К замечательным, уже существующим, рецензиям сложно что-то добавить, и тем не менее, мне бы хотелось написать несколько строк об этом удивительном фильме. Я ни в коей мере не являюсь специалистом по этому шедевру, но мне кажется, что фильм достаточно сложный для понимания (по крайней мере он был, и до сих пор остается, для меня не до конца раскрытой загадкой), и если те, кто уже посмотрели фильм найдут для себя хоть что-то новое в моей полурецензии, а тем, кто еще не смотрел, будет по-легче воспринять запутанный лабиринт Кауфмана, то я уже буду
рад, а если нет, то удалить этот опус не будет проблемой.
В холодный зимний день Джоелю приходит из ниоткуда желание вместо работы съездить на озеро Монток.
Трудно сказать являемся ли мы (люди) на самом деле свободными в выборе своей жизни, своей судьбы и можем ли мы, стараясь, изменить себя и свою судьбу, выйти за пределы, отведенные нам обстоятельствами? Конечно, мы можем изменить свое сегодняшнее решение. Например, взять и поехать на озеро Монток вместо работы. Но, если взглянуть на этот вопрос шире, то ответ уже не будет таким однозначным. Я могу сделать любой выбор, но любой выбор, сделанный мной, будет предопределен тем, кто я есть. Могу ли я изменить это? Что-бы я ни делал, чтобы изменить это, я еще больше буду делать по-своему, а не как то иначе. И как бы я ни пытался экспериментировать с моей свободой - я, в конечном итоге, всего лишь буду громче звенеть цепями...
Вечное сияние чистого разума, это прежде всего фильм о любви. Джоел и Клементина знакомятся, влюбляются, встречаются, в конце концов настолько надоедают друг другу своими недостатками, что отторгают друг друга и решают расстаться, а затем встречаются снова, хотя и не совсем в такой последовательности. Кауфмана особенно интересует момент расставания, для этого временная линия поломана и представлена так, что появляется сильное желание стереть из памяти эти негативные моменты. Здесь, конечно же, в этом помогает частная фирма Лакуна, с доктором Мерзвияком во главе, которая, кстати, за не большие деньги готова решить проблему и стереть из памяти любого, кто доставляет боль или неприятные воспоминания.
Когда критическая масса раздражения и уныния становится невыносимой в нашей непростой взрослой жизни, а в особенности, в непростых взаимоотношениях между двумя людьми, то мы попадаем в само раскручивающуюся ловушку, яму, углубляющуюся взаимными комплексами, и выбраться из которой становится невозможно. Однако, есть Лакуна, где могут помочь выйти из замкнутого круга, удалив некоторые звенья цепи, ведущей к прошлому. Отредактировав свою память, согласно теории др.Мерзвияка, вы можете изменить свою жизнь.
Фильм с теорией несколько расходится. И один из вопросов, которые задаются, можно ли изменив память человека, поменять его самого?
Ведь кроме памяти, еще глубже лежит наше подсознание, наш характер, наши наклонности и в итоге наша личность, которая более глубоко определяет кто мы есть. И даже, когда Джоел и Клементина встретятся снова, уже после процедуры удаления памяти, их также притянет к друг другу, как и в первый раз. Здесь, кажется, что личность определяет судьбу и изменить этот жребий невозможно, как и саму личность.
Более того, не совсем ясно что получится, если взять и удалить часть своего опыта, своей памяти? Так ли это просто? Ведь память человека удивительным образом переплетена в единое целое и негативные воспоминания - это тоже часть целого, часть жизни, а без них будет ли жизнь полноценной? Видимо, к похожим мыслям пришел и Джоел, когда уже находился в процессе стирания памяти. Сначала радостный оттого, что наконец он сможет избавиться от этой тяжести, Джоел вдруг вспоминает момент, когда он и Клементина лежат на льду замерзшего озера Монток: "Я бы мог умереть прямо сейчас, Клем! Я просто счастлив! Я никогда не чувствовал подобного раньше. Я именно там, где я бы хотел быть." И он понимает, что если он хочет оставить этот момент, то он должен оставить и все остальное, он должен остановить процесс удаления памяти (одна из многих идей фильма, это то, что хорошие светлые моменты, все же запоминаются лучше, чем плохие). И он пытается это сделать, с помощью метафизического убегания от преследования, где всплывают многие моменты его жизни, неразрывно связанные сложными связями, с его желанием сохранить вещи, которые он любит. Появляются и моменты стыда и унижения и много чего другого тоже.
Еще один из многих не отвеченных вопросов, на мой взгляд, касается нашего прошлого, нашего опыта, кто мы есть по сути? Например название фильма это цитата взятая из поэмы Александра Поупа "Елоиза к Абеляру". Грустная история о любви Елоизы к своему учителю, известному, в свое время, философу в Париже. Узнав о том что они тайно обвенчались, ее родня отомстит Абеляру, кастрировав того, несмотря на то, что у них уже есть ребенок. После чего Абеляр уходит в Монастырь и просит Елоизу сделать то же. Елоиза мучается расставанием, и принимает обет молчания в Монастыре. А через несколько лет к ней попадает его письмо к другу о его прошлых ошибках. И страсть вспыхивает с новой силой. Они обмениваются четырьмя письмами, где обсуждают о натуре человеческой любви и любви к богу, чтобы понять их собственную трагедию, учитывая болезненность и бесперспективность их взаимоотношений как мужчины и женщины. Он не может ответить ей чувствами, давший обет, даже если бы хотел. И она просит бога, не о прощении, а о забытье (стереть память, чтобы не было так больно).
Так, что же есть наше прошлое, наша память, наш опыт? Мери, служащая в Лакуне, цитирует (повторяет) слова Ницше и Поупа, в надежде влюбить его в себя. Джоел, повторяет и цитирует фразы из многих песен, поп культуры, и книг. И даже Клементина, повторяет себя в попытках побега к реке и озеру, в попытках перекрасить волосы. Это цитирование, повторение становится метафорой, в которой мы повторяемся и ограничиваемся, сами привязываем себя цепями прошлого. Психологически мы все время цитируем и повторяем сами себя, через поведенческие шаблоны, заданные нашей личностью. Все что мы можем сказать, это лишь повтор грамматических форм, наполненный содержанием того, что мы выучили. И даже биологически, мы повторяем наших предков, через гены.
Если помните, Клементина говорит в начале фильма (но хронологически это много позже), о своем идеале, о состоянии "чистого разума", когда мы не прислушиваемся к прошлому, и не поступаем так, как нас учили - ведь так мы умираем, а прислушиваемся к правде, а правда постоянно меняется, она не может быть постоянной, она всегда чистая спонтанность и оригинальность. Для Клементины идеал человека (мужчины), который не повторяет ни кого и не следует заданным схемам.
Клементина, говорит Джоелю, что она не есть решение и что слишком много парней думает, что она их вторая половинка, или что она их дополнит, и сделает живыми, нет, она всего лишь заблудившаяся девушка, которая ищет "своего" душевного спокойствия и равновесия и не надо ей предназначать "его". И, конечно, соблазн велик, сделать так как надо, как делали многие в прошлом, вторая половинка, как гармонично она вписывается в твою жизнь, вот оно счастье! И как раз в этот момент, появляется противодействие, направленное на разрыв этих самых цепей ради свободы. Все наше естество, кричит об уникальности личности и ее свободы. И самое смешное и печальное, что в этой свободе, наша личность начинает вести себя очень запрограммировано, так как это делает именно наша личность, по образцу, шаблону нашего характера. Ничего нового и ничего не избежать, судьба?
Неужели этот бесконечный круг замкнулся и нет выхода, нет сил разорвать цепи и побороть обстоятельства? Этот вопрос задается в фильме несколько раз, в том числе и в конце фильма, когда Клементина и Джоел уже после операции по стиранию памяти и после того, как Мэри отослала им пленки, где они знают что именно ненавидят в друг друге. Что же они делают в этот момент, зная кто они и что они знают друг о друге? Клементина импульсивно предлагает оставить все в прошлом, но Джоел убеждает ее подождать. И вот последняя сцена, идет просто и незабываемо:
Клементина:
(I'm not a concept, Joel. I'm just a fucked-up girl who is looking for my own peace of mind. I'm not perfect.)
Я не решение проблем, Джоел. Я всего-навсего запутавшаяся девушка, которая ищет свое душевное равновесие в этом мире. Я не идеальна.
Джоел:
(I can't think of anything. I don't like about you right now.)
Я не могу придумать ничего, что бы мне в тебе сейчас не нравилось.
Клементина:
(But you will. You will think of things. And I'll get bored with you and feel trapped, because that's what happens with me.)
Но ты сможешь. Ты узнаешь многое, что не понравится. А ты мне надоешь со временем, и я почувствую себя несвободной, потому что это то, что случается со мной.
Джоел:
Хорошо.
Клементина:
Хорошо.
Что есть в этом последнем "Хорошо" такого, что вселяет в сердце надежду и радость? Или все-таки, подобно Ницше "Так говорил Заратустра", они обречены на повтор всего и очередной провал? Вечное сияние не оставляет нам ответа, вопрос остается не отвеченным и Кауфман не дает намека.
П.С. Обратите внимание на цвет волос Клементины: синий - это события происходящие в настоящем времени или из совсем недавнего прошлого (приблизительно время их расставания, цвет печали); зеленый (цвет нового)- это всамделишняя первая встреча и их знакомство; красный цвет (страсть) - моменты когда в отношениях была романтика и любовь; оранжевый (опасность)- предвестник скорой размолвки.
(Музыка просто великолепна! Джон Брион и Бэк Хэнсен в представлении не нуждаются, даже если кто-то не слушал, то просто послушайте музыку в этом фильме - она сама по себе шедевр. Чего стоит только трэк в конце фильма "Everybody's Got to Learn Sometime". Не зря был выпущен саундтрэк альбом из 26 песен "Вечное сияние чистого разума".)
И еще стоит упомянуть о временах года, например, идет снег зимой в самом начале фильма (а хронологически в конце). Затем игра света в фильме тоже носит неслучайный характер, луч света освещает Джоеля и Клементину перед тем как это воспоминание будет стерто. Или, например, сцены с машиной, неразрывно связанные с сильными переживаниями. Места, особенно, пляж, где встречаются Джоел и Клементина, там же они окажутся, когда будут скрываться от "стерки" в доме. И когда дом начинает рассыпаться, Клементина попадает в объятия Джоеля и они прощаются, перед тем как быть стертыми. В последнем воспоминании о Клементине, она просит Джоеля встретить ее у озера Монток.
Джоел: Все может быть по-другому, если бы мы только могли попробовать снова.
Клементина: Запомни меня. Постарайся изо всех сил. Может у нас получится.
@ Mon, 15 Mar 2010 01:55:13 +0300
абсолютно потрясающая рeцензия подстать фильму. по стобальной шкале на...99 (и все-таки музыка там была тоже очень не плоха), впрочем, это уже личное, так, придирки. читается на одном дыхании, и в тоже время присутствует анализ фильма и его символики, что порадовало меня отдельно. лучшая рецензия на КК к данному фильму на сегодняшний момент, с сашей соглашусь "+", естественно
Спасибо большое! (я покраснел, не хвалите меня больше)
Фразы перевел, но литературно перевести трудно для меня, уж как смог.
А музыка, согласен, в фильме потрясающая, это отдельная тема, непростительное упущение. Как-то сумбурно вышло, ночью писал.
Великолепная рецензия, хороший анализ. Фильм очень глубокий, очень умный - он как раз рассчитан на то, чтобы его попытались понять и принять.
Позволю себе одно замечание по поводу рецензии: если бы я не смотрел фильма, она бы открыла мне многие важные повороты сюжета и детали повествования. Нельзя сказать, что это один сплошной спойлер, ибо даже при наличии многих деталей содержание фильма подробно не раскрывается. Но в процессе просмотра возникает неприятный осадок, когда замечаешь уже известные детали.
В общем, возможно, можно было сделать рецензию лаконичней, не содержащей конкретных цитат и примеров из фильма, но с теми же идеями и выводами, что и в прежнем варианте. Тем самым она стала бы отличным приглашением к просмотру для зрителя и хорошим выражением ваших мыслей для тех, кто уже посмотрел фильм.
Тем не менее! Обзор и анализ великолепны по-своему.
Отличная рецензия. Вы не могли бы привести тот отрывок, из которого конкретно взято название фильма, а то вспомнить никак не могу?
P.S. Вот терпеть не могу людей, которые ставят минус втихоря. Даже не хочется про них ничего гадкого писать.
* Оригинальное название фильма «Eternal Sunshine of the Spotless Mind» представляет собой цитату из поэмы Александра Поупа «Элоиза Абеляру», смысл и ритм которой более точно передаётся на русском языке фразой «Сиянье вечное беспечного ума». Соответствующее четверостишие из поэмы цитируется в фильме:
How happy is the blameless vestal’s lot!
The world forgetting, by the world forgot.
Eternal sunshine of the spotless mind!
Each pray’r accepted, and each wish resign’d…[1]
Оно же в переводе Д. Веденяпина:
О, как светла судьба невест Христовых!
Земных забот ниспали с них оковы!
Невинностью лучатся их сердца,
Молитвы их приятны для Творца.[2]
Оно же в переводе Антона Скоробогатова:
Чудесен жребий девственниц земных -
Забыты миром, мир забыл про них!
Сиянье вечно чистого ума.
Молитвы приняты — загадка решена!
И как оно звучит в русской версии фильма:
Как счастливы невесты Христовой свиты! -
Забыв о мире, миром позабыты
Струит их разум чистоты сияние.
Молитвы приняты — усмирены желания…
Это в википедии я нашел.
Великолепная рецензия, хороший анализ. Фильм очень глубокий, очень умный - он как раз рассчитан на то, чтобы его попытались понять и принять.
Позволю себе одно замечание по поводу рецензии: если бы я не смотрел фильма, она бы открыла мне многие важные повороты сюжета и детали повествования. Нельзя сказать, что это один сплошной спойлер, ибо даже при наличии многих деталей содержание фильма подробно не раскрывается. Но в процессе просмотра возникает неприятный осадок, когда замечаешь уже известные детали.
В общем, возможно, можно было сделать рецензию лаконичней, не содержащей конкретных цитат и примеров из фильма, но с теми же идеями и выводами, что и в прежнем варианте. Тем самым она стала бы отличным приглашением к просмотру для зрителя и хорошим выражением ваших мыслей для тех, кто уже посмотрел фильм.
Тем не менее! Обзор и анализ великолепны по-своему.
Да, согласен, спойлер нам не нужен ни в каком виде.
Я немного переделаю, как освобожусь. (Сейчас на работе, урывками выхожу и нет на это времени)
Да, вот уж перл выдал я про роспись
Поправил.
Спасибо большое за ваше мнение.
Хочется сказать, что рецензию писать тяжело бывает, иногда, даже если фильм хороший. Поэтому, от начинающего рецензента, опытным рецензетищам хочу сказать, что понимаю и ценю ваш труд. Нелегкая это работа, из болота тащить ...
Рекомендация рекомендации рознь. Я не предлагаю урезать рецензию и сделать из нее породистую версию, по канонам жанра. Ночной продавец, как мне кажется, может убрать лишние (!) упоминания деталей и оставить только то, что нужно. И его авторскому стилю это не навредит.
Ночной продавец, мне видится вы человек сознательный и вас сложно увести по кривой дорожке и навязать вам свое мнение. В любом случае ваша работа остается вашей работой и все исправления не лишат ее соответствующего fingerprint'а.
"Я могу сделать любой выбор, но любой выбор, сделанный мной, будет предопределен тем, кто я есть."
Очень понравилась рецензия. Смотрела с восторгом этот фильм уже не один раз.
Очень много личных переживаний, выводов, анализа... Такое чувство, что Вы подводили итог определенного этапа в своей жизни. Не знаю. Это всего лишь предположение.
Очень понравилось про одиночество и заштампованность и про то, как Вы ушли от фразы фильма "Можно стереть любовь из памяти. Выкинуть из сердца — это уже другая история"
Рецензия очень и очень.