Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Insie thumb
8/10

Может ли фильм научить построению фашизма?

Рецензия на фильм «Волна»

2238 thumb

Посмотрел фильм "Эксперимент 2: Волна" ("Die Welle"). Впечатлен, нет, сказать больше - озадачен и взволнован одновременно. Возможно ли построение диктатуры в рамках европейского "просвещенного" общества? Что отделяет бюргера от фашиста? Какую роль играют фанатики в течении традиционных общественных движений?

Один труп, один раненый - не очень "много" для европейского блокбастера, триумфатора фестиваля "Санденс". Частенько счет идет на десятки и даже сотни. Однако за последние два часа я увидел,

как из обычных студентов люди превращаются в яростных фанатиков, которые громят родной город, вскидывают руки в приветствии, носят одинаковую одежду. И, пожалуй, этот процесс куда более чудовищен по своей сущности, чем какие-то там трупы.

С другой стороны, если подумать, современные политические партии, востоные корпорации, сама структура даже демократического государства - что это, как не диктатура в зародыше? Власть, как говорил один мой друг, это право и возможность произвольного насилия. То есть применения силы без каких-либо моральных или законодательных норм. Власть - возможность принимать те законы и устанавливать те моральные устои, которые будут способствовать реализации намерений власти.

В целом, фильм не производит серьезного впечатления, если не вдумываться. Но если подумать, представить, во что могла вылиться вся описанная история... Знаете, давным давно, в конце 20-х годов XX века немецкие горожане смеялись над группами подростков, вскидывавших руку в приветствии и называвших себя членами НСДАП. Затем был 1933-ий, затем 1939-ый. Не помните?

Действительно, все ли из вас помнят что было в 1933-ем году? Немцы стараются забыть, стереть из памяти, что когда-то именно они были самым могущественным государством на планете. Пожалуй, не только в середине века, но и за всю историю. А вы помните?

Если не помните, фильм напомнит. Если помните, то даст такие основания для раздумий, что скучать вам будет уже некогда.

@ Sat, 15 Aug 2009 15:57:19 +0400

Комментарии к рецензии (100)

Cryden
  • Киновед
  • Sat, 15 Aug 2009 22:07:56 +0400

Фильм сильный! Сильный именно не игрой актеров, а сюжетом. Хотя Юргена Фогеля (учитель Райнер) заметил в фильме Тиля Швайгера "Босиком по мостовой", он объяснял главному герою, Тилю, как нужно чистить сортиры в клинике для умалишенных. Забавная параллель получилась с одним и тем же актером в разных фильмах, не правда ли? И там, и там он показывает как нужно вычищать грязь!
Но вернемся к фильму! Взялся за него только по тому, что видел фильм "Эксперимент" с замечательным актером Моритцем Бляйтброем ("Достучаться до небес", "Беги, Лола, беги!"wink, хотя этот фильм никак не связан с "Волной" / Die Welle, но благодаря нашим прокатчикам вот что вышло... Но, несомненно, общность идеи есть!
В фильме очень четко прорисовывается одна мысль! Сначала тотальный контроль! Потом объясни как просто быть похожим на соседа! Выбор усложняет нашу жизнь! Вспомните фильм "Муха", что говорит главный герой в исполнении Джеффа Голдблюма: "Я живу по принципу Эйнштейна. У меня 6 абсолютно одинаковых костюмов на каждый день и один костюм выходной". Все просто! Ты не тратишь время на то, чтобы выбрать белую футболку или черную, красную юбочку с этим бантом или синий топик с этими туфельками. Все просто! Потом дай им чуть-чуть свободы и предложи модифицировать подход! И уже потом эта толпа становится управляемым орудием, которое не будет сомневаться в действиях своего руководителя. Просто потрясающе! Сила в единообразии!
Фильму отлично и рецензенту - молодец!

insie
  • Зритель
  • Sun, 16 Aug 2009 12:02:46 +0400
Cryden писал:

Фильм сильный! Сильный именно не игрой актеров, а сюжетом. Хотя Юргена Фогеля (учитель Райнер) заметил в фильме Тиля Швайгера "Босиком по мостовой", он объяснял главному герою, Тилю, как нужно чистить сортиры в клинике для умалишенных. Забавная параллель получилась с одним и тем же актером в разных фильмах, не правда ли? И там, и там он показывает как нужно вычищать грязь!
Но вернемся к фильму! Взялся за него только по тому, что видел фильм "Эксперимент" с замечательным актером Моритцем Бляйтброем ("Достучаться до небес", "Беги, Лола, беги!"wink, хотя этот фильм никак не связан с "Волной" / Die Welle, но благодаря нашим прокатчикам вот что вышло... Но, несомненно, общность идеи есть!
В фильме очень четко прорисовывается одна мысль! Сначала тотальный контроль! Потом объясни как просто быть похожим на соседа! Выбор усложняет нашу жизнь! Вспомните фильм "Муха", что говорит главный герой в исполнении Джеффа Голдблюма: "Я живу по принципу Эйнштейна. У меня 6 абсолютно одинаковых костюмов на каждый день и один костюм выходной". Все просто! Ты не тратишь время на то, чтобы выбрать белую футболку или черную, красную юбочку с этим бантом или синий топик с этими туфельками. Все просто! Потом дай им чуть-чуть свободы и предложи модифицировать подход! И уже потом эта толпа становится управляемым орудием, которое не будет сомневаться в действиях своего руководителя. Просто потрясающе! Сила в единообразии!
Фильму отлично и рецензенту - молодец!

Согласен с вами smile

annareyd
  • Киновед
  • Fri, 11 Sep 2009 02:12:34 +0400

не могу согласиться №1 - ещё как производит, даже если не вдумываться)).

не могу согласиться №2 - немцы не стараются стереть из памяти. немцы (первые!!) кто повинился, осознал, ужаснулся и сделал всё, чтобы не повторилось. много вы знаете стран таких?? у них был нюрнберг, в юар - "суд правды". а в россии, к примеру?? не только не осуждён сталинизм, но и даже заново переделываются станции метро (курская) с золотыми буквами - "слава сталину".
===========================================================================================

-- фильм просто ошеломительный. и держит в напряжении все 1,5 часа.
-- нечего даже сомневаться "было такое или нет" - "просто" так об этом в начале фильма не говорят, иначе "просто" подают в суд.
-- ничего общего с первым не имеет и не стОило переводчикам делать акцент в переводе названия на похожесть. другое дело, если задумана серия на эту тему и будет подолжение, только с другой средой (пенсионеры, скажем, туристы, дети, наконец, младшей группы детского сада и пр.).
-- рейтинг на imdb 7.5 - http://www.imdb.com/title/tt1063669/

подобное может случиться (и случается) везде по всему миру в любой стране. чего далеко ходить, куба - пример такой автократии. если говорить об америке, - элементарно, ватсон, вспомните катрину, биодом, грабежи и мародёрство. ответ: люди есть люди и они одинаковы везде. то, как промывают мозги в сегодняшней россии, ещё одно тому доказательство, ибо режим путина и есть автократия - все эти "наши" и "единоросы" разве не одно и то же?

- главный вывод после просмотра: до чего же демократия есть хрупкая вещь... борьба за неё влечёт море трупов и крови, но один неверный шаг в сторону и ей конец... не говоря уже о том, что большинство людей в мире под демократией понимают не свободу, а вседозволенность...

Kiberia
  • Зритель
  • Fri, 11 Sep 2009 02:18:09 +0400

Мы как-то с друзьями размышляли, возможен ли такой эксперимент в нашем университете/курсе/группе. Пришли к выводу что нет, потому что "всем на всё наплевать". Общество статично, как зебра на асфальте.

swe
  • swe
  • Кинолюбитель
  • Mon, 14 Sep 2009 00:49:09 +0400

рецензия мне тоже понравилась, респект insie! хочу только добавить, что фильм был основан действит-но на реальных событиях, произошедших в одной американской школе -дцать лет назад

ildarkozyrev
  • Зритель
  • Fri, 18 Sep 2009 07:35:48 +0400

Фильм основан на реальных событиях, произошедших в калифорнийской средней школе в 1967 году, и перенесен на современную немецкую действительность.
А реальность это жизнь со всеми её поворотами. Как раз в этом фильме и показан пугающий поворот от демократии к фанатизму, причем в современном обществе. И все же если посмотреть глубже, то разворот от патриотизма к нацизму. Только потом, как послевкусие, приходит осознание того, что это дети, и авторитет взрослого для них иногда бывает губителен. С детьми надо работать с повышенной ответственностью, и не допускать к ним фанатиков.
Печально то, что в германии 30-х годов этот "фокус" сработал со взрослыми.
Хотя кого считать взрослыми... может тех у кого есть паспорт? может тех кому 20 и старше? может тех у кого высшее образование?

Вот такие вот развороты жизни...

Nadia283
  • Зритель
  • Fri, 02 Sep 2011 16:25:55 +0400

Хороший фильм,особенно для неокрепших юных умов,на которые так легко повлиять...хочу отметить,что реальные события не так драматично закончились-никто никого не убил(на пятый день эксперимент закрыли),но вполне могли бы madрекомендую всем!

TEKTONIC
  • Киновед
  • Fri, 02 Sep 2011 16:38:44 +0400
Nadia283 писал:

Хороший фильм,особенно для неокрепших юных умов,на которые так легко повлиять...хочу отметить,что реальные события не так драматично закончились-никто никого не убил(на пятый день эксперимент закрыли),но вполне могли бы madрекомендую всем!

Дело в том, что фашизм явление периодически повторяющееся. Можно разбить фашистов любым видом оружия, построить счастливую демократичную республику в лучах ласкового солнца, но придет время и фашизм вернется. Он, как вирус Герпеса, присутствует в человеческом организме и периодически напоминает о своем существовании.

Nadia283
  • Зритель
  • Wed, 07 Sep 2011 00:07:56 +0400
TEKTONIC писал:

Дело в том, что фашизм явление периодически повторяющееся. Можно разбить фашистов любым видом оружия, построить счастливую демократичную республику в лучах ласкового солнца, но придет время и фашизм вернется. Он, как вирус Герпеса, присутствует в человеческом организме и периодически напоминает о своем существовании.

Согласна,все возможно под луной...но нужно знать и помнить о том,что принес фашизм в этот мир,как для отдельных(гонимых) людей,так и для лидеров этой политики(взять хотя бы Гитлера или Муссолини-как они закончили свои дни)нужно знать,иначе почва для возникновения фашизма будет еще более благоприятная.А в фильме как раз хорошо показывается,как все безобидно может начаться и как важно не переходить границы,в итоге это все равно плохо закончится cry

NIKI60
  • Кинокритик
  • Wed, 07 Sep 2011 01:25:09 +0400
Nadia283 писал:

Согласна,все возможно под луной...но нужно знать и помнить о том,что принес фашизм в этот мир,как для отдельных(гонимых) людей,так и для лидеров этой политики(взять хотя бы Гитлера или Муссолини-как они закончили свои дни)нужно знать,иначе почва для возникновения фашизма будет еще более благоприятная.А в фильме как раз хорошо показывается,как все безобидно может начаться и как важно не переходить границы,в итоге это все равно плохо закончится cry

Только Гитлер не представитель фашизма.

Добавить комментарий