12-летний потомок литовских князей Ганнибал по фамилии Лектер (Аарон Томас) в один из страшных дней Второй Мировой войны теряет разом отца, мать и всю немногочисленную прислугу, оставшись один в лесу с маленькой сестрой Мишей. Впрочем, сестра очень скоро стала жертвой местных мародеров, которые, чтобы не умереть с голоду, убили, сварили и съели ее. Естественно для юного Ганнибала это стало сильнейшей психологической травмой, которую усугубили тяготы войны, а после ее окончания издевательства в воспитательных учреждениях советских освободителей.
Спустя несколько лет Лектер (Гаспар Улье) сбегает во Францию к вдове своего дяди, японке с самурайскими мечами в шкафу (Гон Ли), чтобы взяться за поиски пожирателей своей сестры. Так начинался путь, который через десятилетия привел Ганнибала Лектера в госпиталь штата Балтимор, под пристальный надсмотр агента ФБР Кларис Старлинг.
Не надо идти на прием к психиатру, чтобы понять, какую цель ставили перед собой автор сценария, он же автор оригинального романа Томас Харрис, режиссер Питер Уэббер, а затем и актеры с актрисами. Слепому видно, что все они пытались вывести формулу, по которой обычный мальчик-барчук может превратиться в самого опасного на свете убийцу-людоеда. Рецепт не нов: трудное детство, война, смерть, потеря семьи, голод, супчик из любимой сестры, ну и деревянные игрушки, разумеется. Итогом должен был стать риторический вопрос: а как бы вы поступили на его месте?
С этой задачей создатели фильма справляются на «отлично». Уже к концу первого получаса зритель всей душой на стороне бедняжки Ганнибала, и готов восклицать проклятия в адрес врагов главного героя: «Убей их! Съешь их!» Тем более, что воспоминания о том кошмарном обеде с участием его сестры поданы через флешбэки, с каждым разом становящиеся все ужаснее. Надо сказать, что самая страшная правда выяснится только в самом конце картины, и это достойно того, чтобы досмотреть кино до конца.
К тому же, чудо как мил, сам молодой Лектер. Актер Улье, известный в России по фильму «Долгая помолвка», в образе без пяти минут людоеда смотрит в камеру кристально честными детскими глазами, взглядом в котором, все ярче и ярче сияет стальная жестокость мести. Режиссер Уэббер, известный в России, как постановщик фильма «Девушка с жемчужной сережкой» тоже на своем месте. Он подходит к жизнеописанию Лектера так, как будто снимает документальный фильм о гениальном художнике или музыканте: вот так вот он сдирает с жертв кожу, вот так режет голову для выставочного показа на городской площади. И все вроде бы хорошо.
Но что-то там у них не заладилось, и окружающая Ганнибала атмосфера больше напоминает дурной сон или посттравматический бред. Возможно, это и было задумкой съемочной группы, но уж как-то совсем поперек такта. Лектер без документов и знания языка умудряется пересечь всю Европы, миновав в том числе границу СССР. Его тетка вдруг оказывается жертвой Хиросимы, а в свободное время мастером японских боевых искусств, и как-то равнодушно относится к пристрастию племянника к каннибализму («Ганнибал, а может, не надо?»). Мутный следователь Попиль тоже не особо усердствует в задержании опасного рецидивиста, что позволяет Лектеру беспрепятственно мотаться туда-сюда в СССР и обратно, забывать на видном месте прямые улики, и, вообще, вести себя с правоохранительными органами по-хамски. Если в зрелом возрасте Ганнибал представлялся умнейшим человеком, непостижимым образом обходившим все ловушки, то в молодости ему просто откровенно везло, а весь его ум заключен в знании, как правильно рассечь скальпелем сухожилия, чтобы обездвижить человека. Отправную же точку этому полусну-полубреду задает в самом начале актриса Ингеборга Дапкунайте в роли матери, кричащая из окна во двор что-то типа: «Ганнибал, иди домой, кушать подано!»
В итоге от фильма остается двоякое впечатление. С одной стороны, вот он, еще не испорченный временем и человеконенавистными идеями Ганнибал Лектер, с другой стороны, что-то он мелковат для того, кто со временем начнет пить тончайший кьянти, закусывая его изысканными человеческими мозгами. Впрочем, в детстве и юности мы все вместо вина тянем пиво в подворотнях, а пирожок с капустой кажется нам вкуснее содержимого черепной коробки.
Лучшая роль: инспектор Попиль – Доминик Уэст
Лучшая сцена: воспоминания Лектера после укола сыворотки правды
Лучшая цитата:
Петрас Кольнас: Что я сделал тебе?
Ганнибал Лектер: Кроме того, что съел мою сестру, ничего.
Одно название чего стоит
В целом с рецензией согласен, и да, Ганнибалу все-таки сочувствуешь, его месть стараешься оправдать, тем более, что подонки, съевшие Мишу, и после войны остались подонками и мир без них стал однозначно лучше. Но вот лично у меня во время просмотра не возникало посылов к Ганнибалу "съешь их!". Убей, отомсти - да.
Двоякое ощущение от рецензии, вроде все правильно, но фильм-то понравился. хороший фильм. Так и не понятно почему 5/10? И актеры удачные, и режиссер не сплоховал, и сценарий - на уровне, и сердечко мое сжималось в ужасе - так может не 5, а больше?
Когда-то очень давно, на сельских гуляньях, жители приносили в общий котел кто чем богат. Это все варилось - булькалось и в результате под пьянку и гулянку съедалось. Блюдо это называлось СЕЛЯНКА СБОРНАЯ. Словосочетание трансформировалось, рецептура варьировалась - и появилась так любимая нами СОЛЯНКА. Если бы мне пришлось сравнить этот фильм с алкоголем, то ПИВОМ я бы назвать его не посмела. ВИНОМ, пожалуй, тоже. Может, КЬЯНТИ? Бог с ним, с этим сравнением... Могу сказать с уверенностью только одно, хоть рецензия и достойная, но в тоже время, она - плохой АПЕРИТИВ перед просмотром фильма.
(пересказ фильма в первом абзаце - убила бы...(прошу пардону) и отмороженное сравнение пирожка с капустой с ... - в предпоследнем) Боже, храни нашу психику!!!
Фильм смотрите смело, он того стоит.
Уважаемые читатели! Фильм очень противоречивый, мнения могут быть разными. Тем более это далеко не бесспорный фильм. Какие-то моменты мне сейчас даже тяжело вспомнить в памяти, и уж тем более обсуждать.
Спасибо, что прочитали мое мнение. Давайте не теряться.