. Финал не обязан быть слишком ясным, главное, что есть повод подумать.
Даа...Вы поменяли мое представление о фильме.Спасибо.