В 1984 году я впервые увидел у кого-то в гостях видеомагнитофон. И первую видеокассету. И на ней был записан этот фильм. Он был первым фильмом домашнего видео, который я посмотрел. Как паровоз братьев Люмьер! Поражало то, что фильм можно было останавливать, перематывать назад или вперед, поставить на паузу, но тогда картинка здорово дрожала. Значит теперь можно составлять собственные домашние киноколлекции.
Жаль, что «Кабаре» Боба Фосса я смог записать на кассету только 10 лет спустя, когда обзавелся собственным видиком. К чему
это я все? А к тому, что фильм-то был выпущен в свет в 1972 году. Но в Советском Союзе этот антифашистский памфлет тогда никто не увидел. Вам, может быть, сейчас это трудно представить, ведь премьеры устраивают по всему миру и через Интернет можно смотреть все, что угодно. Но в 1984-м во главе страны был К. Черненко, и никаких намеков не было на какую-либо перестройку.
Пересмотрел картину сейчас, после долгого перерыва и поразился ее свежести, остроте, смелости и ярко заявленной политической позиции. Казалось бы, откуда ей взяться в таком легкомысленном жанре, как музыкальная комедия, мюзикл? Не представляю, как это выглядело на сцене бродвейского театра, но здесь, в кино, поражает достоверно воспроизведенная атмосфера Берлина и Германии времен последних лет Веймарской республики. Да и можно ли называть этот фильм мюзиклом? Поют здесь много, но это, так сказать, профессия и место работы главной героини, Салли Боулс – шальной американки, занесенной каким-то ветром в столицу Германии в начале 30-годов. Известно, что Берлин тех времен был самым либеральным и космополитичным городом мира. Там одних русских книжных издательств было чуть ли не больше, чем в СССР. Проводились выставки нового искусства, снимались выдающиеся фильмы. Жизнь била ключом. Коричневые рубашки, факельные шествия, штурмовые отряды были пока далеко на юге, в Баварии. Пока…
В этом фильме только один музыкальный номер исполняется не на сцене берлинского кабаре «Кит-Кат», а в саду придорожной пивной - «бирхофа», в окрестностях Берлина. Миловидный мальчик (Оливер Колиньон) вдруг запевает чистым высоким голосом песнь о рассвете, пробуждающихся птичках, о каплях росы на лепестках цветов. – « Завтра начинается, и это завтра будет принадлежать мне!» Сияющие глаза, синий галстук гитлерюгенда, свастика на рукаве... Его песню подхватывают другие молодые люди, образуется хор, все встают. Единая Германия! Завтра мы придем к власти! Недобрые, тяжелые взгляды. Одухотворенные ненавистью лица, бритые затылки, руки поднимаются в нацистском салюте. Один только пожилой человек грустно так опустил глаза в свою кружку. Раковая опухоль нацизма быстро поражает страну. Все больше ярко-красных пятен на серых стенах Берлина. Это обрывки плакатов с серпом и молотом и со свастикой. Это лужи крови на булыжных мостовых после столкновений нацистов и коммунистов.
Показательно, что американский режиссер, снимая фильм о берлинском кабаре, собрал действительно интернациональную команду. Американская певица Лайза Минелли - из Америки. Конферансье – вообще полиглот, непонятно кто, откуда и в «боевой раскраске» паяца. Приезжий англичанин Брайан – английский актер Майкл Йорк. Публика в кабаре, обитатели пансиона, оркестр и танцовщицы кабаре – подлинные немцы и немки. Друзья и поклонники Салли тоже настоящие немецкие актеры – Хельмут Грим и Фриц Веппер. Так, что фильм имеет явно европейский колорит и это дополнительно подчеркивает подлинность исторического момента.
Лайза Минелли, дочь актрисы и певицы Джуди Гарланд и режиссера Винсента Минелли, сыграла в «Кабаре» свою лучшую роль в кино. Так уж совпало, что в этой девушке слились вокальный талант, артистизм матери и итальянский темперамент отца. Наивная вульгарность: « Ах, какой очаровательный декаданс!». Эти зеленые ноготки, этот умопомрачительный макияж и днем и ночью! «Неужели мое тело не сводит вас с ума?» - сразу же пытается она атаковать застенчивого англичанина, но тут же соглашается и на дружеские отношения. Открытая доброта и бесхитростная жажда успеха и славы. «Вот зайдет к нам в клуб Макс Рейнхард, увидит меня и даст роль в кино. Куда до меня какой-нибудь Лии де Пути!»
Майкла Йорка до «Кабаре» я видел только в роли Тибальда у Дзефирелли в «Ромео и Джульетте». Там он был настоящим хулиганом, предводителем уличной банды, а здесь такой милый, неловкий, стеснительный юноша с интересом, а затем и с ужасом наблюдающий за стремительно надвигающейся на Германию коричневой чумой. Ему, англичанину, все-таки легче – можно уехать в любой момент. Другое дело человек, который вовлек их обоих в водоворот сомнительного рода приключений - богатый аристократ Максимилиан фон Хёне в замечательно тонком исполнении немецкого актера Хельмута Грима. Вот он-то сознает отчетливо, что его родина сходит с ума. И его эскапады - как бы последний предсмертный кутеж. Трагическая судьба и у другого немца. Ради любви к Наталье (Мариза Беренсон) Фриц готов признаться в том, что он сам еврей. Ранее, ради карьеры, он заявил себя в анкете протестантом. А на дворе 1931 год!
Танцы в знаменитом бродвейском спектакле ставил хореограф Боб Фосс. И он же гениально поставил весь этот фильм, где танцы играют далеко не главную роль. Здесь тончайшим образом скомпонованы и смонтированы сцены на улицах, на пленере, в разных интерьерах и, собственно, на сцене кабаре. Конферансье (Джоэл Грей) открывает вечер, ведет программу, беспрерывно шутит на немецкий манер: грубовато, без тонкостей, но местной публике это нравится! Он умудряется между номерами незаметно вынуть фигу из кармана и сострить на злобу дня. И снова натягивает на измученное лицо клоунскую маску смеха. Незабываем его финальный выход и прощальные слова: гудбай, а бьянто, ауф видерзеен, когда в зеркальном потолке отражается разбитая на квадратики болотно-бурая масса с пятнами красных повязок на рукавах и черными паучками в белом круге… Новые хозяева жизни наверняка вскоре прикроют это гнездо свободомыслия.
Джоэл Грей получит несколько призов за роль второго плана на многих фестивалях. Лайза Минелли - за главную роль. Песни из этого фильма составят основную часть ее репертуара на многие годы. Фильм заслуженно в 1973 году получил восемь Оскаров, четыре золотых Глобуса, семь премий Бафта, пять премий национального совета кинокритиков США. Но здесь, как не часто бывает, совпало признание зрителей всего мира, коммерческий успех и почти единодушное одобрение коллег-профессионалов. Этот великий фильм по праву должен занять ведущее место в ваших коллекциях.
@ Wed, 24 Mar 2010 00:08:33 +0300
Фильм смотрел очень давно, кажется лет 5 или 7 назад. Рецензия очень понравилась, как говорится, "в жилу". Спасибо.
PS. По некоторой мистической причине, когда поставил вам плюс, добавился еще и минус. Так что не обессудьте. Модераторам намек.
Спасибо за плюс, а минусы - они неизбежны...на всех не угодишь.
Как интересно, у меня видеомагнитофон появился тоже в 1984 г., а первый фильм, который я видел на нем и которые были записаны на одной кассете были... "Кабаре" и "Коттон Клаб". Так что Вы не одиноки ))) Написано интересно, но вот опять эти отсылки к СССР, на мой взгляд, это лишнее, поменьше о политики, побольше о кино.
Как интересно, у меня видеомагнитофон появился тоже в 1984 г., а первый фильм, который я видел на нем и которые были записаны на одной кассете были... "Кабаре" и "Коттон Клаб". Так что Вы не одиноки ))) Написано интересно, но вот опять эти отсылки к СССР, на мой взгляд, это лишнее, поменьше о политики, побольше о кино.
Ну вот, и я о том же. Ну прямо слова не скажи о значении кино в своей жизни, тут же обвинят в саморекламе. А Вы сравните судьбу "Кабаре" и его, так сказать, мировое значение с судьбой того же "Коттон клаба". Именно из-за его политической составляющей фильм и занимает столь высокое положение в истории кино, а вполне-таки профессиональный фильм Копполы почти забыт.
Кстати, не согласен. Рецензия под стать фильму. А что вы хотели? Что-то в стиле рецензии Лущинского?
Барс кратко изложил фабулу фильма, вкратце что понравилось, на что стоит обратить внимание, актеры, режиссеры, хореография о_О. Все в рамках жанра.
На мой взгляд, это одна из немногих рецензий (не только у Барса, но и на КК вообще), которая не страдает тошнотворностью текста и blow-water синдромом. Поменьше бла-бла, "я такой из себя самый-самый" и "вы все дураки и не лечитесь". Четко и по делу. Ну, да, без экспрессии и глубокопаний в фильме и его сюжете.
ЗЫ. Я конкретно об этой рецензии Барса речь веду.
Ну вот, и я о том же. Ну прямо слова не скажи о значении кино в своей жизни, тут же обвинят в саморекламе. А Вы сравните судьбу "Кабаре" и его, так сказать, мировое значение с судьбой того же "Коттон клаба". Именно из-за его политической составляющей фильм и занимает столь высокое положение в истории кино, а вполне-таки профессиональный фильм Копполы почти забыт.
Мне кажется, что политическая составляющая картины есть только фон, на котором развиваются отношения главных героев. Политика там не основной акцент.
вот, если кота вовремя к лотку не приучить, он так и будет везде ....... и потом тыкай его мордой, не тыкай. бесполезно)))
вот, если кота вовремя к лотку не приучить, он так и будет везде ....... и потом тыкай его мордой, не тыкай. бесполезно)))
Коты злопамятны, могут потом подгадить внезапно и в неожиданном месте.
Я вспомнила, что мне так напоминают Ваши рецензии... - цикл программ "Мой серебряный шар" с Виталием Яковлевичем Вульфом ....
но это же старо.... и пахнет нафталином и каналом "Россия" ... я не предлагаю Вам войти в формат MTV, но для канала "СТС" вполне ....
"+" однозначно!
Если у мервинца мне нравится его ирония и юмор, то у вас Барс - художественность, причем в высшем понимании этого слова. Черт, я напал на целый клондайк писателей!
И не слушайте вы всякую "дебильную" критику! Ваши работы, что называется классика, проф. уровень так сказать.
В представленной рецензии есть попунктная характеристика фильма, есть обоснование своего мнения, но,что более важно, есть чувства. Она передает воспоминания и ностальгию, переживания и надежды, любовь и негодование. В ней есть глубина.
Вне всякого сомнения некоторым, особенно нетерпеливым, будет скучно. Но мне кажется, раз они избрали для просмотра сей, довольно старый, фильм о непростой эпохе, то они должны запастись и терпением, и вниманием. Привыкли, тоже мне, к простым фразам типа "нравится", "шедевр", "хочу" или там "дерьмо", "классика", а вот - "ТРИЛЛЕР!!!" - и этим все сказано. Думать надо граждане, думать! А если вам не досуг, то нечего читать серьезные рецензии серьезных людей!