Всего три дня Великого века Франции, века XVII показаны в этом фильме с ошеломляющим количеством подробностей и деталей. Они, впрочем, не заслоняют, а наоборот, подчеркивают глубину и драматизм человеческих характеров и судеб реальных исторических персонажей, собравшихся вместе во время праздника, данного по случаю королевского визита, в прекрасном замке Шантийи. Этот достойный во всех отношениях проект, результат взаимного творчества кинематографистов Франции, Бельгии и Британии - одно из культурных достижений Европейского Союза.
Английский
режиссер с французскими корнями - Роллан Жоффе, снимал этот фильм по сценарию большого мастера исторических стилизаций и реконструкций - Тома Стоппарда. Оператор Робер Фрессе запечатлел богатейшие по фактуре, цвету и свету кинокомпозиции с помощью художника Жана Рабасса. Не могу назвать всех декораторов, бутафоров и костюмеров, которые работали на этой картине - их труд достоин самих высоких похвал. Композитор Эннио Морриконе написал замечательную музыку, стилизованную под ту эпоху.
Заглавный герой фильма, режиссер и художник в одном лице (как сказали бы теперь - дизайнер и аниматор), простой по происхождению человек - Франсуа Ватель. Он в данный момент оказывается главным действующим лицом разыгравшейся красивой и печальной истории. Жерар Депардье в наше время поднялся до уровня великого актера Франции - Жана Габена. Ему не нужно гримироваться и лицедействовать, он прост и естественен на фоне яркого карнавала изысканных, вычурных туалетов и завитых париков.
Может быть, следует добавить, что это вторая в жизни Вателя встреча с Королем-Солнцем. И уж он то знает, на что способен в раздражении абсолютный монарх. Лет десять назад еще юный король гостил у Николя Фуке, оборотистого сюринтендата финансов, а попросту - казнокрада. В его замке Во-ле-Виконт был устроен невероятный по размаху и помпезности праздник. Автором дорогостоящих "художеств" и был Ватель. Сам король еще не обладал столь же роскошной резиденцией. Версаль в то время был скромным охотничьим домиком. Короче, Фуке был вскоре заточен в Венсеннский замок. Арестовал его капитан-лейтенант королевских мушкетеров Шарль де Батц, чей боевой псевдоним был д’Артаньян. Франсуа Ватель бежал из страны, жил в Лондоне, потом вернулся и устроился дворецким у опального в то время Людовика II Бурбона Принца де Кондэ в тот самый замок Шантийи.
Естественно, Ватель взволнован и озабочен, десять суток не спит, хлопочет и торгуется с поставщиками, тем более, что вся провизия приобретается в кредит. Принц де Кондэ совсем не так богат, как Фуке, но питает надежды на возвращение королевской благосклонности. Лучший полководец Франции был неудачливым политиком и возглавил некогда Фронду Принцев. Власть тогда была в руках регентов при мальчике-короле: кардинала Мазарини и Анны Австрийской. Став полноправным Государем, Людовик XIV великодушно простил фрондеров, но вот уже 8 лет старый воин не у дел и на грани разорения. Если он будет поставлен во главе армии в намечающейся войне с Голландией, то наверняка сможет поправить свое материальное и политическое положение. Актер Джулиан Гловер создает реалистический образ этого честного, храброго, но явно неуклюжего в этой роли, подобострастного угодника при своем молодом коронованном кузене.
Надо сказать, что Людовик XIV, по прозвищу – «Богом Данный», не самый любимый французами король, хотя при нем Франция стала самым большим и могущественным европейским государством. Гораздо больше симпатий вызывал его дед - Генрих IV. Тот самый, о котором у нас пели: «Жил-был Анри Четвертый, / Он славный был король! / Вино любил до черта, / Но трезв бывал, порой!../ А его внук, этот холодный избалованный эгоист, будет занимать трон Франции 72 года - до сих пор непревзойденный никем рекорд! Коронованный в возрасте пяти лет, он доживет почти до восьмидесяти. Здесь ему 33 года, в самом расцвете сил. Джулиан Сендз очень точен и убедителен в роли Короля-солнце. Известно, что он поощрял культ своей личности, но сам, будучи человеком скрытным и сдержанным, старался казаться доступным и великодушным. Даже развлечения его были во многом государственным делом, их пышность работала на престиж монарха.
И всюду его сопровождает огромная свита придворных, фрейлин, слуг. Супруга – Мария-Терезия и одновременно несколько фавориток. Брат Филипп и его многочисленные друзья. Министры, советники. Был среди них и маркиз де Лозенн. Глаза и уши короля. Тиму Роту не впервой представать на экране в ролях лощеных, рафинированных мерзавцев. Молодая женщина Анна де Монтезье, которую играет Ума Турман, пожалуй, единственный персонаж, сочиненный авторами. Да, был у Вателя роман с дамой из высшего общества, но ее не было на этом празднике в апреле 1671 года. К сожалению, игра Умы Турман в этом костюмном фильме не очень убедительна из-за небольшого опыта участия ее, американки, в такого рода картинах из европейской истории.
Кстати, о декорациях. Интерьеры, архитектура и парковый ансамбль - подлинные. В замке Кондэ, что в сорока километрах к северу от Парижа, знаменитые конюшни, большие леса, где охоту для гостей тоже устраивал Ватель. Но, пожалуй, самым интересным является то, что зритель допущен здесь не только на праздник, но и за его кулисы, буквально, на кухню. Десятки поваров, неустанно трудятся над котлами, кастрюлями и сковородками. Груды овощей и фруктов, мясные туши и связки битой дичи – натюрморты, достойные кисти Снейдерса!
Последний, третий день визита. Пятница - постный день. Ватель задумал нечто необыкновенное. Ледяную феерию и стол, исключительно из рыбных блюд и морепродуктов. Он разослал заказы нескольким морским портам, но утром только одна телега с рыбой прибывает на кухню. Из-за шторма рыбаки не вышли в море. И вдруг гениальный управитель к тому же узнаёт, что его проиграли в карты! Такое трудно вынести человеку, только что ощущавшему себя полновластным хозяином жизни и творцом праздника. Он в своем последнем письме выскажет Анне свою обиду, попрощается с ней и с жизнью. А рыбу и устриц доставят в изобилии, пусть и с небольшим опозданием, из других мест. И его помощник Гурвиль приготовит достойный обед, такой, что отсутствия Вателя никто и не заметит.
Так уж произошло, что только этот день, последний в жизни Франсуа Вателя, 24 апреля 1671 года, достоверно известный факт из его биографии. Год, когда в Париже было начато строительство Дома Инвалидов. Была основана Королевская академия музыки и танца - ныне театр Гранд Опера. Когда жили и творили писатели: Лафонтен, Расин, Корнель, Мольер. Философы и ученые: Декарт, Ферма и Паскаль. Архитекторы: Лево, Ленотр, Мансар. Художники: Лебрен, Пуссен и Лоррен. Композиторы: Рамо, Люли и Куперен. Несомненно, что и имя славного затейника и мастера гламура XVII века не должно затеряться в этом списке блестящих имен.
Bars, вы свои рецензии что, генерируете? как-то фильм вами не прочувствован, есть только историко-картиннный анализ, на который вы сделали все ставки, но который вышел слишком уж монотонным. "-", при всем уважении к вашему творчеству, на la mome в этом ключе вы написали замечатeльную рецензию, а вот эту удачной назвать не смогу... но тем не менее, радует глаз, что вы погружаетесь в историчecкие процессы так что не расстаивайтесь, в конце концов, это мнение одного-единтсвенного человека, думаю, есть люди, которым ваша рецензия будет интересной для изучения
Мадемуазель, или, пардон, мадам Свитер, мои рецензии я действительно генерирую. Над этим текстом, работал с декабря 2009 года. Над каждой рецензией сижу сутками. И пишу их одновременно потихоньку штук по пять. Что заставляет меня писать о кино здесь? Прежде всего любовь к кино. Раньше она, знаете-ли, была более трудоемкой, что-ли. Не было ни видеомагнитофонов, ни дисков, ни Интернета. Надо было много читать. Ходить в библиотеки, в том числе Иностранной литературы. Прорываться на закрытые просмотры, на кинофестивали и т.д. Посему знания о предмете более прочные. На память не жалуюсь. И почему бы не рассказать об историческом контексте событий, происходивших в замке принца Кондэ в апреле 1671 года? О мелодраматической стороне фильма расскажет, кто нибудь другой - почему бы не Вы? Там есть такая кнопка - "добавить рецензию". Дерзайте! А я и не раССтаиваюсь. Вставьте буковку.А за Эдит Пиаф Вам гран мерси!
Месье Мервинец, Ваше право писать о таких душегубах, как Чингис-хан с восторгом, я же не могу ему быть признательным за установленное его внуками вечное ордынство на Руси.
серьезная работа. мой поклон.
Мадемуазель, или, пардон, мадам Свитер, мои рецензии я действительно генерирую. Над этим текстом, работал с декабря 2009 года. Над каждой рецензией сижу сутками. И пишу их одновременно потихоньку штук по пять. Что заставляет меня писать о кино здесь? Прежде всего любовь к кино. Раньше она, знаете-ли, была более трудоемкой, что-ли. Не было ни видеомагнитофонов, ни дисков, ни Интернета. Надо было много читать. Ходить в библиотеки, в том числе Иностранной литературы. Прорываться на закрытые просмотры, на кинофестивали и т.д. Посему знания о предмете более прочные. На память не жалуюсь. И почему бы не рассказать об историческом контексте событий, происходивших в замке принца Кондэ в апреле 1671 года? О мелодраматической стороне фильма расскажет, кто нибудь другой - почему бы не Вы? Там есть такая кнопка - "добавить рецензию". Дерзайте! А я и не раССтаиваюсь. Вставьте буковку.А за Эдит Пиаф Вам гран мерси!
Месье Мервинец, Ваше право писать о таких душегубах, как Чингис-хан с восторгом, я же не могу ему быть признательным за установленное его внуками вечное ордынство на Руси.
Полностью разделяю Вашу позицию.
Рецензия достойная. Безусловный "+".
Кстати, если взять в качестве примера постоянно мелькающего на том же "кинопоиске" Кудрявцева - вполне себе маститого и признанного критика, то его рецензии - часто описание затрат на производство фильмов и кассовых сборов. Это я к тому, что непосредственно о фильмах у него практически ничего! А у Вас есть материал, подготавливающий к просмотру, плюс вполне достаточный анализ непосредственно картины. Придирки отдельных лиц - дело личного вкуса
Полностью разделяю Вашу позицию.
Рецензия достойная. Безусловный "+".
Кстати, если взять в качестве примера постоянно мелькающего на том же "кинопоиске" Кудрявцева - вполне себе маститого и признанного критика, то его рецензии - часто описание затрат на производство фильмов и кассовых сборов. Это я к тому, что непосредственно о фильмах у него практически ничего! А у Вас есть материал, подготавливающий к просмотру, плюс вполне достаточный анализ непосредственно картины. Придирки отдельных лиц - дело личного вкуса
Спасибо за оценки. Вы будете смеяться, но этот Сережа Кудрявцев приезжал ко мне в Ясенево в 80-х меняться кассетами.
Спасибо за оценки. Вы будете смеяться, но этот Сережа Кудрявцев приезжал ко мне в Ясенево в 80-х меняться кассетами.
Что ж Вы ему на этих кассетах подсовывали, что он такой какашкой стал?
Мадемуазель, или, пардон, мадам Свитер, мои рецензии я действительно генерирую. Над этим текстом, работал с декабря 2009 года. Над каждой рецензией сижу сутками. И пишу их одновременно потихоньку штук по пять. Что заставляет меня писать о кино здесь? Прежде всего любовь к кино. Раньше она, знаете-ли, была более трудоемкой, что-ли. Не было ни видеомагнитофонов, ни дисков, ни Интернета. Надо было много читать. Ходить в библиотеки, в том числе Иностранной литературы. Прорываться на закрытые просмотры, на кинофестивали и т.д. Посему знания о предмете более прочные. На память не жалуюсь. И почему бы не рассказать об историческом контексте событий, происходивших в замке принца Кондэ в апреле 1671 года? О мелодраматической стороне фильма расскажет, кто нибудь другой - почему бы не Вы? Там есть такая кнопка - "добавить рецензию". Дерзайте! А я и не раССтаиваюсь. Вставьте буковку.А за Эдит Пиаф Вам гран мерси!
Месье Мервинец, Ваше право писать о таких душегубах, как Чингис-хан с восторгом, я же не могу ему быть признательным за установленное его внуками вечное ордынство на Руси.
о да, вы правы - это дело вкуса. но рецензию все равно рассматриваю, как, хоть и грамотно скроенную и написанную, но все же монотонность. и не надо раССтраиваться (пародировать людей за их помарки - ваша страсть, я заметила), как я и написала прежде - у вас интересная рецензия в историческом плане, но все же она... муторная, при всем моем к вам уважении. и не надо на меня обижаться и требовать рецензий в ответ - когда мой срок пребывания перескочит за месяц, вы можете вылить все свое негодования и на мои рецензии. так что не берите в голову и творите дальше - все же, не надо ругать чье-то субъективное мнение тем более, если кино - ваша страсть
P.S. мадам Свитер... очень остроумно пора менять ник на Водолазку, вы не думаете?
Спасибо за оценки. Вы будете смеяться, но этот Сережа Кудрявцев приезжал ко мне в Ясенево в 80-х меняться кассетами.
да, я реально смеялась)) причем каждый раз после подобной бредовой реплики)
бл... это уже реально напоминает байки из склепа))) с юрой гагариным в космос летал, с ваней мозжухиным девок кадрил, у саши пушкина свежий "современник" одалживал)))
аффтар, вас заметили! или никак свою значимость вместе с "резвилкой" не можете поднять?)
Внесу свои три копейки.
Рецензия чересчур вычурная. в стиле рококо ... вся в завитушках и позолоте ...
Местами автор перегибает палку. Последний абзац можно вообще выбросить. Ни к чему ... Не пришей кобыле хвост! ....
Внесу свои три копейки.
Рецензия чересчур вычурная. в стиле рококо ... вся в завитушках и позолоте ...
Местами автор перегибает палку. Последний абзац можно вообще выбросить. Ни к чему ... Не пришей кобыле хвост! ....
вы читали рецензию, так ведь? или просто просмотрели комментарии?