Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Bars2009 thumb
9/10

ОПТИМИСТИЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ

Рецензия на фильм «В диких условиях»

2267 thumb

"Никто еще не заблудился, следуя своему внутреннему голосу. Пусть даже результатом станет ослабление тела, сожалеть об этом нечего, поскольку такая жизнь находится в согласии с высшими принципами. Если день и ночь таковы, что ты с радостью их встречаешь, если жизнь благоухает подобно цветам и душистым травам, если она стала гибче, ближе к звездам и бессмертию, - в этом твоя победа..." Генри Дэвид Торо "Уолден, или жизнь в лесу".

 

Замечательное американское кино, где на фоне замечательной американской природы два

года странствует (а, вернее, скитается) замечательный американский парень по кличке Супербродяга. За плечами - тяжелый рюкзак. В рюкзаке по большей части хорошие книги: Лев Толстой, Генри Торо, Джек Лондон, Борис Пастернак. Из Калифорнии на поездах и автостопом ранней весной 1992 года он доберется до Аляски, там попросит подкинуть его от города Фэрбенкс до границы Национального парка Денали, над которым возносится острый пик горы МакКинли. И он уйдет от дороги по снежной целине в глубь этой горной тундры и никогда оттуда не вернется живым. Почти четыре месяца он проживет отшельником в ржавой железной коробке старого автобуса и опишет в тетрадке события и мысли каждого дня последнего лета своей короткой жизни.

Эту реальную историю последних двух лет жизни молодого парня Кристофера МакКэндлесса описал в своей книге «В диких условиях» Джон Кракауэр. Книга стала бестселлером 1996 года. Шон Пенн проглотил ее за ночь и загорелся идеей снять фильм с Леонардо Ди Каприо в главной роли. Однако, родители Кристофера почти 10 лет не давали разрешения на экранизацию, и только в 2006 году киногруппа Шона Пенна отправилась в свою «одиссею» по следам Супербродяги, роль которого исполнил молодой актер Эмиль Хирш. Своеобразным реверансом неуступчивым родственникам станет трогательная сцена в начале фильма, когда мать будет разбужена предсмертным зовом пропавшего два года назад сына: «Мама, помоги!»

Фильм очень зрелищный и, можно сказать, документальный. Оператор наслаждается съемками ярких, сочных, многоплановых панорам горных круч, ущелий, рек, лесов, где человек растворяется в природе. И главный герой здесь - просто типаж. Ему нечего, собственно, играть и не с кем общаться в кадре. Он бежал от общества, он достиг своей цели, он один – и этот странный тип почти счастлив! Многоопытным туристам или геологам, охотникам-промысловикам, бывавшим в подобное время года в этих широтах (например, у нас на Камчатке) известно – страшнее в мире зверя нет, чем тамошний комар, мошкА, гнус! Это хуже, чем медведь-гризли или стая волков! Но здесь - ни герой, который часто бегает по тундре в одних трусах, ни оператор этого не замечает. Странно!?

Постепенно мы начинаем понимать, что наш бродяга несколько беспечно подготовился к своему последнему походу. Всего 4,5 кг риса. Есть винтовка и много патронов. но когда он застрелит лося, то не сможет сохранить и заготовить 200 кг мяса. У него даже запаса соли нет! Если бы он имел хоть карту местности, то знал бы, что в нескольких милях вверх по реке есть постоянная переправа. Что в округе находится две или три хижины с аварийным запасом продуктов. А в десяти километрах дорога заповедника, по которой каждый день проезжают лесники. Но ничего этого он не знает и не хочет знать, он медленно угасает от истощения, или от отравления. Финальный кадр фильма - автопортрет, снятый самим Кристофером рядом со своим волшебным автобусом. Пленку из его фотокамеры проявили те, кто нашел его тело в спальном мешке через две недели после смерти. Герой и актер, воплотивший его в фильме, удивительно похожи друг на друга. Но литератор и кинематографисты значительно приукрасили характер самовлюбленного эгоиста, каковым был реальный Кристофер МакКэндлес.

 

Я намеренно не касаюсь большей части фильма, посвященной странствиям Алекса Супербродяги по Джорджии и Южной Дакоте, по Аризоне, Колорадо, Неваде, Калифорнии и даже по Мексике. Там наш герой вовсе не одинок. На своем пути он встречает, большей частью, тоже необычных, чудаковатых и добрых людей. Где-то задерживается, подрабатывает на жизнь. Но создается впечатление, что деньги жгут ему руки. Он и начал свой великий поход с того, что отправил чек с порядочной суммой на благотворительность, а наличные сжег на костре вместе с кредитными карточками и документами. Он бросил свой автомобиль, после того как дикая природа нанесла свой первый удар. Машина была затоплена во время наводнения... в пустыне! Лишь однажды, где-то в большом городе (может, в Лос-Анджелесе) он захочет восстановить свои документы, но впервые за много месяцев увидит на экране телевизора президента Джорджа Буша (старшего). А это - февраль 1991 года. Это начинается операция «Буря в пустыне». И желание снова слиться с социумом тут же пропадает.

Фильм на меня произвел очень сильное впечатление. Мне доводилось встречать подобных ребят вдали от столиц и больших городов, неоднократно бывая в безлюдных местах на Алтае, в Сибири и на Камчатке. Там их называли в то время – Бичами. Такая тогда существовала форма внутренней эмиграции. А ржавый автобус и сейчас стоит на Аляске, вблизи речки Текланика, и к нему совершают паломничество любознательные, хорошо экипированные туристы. Благодаря книге Крокауэра и фильму Шона Пенна может даже возникнуть секта имени этого не совсем нормального беглеца от цивилизации.

@ Sat, 06 Feb 2010 00:43:51 +0300

Комментарии к рецензии (25)

fjlsdfkvl
NIKI писал:

Да не был он эгоистом (иначе все люди с принципиальными взглядами на жизнь есть эгоистами). У парня были убеждения, но не было опыта. В молодости это всегда приводит к радикальным последствиям, если ты так фанатично веришь в свои убеждения. Он просто ошибся за что заплатил своей жизнью. В конце фильма он как-раз и осознал свою ошибку (ну если это по фильму; как было на самом деле никто не знает).
___________________
Да, реце плюс и от меня.

Принципы разные могут быть...
Парень получил образование, пережил семейную драму(почувствовал себя бастардом), прочитал туеву хучу книг, русских(заметьте - РУССКИХ - на этом неоднократно акцентировалось внимание) классиков, пережил, передумал миллионы мыслей - был у него опыт. Не невинным младенцем, а затаившим обиду, злобу на родителей, давших ему жизнь и воспитавших его, он отправлялся в путешествие. Кста, это одна из самых, так сказать, архаичных и фундаментальных заповедей - чти отца и матерь. Причем награда за это обещается вполне земная - нота бене - долгая и благополучная жизнь. Каким образом Супербродяга сумел проигнорировать ее, причастившись возвышенных мыслей классиков? Только сознательным противлением естественному - бунтом, как следствием обиды-озлобления. Все это проявления эгоизма, или эгоистических принципов, если хотите.

Bars2009
  • Киноакадемик
  • Thu, 27 Sep 2012 10:25:45 +0400
NIKI писал:

Да не был он эгоистом (иначе все люди с принципиальными взглядами на жизнь есть эгоистами). У парня были убеждения, но не было опыта. В молодости это всегда приводит к радикальным последствиям, если ты так фанатично веришь в свои убеждения. Он просто ошибся за что заплатил своей жизнью. В конце фильма он как-раз и осознал свою ошибку (ну если это по фильму; как было на самом деле никто не знает).
___________________
Да, реце плюс и от меня.

Спасибо и Вам, и Вано за то, что вспомнили мою старую рецензию на прекрасный фильм Шона Пенна о "Супербродяге".

NIKI60
  • Кинокритик
  • Thu, 27 Sep 2012 11:20:39 +0400
Кржемилек писал:

Принципы разные могут быть...
Парень получил образование, пережил семейную драму(почувствовал себя бастардом), прочитал туеву хучу книг, русских(заметьте - РУССКИХ - на этом неоднократно акцентировалось внимание) классиков, пережил, передумал миллионы мыслей - был у него опыт. Не невинным младенцем, а затаившим обиду, злобу на родителей, давших ему жизнь и воспитавших его, он отправлялся в путешествие. Кста, это одна из самых, так сказать, архаичных и фундаментальных заповедей - чти отца и матерь. Причем награда за это обещается вполне земная - нота бене - долгая и благополучная жизнь. Каким образом Супербродяга сумел проигнорировать ее, причастившись возвышенных мыслей классиков? Только сознательным противлением естественному - бунтом, как следствием обиды-озлобления. Все это проявления эгоизма, или эгоистических принципов, если хотите.

Значит мы с тобой поняли фильм совершенно по-разному. Парень хотел убежать от общества потребления, которое ему со своими взглядами на жизнь не нравилось. Семья его не понимала, поэтому и вышли разногласия. Он, читая классиков, выработал свои принципиальные правила жизни (по-большему счету социалистические), которым и хотел следовать. Тут его стоит зауважать, поскольку многие думают о радикальном изменении своей жизни, но мало кто пытается это воплотить на практике так круто.

Мне кажется (да что там, я уверен), что очень сильное влияние на Кристофера МакКэндлеса оказал именно Джек Лондон (социалист), который, если читали его "Путешествие на "Снарке", тоже плюнул на всё (обрати внимание, не на всех, а на всё) и пошел реализовывать мечту своей жизни - сделать кругосветное плаванье, которое для него окончилось очень неудачно, поскольку тоже не имел опыта (хотя в творческом плане всё было просто блестяще). Кто не читал рассказы южных морей Джека Лондона, очень советую: узрите тот первобытный быт о котором мечтал главный герой фильма.

Эгоистом парень не был, поскольку он дань обществу отдал - перевел всю свою наличность на благотворительность. Интересы общества он никак не нарушил (разве что на войну в Ирак не записался). Он был индивидуалистом, но не эгоистом. Но он сделал одну большую ошибку - думал, что если вернется в лоно природы, то он сможет выстоять (бросить вызов; доказать себе, что я это смог; да, тут он тщеславен). Тысячи лет эволюции сделали своё пагубное дело для человека: быть вне общества длительное время вредно для жизни. Концовка фильма: показали всё то от чего он так отказывался (и это не только семья). Его фраза: "Счастье существует лишь тогда, когда есть его с кем разделить".

Какого не было опыта - жизни вне общества. Надо его приобрести, что бы понять ошибочность своих мыслей. Он это понял ценой своей жизни.
_____________
ВАНО, христианский подход не всегда полезен (хотя про отлетающую душу неплохо подмечено).

fjlsdfkvl
NIKI писал:

Значит мы с тобой поняли фильм совершенно по-разному. Парень хотел убежать от общества потребления, которое ему со своими взглядами на жизнь не нравилось. Семья его не понимала, поэтому и вышли разногласия. Он, читая классиков, выработал свои принципиальные правила жизни (по-большему счету социалистические), которым и хотел следовать. Тут его стоит зауважать, поскольку многие думают о радикальном изменении своей жизни, но мало кто пытается это воплотить на практике так круто.

Мне кажется (да что там, я уверен), что очень сильное влияние на Кристофера МакКэндлеса оказал именно Джек Лондон (социалист), который, если читали его "Путешествие на "Снарке", тоже плюнул на всё (обрати внимание, не на всех, а на всё) и пошел реализовывать мечту своей жизни - сделать кругосветное плаванье, которое для него окончилось очень неудачно, поскольку тоже не имел опыта (хотя в творческом плане всё было просто блестяще). Кто не читал рассказы южных морей Джека Лондона, очень советую: узрите тот первобытный быт о котором мечтал главный герой фильма.

Эгоистом парень не был, поскольку он дань обществу отдал - перевел всю свою наличность на благотворительность. Интересы общества он никак не нарушил (разве что на войну в Ирак не записался). Он был индивидуалистом, но не эгоистом. Но он сделал одну большую ошибку - думал, что если вернется в лоно природы, то он сможет выстоять (бросить вызов; доказать себе, что я это смог; да, тут он тщеславен). Тысячи лет эволюции сделали своё пагубное дело для человека: быть вне общества длительное время вредно для жизни. Концовка фильма: показали всё то от чего он так отказывался (и это не только семья). Его фраза: "Счастье существует лишь тогда, когда есть его с кем разделить".

Какого не было опыта - жизни вне общества. Надо его приобрести, что бы понять ошибочность своих мыслей. Он это понял ценой своей жизни.
_____________
ВАНО, христианский подход не всегда полезен (хотя про отлетающую душу неплохо подмечено).

Христианский подход очень даже кстати хотя бы потому, что было несколько эпизодов, герои к-рых прямо(напр, старичок в пустыне, творивший из автомобильных дверц или кожаных дел мастер) или косвенно говорили о Боге. Плюс операторская работа, например, протяженные съемки чистого синего неба, свет солнца, озаряющего Супербродягу, когда он вдруг постигает очередную мудрость... Закадровые рассуждения сестры героя.. Проблемы потребительского общества и прочее бла-бла - это затравка фильма, повод свалить, в том числе и от ответственности - не только перед обществом(это далеко) - перед родителями. И это есть маргинальный индивидуализм "моя хата с краю - ничего не знаю", искусно замаскированный поначалу под принципиальность, положительный максимализм. А так как наш герой от рождения перфекционист и одновременно неглупый человек, не чуждый морали - гремучая смесь, то чувствуя в себе такое вот несовершенство, герой решает изменить себя самоограничением, в своей аскезе постепенно доходя до христианского самоотречения. "Оттаивая" и взрослея походу фильма(вот он уже и деньги зарабатывает комбайнёром,и родителям звонить собирается) герой приходит к осознанию-принятию- проживанию Любви(здесь именно с большой буквы)как высшей ценности бытия. В противоположность теоретическому, "книжному", рационально-рассудочному познанию о Любви. Финальное озарение ГГ вообще должно снимать все вопросы относительно цели создания фильма. Фильм - пронзительная история самопознания человека, снятая поразительно чутко(чего стоит начальный эпизод с проснувшейся от зова сына матерью) и максимально правдоподобно. Тысячемиллионная дискредитация порочного общества здесь выступает только фоном.

TEKTONIC
  • Киновед
  • Thu, 27 Sep 2012 14:07:17 +0400
Кржемилек писал:

Христианский подход очень даже кстати хотя бы потому, что было несколько эпизодов, герои к-рых прямо(напр, старичок в пустыне, творивший из автомобильных дверц или кожаных дел мастер) или косвенно говорили о Боге. Плюс операторская работа, например, протяженные съемки чистого синего неба, свет солнца, озаряющего Супербродягу, когда он вдруг постигает очередную мудрость... Закадровые рассуждения сестры героя.. Проблемы потребительского общества и прочее бла-бла - это затравка фильма, повод свалить, в том числе и от ответственности - не только перед обществом(это далеко) - перед родителями. И это есть маргинальный индивидуализм "моя хата с краю - ничего не знаю", искусно замаскированный поначалу под принципиальность, положительный максимализм. А так как наш герой от рождения перфекционист и одновременно неглупый человек, не чуждый морали - гремучая смесь, то чувствуя в себе такое вот несовершенство, герой решает изменить себя самоограничением, в своей аскезе постепенно доходя до христианского самоотречения. "Оттаивая" и взрослея походу фильма(вот он уже и деньги зарабатывает комбайнёром,и родителям звонить собирается) герой приходит к осознанию-принятию- проживанию Любви(здесь именно с большой буквы)как высшей ценности бытия. В противоположность теоретическому, "книжному", рационально-рассудочному познанию о Любви. Финальное озарение ГГ вообще должно снимать все вопросы относительно цели создания фильма. Фильм - пронзительная история самопознания человека, снятая поразительно чутко(чего стоит начальный эпизод с проснувшейся от зова сына матерью) и максимально правдоподобно. Тысячемиллионная дискредитация порочного общества здесь выступает только фоном.

Этот комментарий мне напомнил фильмы о целине.
А вот целина послужила дальнейшей индустриализации Казахстана, которая набирает усиленные темпы сейчас.
И в этом я не вижу никаких христианских добродетелей.
Человек уходит в свой мир, покидая свой дом, но он забывает, что несет с собой свою эпоху.
Мы забываем об этом человеке, ибо приходят на его место другие и меняют его принципы и привычки.
Нет религии в кино. А помолится можно и в церкви за углом.

NIKI60
  • Кинокритик
  • Thu, 27 Sep 2012 15:43:25 +0400
Кржемилек писал:

Христианский подход очень даже кстати хотя бы потому, что было несколько эпизодов, герои к-рых прямо(напр, старичок в пустыне, творивший из автомобильных дверц или кожаных дел мастер) или косвенно говорили о Боге. Плюс операторская работа, например, протяженные съемки чистого синего неба, свет солнца, озаряющего Супербродягу, когда он вдруг постигает очередную мудрость... Закадровые рассуждения сестры героя.. Проблемы потребительского общества и прочее бла-бла - это затравка фильма, повод свалить, в том числе и от ответственности - не только перед обществом(это далеко) - перед родителями. И это есть маргинальный индивидуализм "моя хата с краю - ничего не знаю", искусно замаскированный поначалу под принципиальность, положительный максимализм. А так как наш герой от рождения перфекционист и одновременно неглупый человек, не чуждый морали - гремучая смесь, то чувствуя в себе такое вот несовершенство, герой решает изменить себя самоограничением, в своей аскезе постепенно доходя до христианского самоотречения. "Оттаивая" и взрослея походу фильма(вот он уже и деньги зарабатывает комбайнёром,и родителям звонить собирается) герой приходит к осознанию-принятию- проживанию Любви(здесь именно с большой буквы)как высшей ценности бытия. В противоположность теоретическому, "книжному", рационально-рассудочному познанию о Любви. Финальное озарение ГГ вообще должно снимать все вопросы относительно цели создания фильма. Фильм - пронзительная история самопознания человека, снятая поразительно чутко(чего стоит начальный эпизод с проснувшейся от зова сына матерью) и максимально правдоподобно. Тысячемиллионная дискредитация порочного общества здесь выступает только фоном.

Старички на то и старички, чтобы говорить о Боге (больше у них ничего нету, когда подходит их время). Свет Солнца это озарение (причем здесь христианство twisted ), светлое небо это Природа, к которой он так стремился.
_______________________
Нет ВАНО, христианские добродетели здесь ни к селу, ни к городу. Что за христианское самоотречение? twisted Глупость. Ты снова хочешь увидеть в фильме то, чего там нету, но приписываешь, поскольку тебе нравится (интересно почему?). Все люди, которые встречались на пути у Супербродяги (родители, девочка, старички и т.д.) все они что-то ХОТЕЛИ от парня, ставя ему препятствия в достижении его цели (их можно назвать такими же "эгоистами" как и его, поскольку его интересы им были побоку). И не забывай - парень молод, что не маловажно ("Если хочешь чего-то в жизни - протяни руку и возьми", слова главгероя).

Абсолютно согласен про общество (я противоположного и не утверждал), хотя в фильме не единожды показывают маленькие коммуны. Но фильм именно про одного парня, который не чувствовал себя несовершенным, а хотел жить согласно своим убеждениям (хотя бы попробовать, что бы сказать "Як так жил" ). Почему он, даже когда оттаял, снова убежал в дикую природу? Увидел то, что не согласовывается с его взглядами.
_________________________
Мы с тобой одинаково мыслим по фильмы, только ты ещё сюда приписываешь христианство. Только его я там не увидел.

fjlsdfkvl
TEKTONIC писал:

Этот комментарий мне напомнил фильмы о целине.
А вот целина послужила дальнейшей индустриализации Казахстана, которая набирает усиленные темпы сейчас.
И в этом я не вижу никаких христианских добродетелей.
Человек уходит в свой мир, покидая свой дом, но он забывает, что несет с собой свою эпоху.
Мы забываем об этом человеке, ибо приходят на его место другие и меняют его принципы и привычки.
Нет религии в кино. А помолится можно и в церкви за углом.

Как у вас,Тектоник четко: как речь идет о христианстве - так знач религия(с запашком эстетского пренебрежения), а полоумные трактаты эзотериков - не религия - что вы!, а подкрепленная наукой истина в последней инстанции.

fjlsdfkvl
NIKI писал:

Старички на то и старички, чтобы говорить о Боге (больше у них ничего нету, когда подходит их время). Свет Солнца это озарение (причем здесь христианство twisted ), светлое небо это Природа, к которой он так стремился.
_______________________
Нет ВАНО, христианские добродетели здесь ни к селу, ни к городу. Что за христианское самоотречение? twisted Глупость. Ты снова хочешь увидеть в фильме то, чего там нету, но приписываешь, поскольку тебе нравится (интересно почему?). Все люди, которые встречались на пути у Супербродяги (родители, девочка, старички и т.д.) все они что-то ХОТЕЛИ от парня, ставя ему препятствия в достижении его цели (их можно назвать такими же "эгоистами" как и его, поскольку его интересы им были побоку). И не забывай - парень молод, что не маловажно ("Если хочешь чего-то в жизни - протяни руку и возьми", слова главгероя).

Абсолютно согласен про общество (я противоположного и не утверждал), хотя в фильме не единожды показывают маленькие коммуны. Но фильм именно про одного парня, который не чувствовал себя несовершенным, а хотел жить согласно своим убеждениям (хотя бы попробовать, что бы сказать "Як так жил" ). Почему он, даже когда оттаял, снова убежал в дикую природу? Увидел то, что не согласовывается с его взглядами.
_________________________
Мы с тобой одинаково мыслим по фильмы, только ты ещё сюда приписываешь христианство. Только его я там не увидел.

да при том, что христианство в своей сути не застывшая во времени словесная догма, не мертвый ритуал, здесь главное не как креститься и куда свечку поставить. Это сложная, скажем так, конструкция, статичная(не изменяющаяся во времени в осн-ных принципах-узлах) и в то же время отражающая динамику жизни, включая в себя познание-веру, очищение-покаяние и синэргию - присовокупление божественным энергиям. И Европейская культура, хочешь ты Николай этого или нет, глубинно зиждется на этой конструкции и даже сейчас, в век секуляризма самые отъявленные артхаусники невольно спекулируют на христианских символах, категориях и понятиях. Что уж говорить про воспитанного в набожной католической ирландской семье Шона Пенна.
Небо - символ природы? - первый раз такое слышу) Небо во всех без исключениях культурах - это трансцендентное, неотмирное. А Природа - это зелень, земля, вода, то, до чего можем дотронуться руками. Учим матчасть.
Да, в фильме однозначно есть христианские мотивы - они универсальны для европейцев. Если бы вы были "диким азиатом", я бы еще понял, но Западная Украина - почти сердце Восточной Европы - как так?)))

NIKI60
  • Кинокритик
  • Thu, 27 Sep 2012 16:29:40 +0400
Кржемилек писал:

да при том, что христианство в своей сути не застывшая во времени словесная догма, не мертвый ритуал, здесь главное не как креститься и куда свечку поставить. Это сложная, скажем так, конструкция, статичная(не изменяющаяся во времени в осн-ных принципах-узлах) и в то же время отражающая динамику жизни, включая в себя познание-веру, очищение-покаяние и синэргию - присовокупление божественным энергиям. И Европейская культура, хочешь ты Николай этого или нет, глубинно зиждется на этой конструкции и даже сейчас, в век секуляризма самые отъявленные артхаусники невольно спекулируют на христианских символах, категориях и понятиях. Что уж говорить про воспитанного в набожной католической ирландской семье Шона Пенна.
Небо - символ природы? - первый раз такое слышу) Небо во всех без исключениях культурах - это трансцендентное, неотмирное. А Природа - это зелень, земля, вода, то, до чего можем дотронуться руками. Учим матчасть.
Да, в фильме однозначно есть христианские мотивы - они универсальны для европейцев. Если бы вы были "диким азиатом", я бы еще понял, но Западная Украина - почти сердце Восточной Европы - как так?)))

Я так понял, что каждый останется при своём. Ну что же - каждому своё.

fjlsdfkvl
NIKI писал:

Я так понял, что каждый останется при своём. Ну что же - каждому своё.

на том и порешим wink

Добавить комментарий