Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Koreetz thumb
10/10

Стыд и храм

Рецензия на фильм «Антихрист»

3560 thumb

Любовь к творчеству Ларса фон Триера сродни диагнозу психиатра. Но будь иначе – маэстро бы, наверное, обиделся. Это его пунктик, малая прихоть – эпатировать до удивления и бреда. И трудно сказать, на самом деле, где именно в изъеденном противоречиями творчестве Ларса Ивановича заканчивается талант и начинается галлюцинация.

«Антихрист» Ларса фон Триера закончил эпоху постмодернизма в кино. Вернее, даже не закончил, а скорее, вернул кино туда, откуда все начиналось: к книгам. Сама ткань повествования «Антихриста», уже традиционно для Триера

разбитая на «пролог», «главы» и «эпилог» - не оставляет ни малейшего повода сомневаться в литературной драматургии.
Есть ли при этом нужда вспоминать, сколько сам Триер шел к осознанию «литературности кино»? Согласен, предельно насыщенные эмоционально «Танцующая в темноте» и «Рассекая волны» - все еще зависели от кинопленки. Но вот что можно с этой точки зрения рассказать о «Догвилле» с «Мандерлеем»? Что лаконичностью описания Триер вернул кино в формат театра с его богатой литературной основой и формальными декорациями?

Современное кино уже давно перешагнуло черту условности. Спутавшись с объективной реальностью, кинематограф с каждым годом все честнее рассказывает о людской сущности. И даже больше - само кино становится условностью, которая до нынешнего времени была присуща только литературе, и литературе высокой. Ведь все, что сопутствует хорошей литературе, начиная от метафорического ряда, заканчивая предельной лаконичностью повествования, можно при желании отыскать сегодня в кино – и фильмы Триера в этом смысле – самая большая дань литературности повествования. Это - умение передать при помощи визуального ряда сложноподчиненные предложения.

Едва ли Сергей Довлатов, не устававший замечать, что «ад – это мы сами» подозревал, какими метафорами можно передать его прямолинейное, в сущности, замечание. И уж тем более, он не мог себе представить, в каком виде его реплика вернется из лона упаднической Европы, «храма бездуховности» Старого Света, где смердящее болью разложения творчество Шарля Бодлера – всего лишь вариант нормы. Но мэтр кино не останавливается на переосмыслении бодлеровских реминисценций – он идет дальше, не заостряя внимание на форме изложения. Хотя сама форма – по-бодлеровски мучительная, поэтически лаконичная – для многих режиссеров могла бы стать самоцелью, идеей фикс. Но не для Триера, которому содержание – еще одна чаша, где густо намешаны конфликты животной природы человека и его ницшеанской психологии подавляющего интеллекта.

«Антихрист» в этом смысле – сама суть европейского духа. На первый взгляд Триер рассказывает историю семьи, потерявшей ребенка. И кажется, что в первой половине фильма маэстро изменил самому себе, своей многолетней привычке препарировать общественные конструкции, которые складывались веками. Но вот супружеская пара уходит в лес. В «Эдем» - формально, для того, чтобы погрузиться в пучину фрейдизма, залечить свои душевные раны. Но именно здесь, на лоне природы, в храме Сатаны, начинается подлинный рассказ о борьбе полов на уровне животных страстей.

В сущности, Триер подводит к тривиальной в целом мысли – современная женщина в условиях XXI века уже не может быть женщиной. Эмансипация выбила у нее почву из-под ног, а религия вбила глубоко в подсознание новую модель поведения, при которой женщина начинает нести сугубо мужские обязанности, жить в мужском мире, нести бремя патриархального общества. Но храм Сатаны – природа – берет свое именно тогда, когда психика женщины беззащитна – она стала Матерью, в ней обострилось женское начало. И конфликт с мужскими конструкциями в ее голове становится неизбежным.

Усугубляется он еще и уходом в Эдем – на целое лето мужчина бросает женщину наедине с ребенком. Формально – она должна закончить диссертацию. Но многие ли женщины способны полноценно работать, имея на руках маленького ребенка? Ведь материнство – это самый тяжелый труд, ноша. Отсюда – галлюцинации, - и квинтэссенция первого конфликта: перепутанные детские ботиночки. Он ей мешает, ее ребенок – в ее мужском мире нет места материнству. Но храм Сатаны – природа, естество женщины – живет по своим законам. И неминуемая расплата, вынесенная в пролог – мать видит, что малютка выпадет из окна. Но не может сопротивляться этому. Ведь он – маленький человечек – стал причиной страшного конфликта.

Не случайно экуменическое жюри прошлого каннского фестиваля буквально впало в состояние истерики, вынеся крайне жесткую резолюцию – фон Триер, дескать, оскорбил женщину. Они многое понимают, эти католические кинокритики – но, похоже, не поняли главного: сам фон Триер относится к женщине с благоговением – он даже в фильме не дает мужчине убежать от ответственности, вбивая руками женщины ему камень в ногу. И самое главное – нельзя настолько линейно воспринимать символы Триера, какими бы ужасающими физиологическими подробностями его творчество не изобиловало. Хотите целомудренного кино – пересмотрите советские мультфильмы. А если уж взялись за Триера – так не жалуйтесь. Самые простые вещи – он будет рассказывать самыми ужасными способами. Отрезание клитора – из этой, если можно выразиться, серии. Как еще можно визуализировать очередную попытку женщины уйти из храма Сатаны? Какими средствами еще можно оставить шрам в душе, показав заодно степень накала?

@ Mon, 05 Apr 2010 17:57:25 +0400

Комментарии к рецензии (18)

SweeterThanDevil
  • Кинокритик
  • Mon, 05 Apr 2010 18:11:40 +0400

м-да....
не перестаю вам удивляться. вторая рецензия - и такое...
в общем, ближе к делу.
очень хорошая работа, поздравляю вас выполнена пусть и гротекстно, но изящно.
только вот в абзацах, где вы говорите про связь храма Сатаны и природного лона, очень много повторений. почти сплошная тавтология cry было бы неплохо, если бы вы подправили, благо язык ваш, по-видимому, совсем даже не скуден.
после вашей рецензии хочется фильм посмотреть хотя мое знакомство с творчеством Триера закончилось на "Танцующая в ночи". тем не менее, что-то мешает...
почти нигде не описывается сама работа Триера, операторская актерская - вообще никакая neutral и непонятно в итоге - смотреть фильм или нет question2 если бы вы добавили (совсем немного) была бы очень вам признательна вы - достойный рецензест, хотя бы потому, что не только написали труд на пожалуй самую неоднозначную работу Триера, но еще и красиво и художественно ее оформили "+", естественно

Bars2009
  • Киноакадемик
  • Mon, 05 Apr 2010 18:25:54 +0400

Да-а-а-а! А какой диагноз психиатр поставит тому, кому творчество фон Триера не нравится? Мне, например. А вам за работу - плюс!

koreetz
  • Зритель
  • Mon, 05 Apr 2010 18:25:58 +0400
Surrelia писал:

м-да....
не перестаю вам удивляться. вторая рецензия - и такое...
в общем, ближе к делу.
очень хорошая работа, поздравляю вас выполнена пусть и гротекстно, но изящно.
только вот в абзацах, где вы говорите про связь храма Сатаны и природного лона, очень много повторений. почти сплошная тавтология cry было бы неплохо, если бы вы подправили, благо язык ваш, по-видимому, совсем даже не скуден.
после вашей рецензии хочется фильм посмотреть хотя мое знакомство с творчеством Триера закончилось на "Танцующая в ночи". тем не менее, что-то мешает...
почти нигде не описывается сама работа Триера, операторская актерская - вообще никакая neutral и непонятно в итоге - смотреть фильм или нет question2 если бы вы добавили (совсем немного) была бы очень вам признательна вы - достойный рецензест, хотя бы потому, что не только написали труд на пожалуй самую неоднозначную работу Триера, но еще и красиво и художественно ее оформили "+", естественно

smile Спасибо.
Я сознательно не писал про операторскую работу. У Триера она всегда - выше всяких похвал.
Также, как игра актеров - почти всегда фон Триер добивается от актеров того, что ему надо. С этим связан отказ Бьорк продолжать с ним работуsmile

Тавталогию - исправлю... А смотреть ли - это решать каждому. Я лишь написал о своем восприятии фильма.

SweeterThanDevil
  • Кинокритик
  • Mon, 05 Apr 2010 20:06:15 +0400
Bars2009 писал:

Да-а-а-а! А какой диагноз психиатр поставит тому, кому творчество фон Триера не нравится? Мне, например. А вам за работу - плюс!

благодарю, Барс, пишу быстро - проверять не успеваю redface самое странное, что сам-то ошибки не люблю arrow

Bars2009
  • Киноакадемик
  • Mon, 05 Apr 2010 22:50:50 +0400
Surrelia писал:

благодарю, Барс, пишу быстро - проверять не успеваю redface самое странное, что сам-то ошибки не люблю arrow

Сам-то или сама-то question Не торопитесь и пишите короче, тогда и ошибок будет меньше.

SweeterThanDevil
  • Кинокритик
  • Mon, 05 Apr 2010 22:58:36 +0400
Bars2009 писал:

Сам-то или сама-то question Не торопитесь и пишите короче, тогда и ошибок будет меньше.

упс - сама-то, естественно twisted - даже в отредактированных вариантах умудряюсь допускать помарки. енх, хорошенько так мозг после работы опух... arrow

fan666
  • Кинолюбитель
  • Tue, 06 Apr 2010 09:45:36 +0400
Surrelia писал:

упс - сама-то, естественно twisted - даже в отредактированных вариантах умудряюсь допускать помарки. енх, хорошенько так мозг после работы опух... arrow

девочка а у теб давно секс был? или он не для тебя? складывается мнение. что ты просто зануда, причём ни хрена не смыслящая в творчестве.

taty-lili
  • Зритель
  • Tue, 06 Apr 2010 10:49:09 +0400

Рецензия интересная.
Только вот обсуждение уже ушло от рецензии и перешло на личности twisted

SweeterThanDevil
  • Кинокритик
  • Tue, 06 Apr 2010 16:59:01 +0400
fan666 писал:

девочка а у теб давно секс был? или он не для тебя? складывается мнение. что ты просто зануда, причём ни хрена не смыслящая в творчестве.

примитивная и неумелая провокация. люблю конструктивизм, а это больше похоже, будто вам чупа-чупс нелдодали. ведете себя, как невопританная 4-летняя малышка. не буду с вами флудить, просто скажу, что за такое схватите (странно, если уже не схватили), бан. о творчестве я знаю побольше вашего, видимо confused

fan666
  • Кинолюбитель
  • Tue, 06 Apr 2010 19:12:37 +0400
Surrelia писал:

примитивная и неумелая провокация. люблю конструктивизм, а это больше похоже, будто вам чупа-чупс нелдодали. ведете себя, как невопританная 4-летняя малышка. не буду с вами флудить, просто скажу, что за такое схватите (странно, если уже не схватили), бан. о творчестве я знаю побольше вашего, видимо confused

на шали толстушка. изучи камасутру, любительниза конструктивизма.

Добавить комментарий