Этот динамичный и реалистичный фильм о будничной работе нью-йоркских копов признан многими кинокритиками этапной картиной в развитии полицейского жанра. Фильм, вышедший в прокат в 1971 году, завоевал пять бронзовых статуэток Оскар,- как лучший фильм года, лучшая режиссура, лучшая мужская роль, лучший монтаж и лучший сценарий. А конкурентами в тот же год выставлялись "Заводной апельсин" Кубрика, "Последний киносеанс" Богдановича и мюзикл "Скрипач на крыше". Получили же эти престижные премии молодые дебютанты.
Картина, на создание которой было потрачено 1 800 000 долларов, только в США собрала 51 с половиной миллионов!
Этот фильм был одним из первых, которыми из-под полы обменивались киноманы начала 80-х, когда видеозаписи на кассетах VHS стали проникать в Советский Союз. Я посмотрел его впервые году в 85 на квартирном сеансе. Помню, озвучен он был гнусавым голосом Леонида Володарского. И потом я неоднократно пересматривал его уже на собственном видео, а однажды довелось мне побывать в солнечном городе Марселе, и я все время вспоминал героев этого фильма. Преступники, наркоторговцы, готовят к отправке за океан партию чистого героина. Во главе банды - элегантный интеллектуал, месье Ален Шарнье (Фернандо Рей). Церковь Нотр-Дам-де-ла-Гард, как маяк на холме. Синее море, остров Иф с крепостным замком, откуда бежал будущий граф Монте-Кристо… впрочем, о Марселе в заметках про второй фильм о французском связном.
А в первом фильме, в основном, дела разворачиваются в огромном городе на Гудзоне, конкретней - в Бруклине, который в те времена еще не был «маленькой Одессой». Тогда там преобладали выходцы из Италии. Там служат в полиции Джонни Дойл, по прозвищу Папай (Джин Хэкмен), и его напарник - Бадди Руссо, по прозвищу Клоуди (Рой Шейдер). Надо добавить, что персонаж еще черно-белых мультфильмов сороковых годов Папай – такой же герой американского фольклора, как наш Иван-дурак. Недотепа-морячок в трудный момент доставал банку консервированного шпината, отправлял пару ложек в рот, и его бицепсы наливались невиданной силой.
Наши герои - детективы отдела по борьбе с распространением наркотиков. Сегодняшние зрители порой будут удивляться: чего, мол, тут такого особенного? Видали мы, мол, таких напарников, таких гангстеров, такие погони. И это понятно. А тогда, 40 лет тому назад, все это было показано впервые. И как показано! А уж потом все растащили на цитаты, многое с тех пор превратилось в штампы. Фильм изучают в киношколах всего мира. Эту картину снимали энтузиасты-новички, которым в то время было по 35. Старшим среди них был сорокалетний Джин Хэкмен, с огромным энтузиазмом и азартом сыгравший роль главного героя. Редкий случай, когда мы видим столь увлеченного своей работой человека.
Лихая и своеобразная режиссура Уильяма Фридкина наполняет каждый кадр, каждую монтажную склейку этого фильма удивительной энергетикой. Этому способствует и реалистичная во всех мелочах исполнительская техника всех актеров. Они с первых же минут вовлекают зрителя в захватывающую охоту. Пусть сначала это задержание мелкого уличного нарко-дилера. Потом - многочасовая слежка за подозреваемыми. Затем, шмон в подозрительном кафе. Препирания с начальством и подтрунивание друг над другом. Вечное противостояние городской полиции и ФБР. И все это на живых улицах города, в подлинных интерьерах. Абсолютно естественное поведение всех, кто в кадре. Я не слишком хорошо разбираюсь в марках автомобилей, но сдается мне, что Папай со своим напарником гонял по Бруклину на Форде Гран Торино. Но для самой знаменитой кинопогони в мире он воспользуется первой подвернувшейся под руку машиной.
Пересказывать сюжет я не буду. Не стану портить удовольствие тем, кто впервые посмотрит этот классический детектив, поэтому на сем заканчиваю мои заметки об этом выдающемся произведении, одном из лучших до сих пор в этом любимом зрителями жанре. А тех, кого заинтересует дальнейшая судьба Папая и Французского связного, призываю посмотреть фильм второй.
(продолжение следует)
(
@ Sat, 27 Feb 2010 23:31:45 +0300
Фильм основан на реальной истории о том, как нью-йоркская полиция обнаружила и изъяла огромную
партию героина. Относится к той серии полицейских картин в которых показаны неприкрашенные будни борцов с преступностью. Фридкин исключил из своей картины сентиментальность и благостность,
которые есть, к примеру, в "Новых центурионах" Ричарда Флейшера и подобных им.
А в рецензии не так уж и много воспоминаний на этот раз ))) .
В центурионах - старик Энди Килвинский одинок, в его жизни нет ничего, кроме работы. Но в отличии от известного другого персонажа из другого фильма, Килвинский похож на доброго старого дядюшку. Тот презирал "цветных", этот не видит разницы между белыми и чёрными, главное для него защищать слабых и угнетённых. Когда по заявлению домовладельца Энди приходит выселять неплательщиков-иммигрантов и узнаёт, что хозяин дерёт с них большие деньги, а их (иммигрантов) в тесной комнатушке человек шесть, то обрушивает гнев на самого жалобщика. У него есть свои, чисто отеческие "маленькие хитрости", помогающие, так сказать, блюсти общественную нравственность ))) . Есть там эпизод и об этом.