Продолжение приключений хорошо знакомого нам героя Джонни Дойла, по прозвищу Папай, во втором фильме про неуловимого французского курьера. Фильм второй - он совсем другой. Другой стиль, другой ритм. Потому, что другой сценарий. Другой режиссер - маститый Джон Франкенхаймер. Другая страна - Франция. Другой оператор - Клод Ренуар (сын великого художника). Другой напарник - французский полицейский инспектор Анри Бартельми (Робер Фрессон). Но главные герои те же: долговязый размашистый американец Джонни Дойл –Папай (Джин Хэкмен) и элегантный
изворотливый француз - месье Ален Шарнье (Фернандо Рей). Кстати, любимый актер Луиса Бунюэля.
Фильм, гораздо более тонкий и психологичный, не имел такого успеха, как первый. Его посмотрело впятеро меньше зрителей. Здесь нет той захватывающей интриги и динамики. Зрителям и критикам этот фильм показался скучным и хотя он на пятнадцать минут всего длиннее первого, кажется, что тянется бесконечно. Из разряда боевиков его перенесли в раздел драматических фильмов. Здесь яростный борец с наркотиками, оказавшись в служебной зарубежной командировке в стране, откуда поступает зелье, чувствует себя не в своей тарелке. Вокруг одни лягушатники. Мешает языковой барьер, все эти европейские тонкости и манеры не по нутру простому нью-йоркскому парню Папаю. И ведет он себя порой, как слон в посудной лавке.
А тот курьер, за которым Папай охотился в Нью-Йорке, каким-то образом избежал ареста в Америке, и теперь здесь, у себя дома, во Франции, в Марселе, чувствует себя, как рыба в воде. Кстати, о рыбе. День, когда Папай прибывает в Марсель, оказывается первым апреля. Там существует обычай цеплять ради шутки бумажную рыбку кому-нибудь на спину. Но кто-то пошутил круче, и все полицейское управление города потрошит рыбу из одного грузовика, так как поступило сообщение, что в рыбе спрятаны наркотики. Американский полицейский приехал так же, чтобы сыграть роль наживки – его хорошо помнит этот французский связной. Но за темпераментным американцем нужен глаз да глаз. Чуть что – у него срабатывают инстинкты ищейки или гончего пса. Профессионал, он легко уходит от хвоста коллег-полицейских, но попадает в плен к французским гангстерам.
Пожалуй, самое интересное в этом втором фильме - раскрытие с неожиданных сторон образа Джонни Дойла. Актер Джин Хэкмен виртуозно ведет свою линию и совершенно не теряется в самых многолюдных кадрах. Поначалу забавны его похождения по барам, пляжам и улицам Марселя. В то время редкий француз понимал или говорил по-английски. Поэтому многие недоразумения основаны на взаимном непонимании. Французский инспектор, которого играет Робер Фрессон, английский язык знает, и очень интересно следить за их разговорами. Взаимное раздражение, возникшее поначалу из-за разных национальных менталитетов, затем перерастает в настоящую мужскую дружбу. Одним из главных героев фильма является и сам город Марсель. Старейший город Франции, основанный еще древними греками. Город-порт – отсюда и многие проблемы. Самый арабский город Франции. Дважды в Европу на кораблях с Востока через Марсель попадала чума. Теперь через этот город проходит международный транзит другой отравы.
Не буду снова пересказывать сюжет, но не могу не рассказать о том, что будучи в Марселе, я прошел не торопясь, а не пробежал, задыхаясь как Папай, весь маршрут тоже ставшей знаменитой погони. От центра, где американский полицейский бегом преследует троллейбус, до старого рыбачьего порта. И затем, по пирсу он бежит до мола у старой крепости. В этих последних 10 минутах фильм набирает снова драйв и динамику того первого «Французского связного». Здесь снова встретились, в последний раз уже, Джонни Дойл и Ален Шарнье, и звучит музыка композитора, объединившего оба фильма – Дона Эллиса.
@ Sun, 28 Feb 2010 01:21:18 +0300