Замечательная увертюра Эннио Морриконе открывает фильм. Теперь в оркестровую партитуру вплетены не только выстрелы и свист, но и вой койотов. Ветер над просторами каменистой пустыни. Горная цепь на горизонте. Окраина городка. Трое суровых мужчин в длиннополых плащах, настороженно прищурившись на крупных и сверхкрупных планах, медленно сходятся с трех сторон к дверям салуна. Тишина. Только свист ветра. Четыре-пять выстрелов. Три трупа. Топот копыт. Первое слово в этом фильме будет произнесено только на одиннадцатой минуте…
Завершением «
долларовой» трилогии стал фильм «Хороший, плохой, злой» 1966 года. Самый длинный и, пожалуй, самый прославленный из всех трех. Клинт Иствуд (это он «хороший») остался в своем неизменном образе. Его партнер по предыдущему фильму, Ли Ван Клифф, теперь стал «плохим». Ну, а роль «злого» с удовольствием и азартом сыграл один из «Великолепной семерки», вернее говоря, из фильма про семерку – исполнитель роли главаря тамошней банды Кальверы – американский актер Эли Уоллах. Сюжет этой картины разворачивается еще во времена Гражданской войны между Севером и Югом. Шестидесятые годы 19 века. Война служит фоном, и на этом фоне наши деловые люди делают свой бизнес. Логически рассуждая, этот фильм должен был стать первым в серии по хронологии, ведь только ближе к концу фильма Иствуд облачится в то самое своё потрепанное пончо.
Само название заявляет недвусмысленно - в этом фильме будет три главных героя. Так, в первом - был стрелок-одиночка, во втором – на одного больше. Здесь - трое искателей приключений и сундука с деньгами. Блондинчик – хороший (il buono), Туко – злой.(il brutto). Изначально на эту роль Леоне снова хотел пригласить Джан-Марию Волонте, но потом понял, что итальянец все-таки больше трагический актер, ему не хватает естественного комизма. Плохой (il cattivo), по прозвищу «Анджело» - Ли Ван Клифф, отлично справляется здесь с ролью демонического, хладнокровного убийцы. «Раз мне заплатили, я выполню свою работу до конца» - заявляет он перед тем, как нажать на спусковой крючок. Говорят, это цитата из романа «Рукопись, найденная в Сарагосе». Таким образом, все три главных героя теперь - американцы. Режиссер-итальянец совсем плохо знает английский и с Эли Уоллахом объясняется по-французски.
Так уж распорядилась судьба, что три отъявленных бандита вынуждены объединенными усилиями организовывать поиски украденных и спрятанных денег. Им, волей-неволей, приходится выручать друг друга из щекотливых и опасных ситуаций. Выручать, хотя порой им хочется друг друга пристрелить или перерезать глотку. Что злой, что плохой, что хороший – жестокие и циничные, алчные и аморальные авантюристы. Если мы уже привыкли к актерской манере Иствуда и Ван Клиффа, к сдержанной и выверенной пластике их движений, то Эли Уоллах удивит нас неистощимыми перепадами своего темперамента, безудержной размашистой манерой игры. Этот человек с длинным цветистым именем Туко Бенедикто Пасифико Хуан Мариа Рамирес – страшный и одновременно комический персонаж. Бандит – неудачник. И порой ему даже больше сочувствуешь, чем хорошему Блондинчику.
Заработанные на первых картинах деньги значительно расширили постановочный бюджет, и теперь кинематографисты работали в сотрудничестве с армией испанского королевства. Полторы тысячи солдат изображали войска янки и конфедератов, а военные саперы строили и подрывали в нужный момент мост над рекой. Был забавный момент, когда испанский военный не понял английского сигнала, и взорвал мост до того, как были включены кинокамеры. Поэтому пришлось возвести этот мост еще раз. Но по большому счету, отношение автора к войне лишено романтического флера. Серджио Леоне пережил Вторую мировую на родине, в Италии. Был свидетелем и массовых облав, арестов. Голодал. И даже его герой, хладнокровный убийца, тоже выражает свое отношение к войне, к массовым человеческим жертвам: "Столько трупов, а чего ради?"
И снова, как в начале фильма трое мужчин встречаются у полуразрытой могилы некоего Арча Стентона на обширном круглом кладбище. В финальной встрече на Холме Скорби состоится решающая схватка за обладание кладом. Секрет знает только Блондин, и не могу сказать по-русски, как это будет, когда поединок между двумя - дуэль, а здесь какая-то "триэль". Три феноменальных стрелка напряженно взглядами окидывают друг друга, ожидая любого подвоха, выжидая долю секунды, чтобы выхватить оружие и выстрелить первым. Крупные, сверхкрупные планы лиц, рук, глаз... The ugly, the bad and the good!
Еще раз следует добавить, что итальянский спагетти – вестерн триумфально ворвался на родину жанра, значительно пошатнув его прежние каноны. Осталась совсем заброшенной изначально присущая жанру романтика освоения и покорения новых пространств, радостного и тяжелого труда фермеров и скотоводов на обретенной своей земле. Ведь ковбой – прежде всего верховой погонщик стад и табунов. А бандитами становились асоциальные элементы, маргиналы. Почти сошла на нет и лирическая женская тема. Прежде были отношения почти рыцарские. За сердце прекрасной дамы боролись, пели ей баллады и серенады. Обычно героиня вестерна, молодая девушка, была голубоглазой блондинкой, а ее соперница, роковая дама, жгучей брюнеткой с латинскими корнями. Но в «долларовой» трилогии наши рыцари шестизарядного кольта и винчестера игнорируют женские прелести.
Ко времени создания этой киноленты полностью сложилась команда профессионалов, которые будут работать с Серджио Леоне на всех его последующих фильмах: «Однажды на Диком Западе», «За пригоршню динамита», «Меня зовут Никто» и «Однажды в Америке». По версии сайта IMDB, «Хороший, плохой, злой» возглавляет список вестернов всех времен и народов. Таким образом, я хочу закончить свой рассказ о знаменитой трилогии Серджио Леоне и уступаю место тем, кто захочет обсудить еще несколько ковбойских фильмов, снятых им или при его участии на испанском Диком Западе. Теперь и Чарльз Бронсон рад участвовать в съемках у «макаронника», и мега звезды Генри Фонда, Клаудиа Кардинале и Род Стайгер. И вскоре появится еще один новичок-блондинчик, венецианец Марио Джирроти, под псевдонимом Теренс Хилл.
А Клинт Иствуд через несколько лет начнет собственную режиссерскую карьеру и конечно же про Дикий Запад, и с самим собой в главной роли, а последний свой вестерн "Непрощенный" посвятит Серджио Леоне, как своему учителю.
@ Wed, 10 Mar 2010 18:01:59 +0300
ага, тенденция-таки покачнулась в сторону спагетти-вестернов рецензию прочитала с удовольствием, сюжет развивается параллельно с анализом, что искренне радует, а фильм лучший в своем жанре не только по мнению IMDB ПЛЮС
да рецензия не очень но в целом ниче так
да рецензия не очень но в целом ниче так
зато рецензии на "Сумерки" в два абзаца кажется вам увлекательными ну кому что в конечном счете
Благодарю за отзывы. Есть тут такая у меня кнопочка "редактировать" - можно и дополнять кой-чего или убирать. Но в целом стараюсь не пересказывать сюжет. Подумаю.
мне очень понравилось
Плюс. Правильные слова о рецензии сказал первый из тех, кто отозвался
получила удовольствие от прочтения рецензии. спасибо