Хороший качественный фильм с разложенной по полочкам моралью. Авторы не определились точно с самой сутью морали, которую хотели донести, поэтому фильм, на мой взгляд, колеблется между двумя противоположными стилями. В обоснование этой точки зрения обращу внимание на следующие моменты.
На первый взгляд фильм выдержан в одном стиле или формате, который я про себя называю "фестивальный" (ориентация на участие/победу на европейских кинофестивалях) или "высокохудожественный". Стиль не выдержан и неорганичен, поэтому в кавычках.
Хорошо спланированные кадры, задержки, пустоты в кадрах (когда герой еще не вошел в кадр или уже вышел из него, а тот еще длится), многозначительные, не оправданные сюжетом композиции - как например встреча Антона и Вики у памятника - снятая двумя основными кадрами одним фронтальным с одиноким молодым человеком, и другим, снятым сверху, с кистью памятника в верхней части композиции. Все это красиво, с одной стороны, и слишком неприкрыто с другой. Подобные композиции как бы накладывают дополнительное значение на данную конкретную сцену, но выстроены они таким образом, что уж слишком бросаются в глаза, отвлекая от сюжета или от героев, крича: "посмотрите на меня, каково? красиво? значительно?" Таким образом фильм нашпигован под-смыслами и намеками но они шиты белыми нитками, выглядят претенциозно. Почему? Потому что в фильме присутствует и другой стиль повествования с флэшбэками и пояснениями. Название дать затрудняюсь, что то вроде "для-тех-кто-не-понял-или-пропустил".
Самый яркий пример слияния двух этих стилей сюжетная линия героя Армена Джигарханяна. "Фестивальный" формат описывает все намеками, композициями, акцентами на недосказанности, а второй формат добавляет в сюжет кулинарные мелочи, детали, предсмертные диалоги (надо отдать должное короткие) и самое постыдное - флэшбэки с пояснениями того, что так не хотели раскрывать ранее.
Это все равно, как если бы во второй половине фильма "Кукушка" Рогожкина, один из героев сказал бы следующую фразу: "Блин, а мы же до сих пор говорим на разных языках, а поди ты, понимаем наконец друг друга!".
Таким образом с одной стороны "Домовой" дает зрителю возможность судить обо всем самому, делать свои собственные выводы и подводить итоги, если такое возможно, а с другой, разжевывает и заключает его в рамки определенных взглядов и морали, не давая никакой свободы выбора.
Это с моей точки зрения самый главный недостаток этого фильма.
Кроме всего прочего, меня лично не увлек герой Хабенского, было трудно заставить себя следить за перепетиями человека не достойного уважения, который скатывается по наклонной линии, осуждать его и при этом заранее понимать, что фильм его обязательно оправдает, выведет из болота его низости и сделает из него человека с большой буквы. Жаль, что эта большая буква получилась довольно смазанно, приподнесенной на блюде: семейное счастье в одном кадре, с четкой композицией (мост, озеро, дерево) и еще хуже, что блюдо это имеет форму Крайслера 300С... Неужели это и есть заслуженное героем счастье?
Что касается музыки, которую многие хвалят - мне она не показалась настолько гармоничной, хотя сама по себе великолепна. В напряженной сцене преследования в театре (когда герой Хабенского бежит за своей "жертвой" - момент ключевой, интригующий до замирания сердца) музыка не столько подчеркивает напряжение, как это должно было бы быть, будь этот фильм снят в формате "для-тех-кто-не-понял" (ну и музыка там бы была другая), сколько мешает, она уводит зрителя от самой сцены в дебри какого то навязанного фильмом настроения - мешает испытывать напряжение, любоптство, попросту отвлекает.
Вобщем, не самое увлекательное зрелище наблюдать за тем, как чмо (Антон), человек без внутреннего стержня, становится еще большим чмом к середине фильма и вдруг волшебным образом, под влиянием насилия, становится хорошим человеком с одухотворенным бледным лицом и преданной женщиной и машиной Крайслер в виде вознаграждения. Такие фильмы в большом количестве снимались в начале девяностых, правда в худшем исполнении.
Киллер (Домовой) выведен плоско, так, как всегда представляется всесильный киллер (Брат, если хотите) - человек загадка, без малейших проявлений характера. Одни отточенные действия, а за душой - ничего. Описать его невозможно - лубок с двумя-тремя основными чертами.
В доказательство и в заключение спрошу тех, кто посмотрел фильм: как вы думаете о чем была книга "Домовой" написанная Антоном в конце фильма? кто нибудь сможет хотя бы приблизительно ответить на этот вопрос? И не надо приводить цитаты Кольта.
Один умный человек как то сказал: "Если вы хотите снять фильм и преподнести в нем какую либо мораль не тратьте силы зря - напишите вашу мораль не доске, снимите эту надпись и готово!" Художественное произведение должно вводить в настроение, давать пищу для размышления и перееоценки некоторых ценностей или качаств. "Домовой" имеет все эти данные, но почему то не проносит их до конца, сам же их и растаптывает.
Хорошая рецензия- много слов, много вопросов. А кто-нибудь может ответить на старый как мир вопрос: "что бы делали критики, если бы не было авторов?"
Очень грамотная заметка. И все по сути.