Несравненный! Неподражаемый! Неповторимый! Еще и еще раз можно повторять эти эпитеты в адрес блистательного Жерара Филиппа и его Фанфана при любой возможности пересмотреть эту дивную героическую комедию из далекого 1952 года. Теперь порой приходится напоминать об этом, ибо появился во Франции римейк, и новое поколение скорее по нему составит свое представление о легендарном персонаже французского песенного фольклора. Но, как верно заметил один из комментаторов, этот фильм Кристиана -Жака подобен выдержанному марочному вину из замков Бургундии,
или Бордо (раз уж полк именуется Аквитанским), а продукт, изготовленный в 2003 году скорее похож на безалкогольное пиво. Для того, чтобы привлечь внимание молодежи, достаточно было просто раскрасить тот старый черно-белый фильм, и это получилось очень даже недурно. В традициях эпохи. В стиле рококо.
С первого же мгновения, уже при просмотре титров, можно оценить блестящий, легкий, ироничный стиль, в котором нам будет показана и рассказана эта история - легендарная и достоверная одновременно. Одним из сценаристов фильма был писатель Рене Фалле - большой друг замечательного поэта Жоржа Брассенса. Многие персонажи вполне исторические личности. Бесконечные войны Людовика XV Возлюбленного, отнюдь не были только королевским развлечением. Мировая геополитика кроилась не только на полях Шампани и холмах Эльзаса. Правнук Короля-солнца успешно проматывал богатейшее достояние монархии в войнах за польское и австрийское наследство, уступая Англии первенство на морях и власть над американскими колониями, разоряя налогами и рекрутскими наборами население. Вольтер и энциклопедисты уже готовят общественное мнение третьего сословия к осознанию своей возрастающей силы. Силы, которая подготовит грядущую Революцию, волна которой обрушится к концу века буквально на головы следующего Людовика и его жены - Марии-Антуаннеты.
Мы впервые увидим нашего героя Фанфана - (Жерар Филипп) в весьма деликатной ситуации. Молодой ловелас, парижанин, застигнутый врасплох в копне сена с юной пастушкой, за какие-то три - пять минут демонстрирует каскад ослепительных улыбок, остроумнейших шуток, галантных поклонов, ловких приемов в потасовке с крестьянами. Бегство, пленение, встреча с гадалкой и мгновенное решение из двух зол выбрать меньшее - пойти на службу к королю, а не под венец. Такого фейерверка эмоций на лице одного актера ни прежде, ни после нам не придется больше увидеть никогда. Смущение, наглость, нежность: «Успокойся, милая, я не люблю тебя!» Озорство и гордое достоинство, простодушная доверчивость, отчаянная отвага и трезвый расчет. Исключительно талантливо Жерар Филипп набросал портрет классического «галльского» характера.
И далее фильм не теряет заданного в начале темпа. Ослепительная Аделина (Джина Лолобриджида) очень хороша и естественна в роли псевдоцыганки. Схватка с разбойниками, захватившими принцессу Генриетту и мадам де Помпадур (Женевьев Паж) необыкновенно зрелищна. Предсказание начинает сбываться: он целует саму дочь короля, а его фаворитка становится крестной матерью и дарит ему серебряный тюльпан! Мы видим Аквитанский полк, где капрал Фьерабра (Ноэль Роквер) станет конкурентом Фанфана в борьбе за сердце Аделины и соперником в череде сабельных поединков. Кстати, во всех боевых эпизодах Филипп, человек совсем не спортивный, самоотверженно работал сам, без дублеров. В сценах на крыше дуэлянты так завелись, что прятаться за трубой от ударов соперника им приходилось на самом деле. Ссадина на лбу и проткнутая саблей рука не остановила актерского азарта.
Великолепные сцены во дворце, когда Фанфан проникает в покои своей «суженной» и благовоспитанно слушает ее музыкальные экзерсисы, даже задремывает на мгновенье. А как он ведет себя во время казни! Как ловит образ Аделины на дне стакана! Как отдает салют своему противнику, провалившемуся на дно колодца! С каким достоинством он предстает в финале перед лицемерным и сластолюбивым королем (Марсель Эрран)! Он уходит в глубину кадра вместе с Аделиной и верным другом Транш-Монтанем (Оливье Юссено). Кто знает, может быть в будущем Фанфан и станет одним из маршалов Франции как раз ко времени революции и наполеоновских войн?
«Фанфан -тюльпан» получил приз кинофестиваля в Каннах в 1952 году. Как символично, что артист, сыгравший заглавную роль, родился тридцать лет назад именно в этом солнечном городе! Тогда в 1922 году это был провинциальный приморский городок, и юному Жерару до окончания школы мысль об артистической карьере и в голову не приходила. Его юность пришлась на время немецкой оккупации Франции, и почти случайно он попал на сцену, чтобы заменить заболевшего приятеля. На юг переехали в то время многие деятели театра и кино, и молодой артист был ими замечен. Как никто другой, он подходил на роли романтических героев и персонажей из классической литературы.
Первой его театральной работой стала роль Ангела а пьесе Жироду «Содом и Гоморра», а оглушительного успеха он добился в роли «дьявола во плоти» - Калигулы в пьесе Альбера Камю. Позднее он дважды появится и на экране в образе дьявола, что доказывает удивительную многогранность его актерских возможностей. Уже став популярным, он поступил в парижскую Консерваторию и всю свою короткую жизнь продолжал самообразование. Простое перечисление авторов, с которыми он соприкоснулся в процессе работы в театре и кино, многое объясняет: Гёте, Корнель, Шадерло де Лакло, Виктор Гюго, Стендаль, Мюссе, Достоевский, Клейст, Шарль де Костер. С ним работали режиссеры: Жан Вилар, Рене Клер, Кристиан -Жак, Клод Отан -Лара, Марк Аллегре, Жак Беккер.
Этот романтический герой и главный любовник Франции (секс-символ, как сейчас говорят) становился холоден и неприступен, как только гасли лучи софитов. Его партнерши - первые красавицы того времени: Мария Казарес, Мишель Морган, Николь Курсель безуспешно пытались продолжить роман за пределами съемочной площадки. «Знойная женщина - мечта поэта», итальянка Джина Лолобриджида, удостаивалась нескольких часов дополнительного внимания с его стороны только в качестве ученицы французского языка.
Жерар Филипп, став мега-звездой, оставался человеком скромным и даже стеснительным. Анн Фуркад, его жена, будучи на несколько лет старше, заботилась о его покое и здоровье. Их дом был открыт для друзей и наглухо закрыт для репортеров. Жена тоже была творческим человеком, режиссером-документалистом. Они оба много работали. Жерар был избран председателем союза театральных деятелей. Несколько раз приезжал в СССР, где был всеобщим любимцем. Строил большие планы на ближайшие 15 - 20 лет. Увы, Жерар Филипп не дожил месяца до 37 лет. Он умер в Париже, в ноябре 1959 года и был похоронен в костюме Сида. Никто так и не увидел его мертвого лица на фотографиях.
В конце - несколько слов о малоинтересном проекте Люка Бессонна и Кравчика с тем же названием. Венсан Перес - никакой не Фанфан. Натужная улыбка, простоват, не так уж и ловок. А что же стало с Пенелопой Крус? То о ней говорят, как о второй Софии Лорен, а тут - и до Джины не дотягивает. Нет, нынче природа таких актеров больше не делает! Да и весь фильм, дословно следуя канве первоисточника, современные режиссеры умудряются растянуть по времени, испортить, оглупить и опошлить каждый эпизод. Поэтому и повторяю - Несравненный! Неподражаемый! Неповторимый Фанфан-тюльпан - Жерар Филипп!
Рецензия понравилась, хотя и длинная. Я бы наверное поставил точку где-то после фразы о том, что "этот фильм подобен выдержанному марочному вину из замков Бургундии, или Бордо". И уж тем более не стал бы столь категорично осуждать более поздние версии. А вообще и фильм восхитителен и рецензия хороша!
Потому и длинная, что это единственный в Копилке фильм с Жераром Филиппом. Хотелось просто немного рассказать о нем.
Как рецензия данное творение мне не понравилось, ибо слишком мало конкретно о фильме. А вот как рассказ о Жераре Филиппе - в точку. Прочитал с большим удовольствием и интересом.
Спасибо!
Как рецензия данное творение мне не понравилось, ибо слишком мало конкретно о фильме. А вот как рассказ о Жераре Филиппе - в точку. Прочитал с большим удовольствием и интересом.
Спасибо!
Именно этого я и хотел. Рассказать об удивительном человеке и актере,
о котором нынче совсем не знают! Единственный с ним фильм в КК.