Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Sweeterthandevil thumb
9/10

В наших решениях - наша судьба

Рецензия на фильм «Лабиринт Фавна»

89 thumb

«In consiliis nostris fatum nostrum est», - гласит надпись у входа в лабиринт. И эта одна-единственная, едва заметная насечка на общем сюжете повествования раскрывает фактически весь смысл фильма, колоссально вместе с тем глубокого и мудрого, колоритного, но не пафосного. И надпись переводится так – «наши решения вершат наши судьбы»

Этот фильм – вспышка импрессионизма от Гильермо дель Торо, смещение реальности и сказки в погоне считаться лучшей экосистемой и учителем для человеческой души. Борьба кнута и пряника по большому счету. Со стороны

кнута – фашистcкая Испания и партизанский лагерь повстанцев, все более и более притесняемый отсутствием припасов и фашистами; с другой – «сказка», воображение Офелии, ее интерпретация кровожадной реальности в не менее жуткую ирреальность. Оба Гильермо (Гильермо дель Торо – режиссер; Гильермо Наварро – оператор) мастерски смешивают все оттенки восприятия Офелией действительности, ужесточая сказку, создавая страшных чудищ и монстров, делая пряник соленым, почти острым. К концу сказка перевоплощается в настоящую вакханалию жестокости, предоставляя маленькой, но смелой девочке сложнейшие по нравственной инициации выборы.

Сказка – это Фавн. И Фавн – это вся сказка, от и до, он есть и Бледный Человек, и большая Жаба в недрах погибающего дерева, и все три феи, которые он выдает Офелии для второго задания. В одном образе умещается вся «история» Офелии, потому что Фавн объективен и может действовать по своему собственному течению, он сам создает нравственные инициации и соответствующие им испытания, хотя кажется только «проводником», «испытателем». Ведь "Пан" в переводе с греческого - "всё". Но самое главное, что Фавн – это лабиринт, в глубинах которого скрыт этот самый «пряник», счастливое возращение Офелии в свой настоящий дом. Ведь, по общему сюжету кинокартины, папа девочки умер очень давно, оставив ее на попечение капитану Видалю - жестокому человеку с садистскими наклонностями, который терпит ее дома лишь от того, чтобы не травмировать психику приемной матери Офелии, носящей его настоящего сына. Вполне естественно, что девочка чувствует себя отчужденной и одинокой.

Следует заметить, что в греческой мифологии аналог римского Фавна – Пан - в первую очередь бог леса. Также он покровительствует толпе, ее психологической тональностью (страхом в особенности), природе вообще, но главное – заблудшим. Также, Фавн сам дает нам некое подобие подсказки, углубляя свой образ. Вот пример их диалога:
« - А как ваше имя?
- О…. Ну, у меня так много имен, древних, как сам мир, имен, которые могут произнести лишь… Ветер да… деревья. Я - … гора, я – лес, я…. Фавн»
Думаю, несложно провести некоторые ассоциации, дабы увериться в том, что Фавн как представитель «сказочного» мира был выбран Гильермо неслучайно.

Вторая линия развития сюжета – это линия «реальности», линия партизанских отрядов и силы фашиской Испании во главе с командором Видалем; обе линии идут не параллельно, они переплетаются подобно косе; каждая история пронизывает другую собственной символикой и ассоциациями. Например, «сказочная» Офелия – явный прототип Мерседес в партизанском лагере, это помогает понять анализ их действий и инструментов: ключ и мел Офелии равносилен ключу от склада Мерседес; Офелия и Мерседес – левши и, правой рукой капитан Видаль полосует бритвой свое отражение (что тоже весьма символично).

В одном из интервью Гильермо дель Торо рассказывает, что уделил большое внимание жестикуляции персонажей, в особенности – рук. Мерседес, как и Офелия – левша, капитан Видаль же – играет левшу, но инструменты пыток, ножи, бутылки – все это он машинально хватает правой рукой. Бокалы за столом большинство людей хватают левой рукой, левой рукой же они едят, приветствуют. Фавн жестикулирует обеими руками одинаково, важные предметы (ключи, книги, мел) он отдает ей двумя руками также (даже крохотный мел), что подтверждает его дедуальность, расплывчатость, нейтральность (в одном из эпизодов Гильермо дает нам интересную «метафору» - когда Фавн произносит условия третьего испытания, активно жестикулирует исключительно его… Правая рука. Вспомните, в чем заключалась суть этого задания, и все встанет на свои места). Гильермо неслучайно играет с жестами рук подобным образом. Для сравнения, один из солдат, проходя мимо шеренги человек, стоящих за своей порцией продовольствия, держит хлеб левой рукой. Вот и делайте выводы.

Сюжет представляет собой захватывающее хитросплетение, по сути своей напоминающее «Алису» Кэрролла - та же девочка, та же «нора», те же инициации… Кинокартина мексиканского мэтра интересна также тем, что для людей, которые предпочли не создавать впечатление умственных процессов - это сказка с колоссальной колоритностью, красивым сюжетом, хорошими декорациями; для людей думающих же, «Лабиринт Фавна» - это гигантский собор символики, глубочайшее озеро из образов и подобий, мудрых философских процессов. А когда Гильермо закончил работать над сценарием «Хребта дьявола» и «Лабиринта Фавна», кои, кстати, являются частью одной трилогии, ему только-только исполнилось 16 лет…

Следует заметить, что создатель декораций - Эухенио Кабальеро – сделал свое дело не просто на «5», он сделал это от себя, было хорошо видно, как глубоко он погружался в работу, создавая декорации, пользуясь, как это ни странно, зарисовками… Самого Гильермо дель Торо. А уже оператор (за что, к слову, тот получил своего оскара) скрепил последние нити, замаскировал ирреальность декораций так, что они словно бы дышат вместе со зрителем, они становятся частью общей линии повествования; они становятся сказкой, самим Фавном. И, за что хочу сказать от себя отдельное спасибо, Эухенио сделал все это не только качественно, но еще и очень стильно: декорации будто «подписаны», выполнены в особом, доселе не опробованном жанре - жанре невероятно колоритном.

Музыка. Музыка в этом фильме как минимум соответствует даже самым требовательным запросам. Ее композитор - Хавьер Наваретте (номинированный, к слову, на оскара за свои творения, как и не раз до этого) – создал потрясные и органичные произведения. Его мелодии то внезапно стучат по нервам, то переливаются кристально чистыми нотами; загромождают и без того внушительные декорации своим колоритно-монотонным звучанием; то отбивают ритмы, смутно угадывающиеся в классических, хорошо уже слуху знакомых произведениях.

Гильермо дель Торо создал абсолютно потрясающий фильм. На Каннском кинофестивале овация ему длилась 22 минуты, что не угадывалось еще с 1968 года (меня навело на воспоминание о главном творении гения-Кубрика). Кинолента получила 6 номинаций на оскара – «лучший оригинальный сценарий (опять-таки написал его Гильермо, как и к другому своему творению – «Хребет дьявола», лейтмотив которого крепко связан с главной мыслью «Лабиринта Фавна»), лучшая операторская работа (поклон одноименцу режиссера - Гильермо Наварро), лучший грим (даже не оставляет сомнений, что Оскара этого он получил), лучший иностранный фильм (представлял Мексику), лучшая музыка и лучшая работа художника-постановщика. Да и рейтинг на IMBD – 8.5 – подтверждает высокий уровень оформления кинокартины – к слову, как «Реквием по мечте», так и «Красота по-американски» были удостоены как раз такого рейтинга.

Единственное «но» фильма – слабая актерская игра, Мерседес была сыграна крайне неубедительно, хотя, что Офелия, что Серже Лопес, исполняющий образ капитана Видаля, прекрасно смотрелись в своей роли. Красотой, глубиной, завораживающим повествованием Гильермо отвел актеров на второй план, на первом же оставив потрясающие декорации Эухенио Кабальеро и прекрасную работу Гильермо Наварро, а главное –свою, являющую собой идеально отточенное в деталях и невероятно оформленное художественно представление.

Справедливо сказать, что почти весь фильм был скроен Гильермо дель Торо фактически в одиночку. Он сам написал сценарий, сам рисовал эскизы декораций, сам окунул его в настоящие недра символики – ключи, испытания, инициации, «монстры» и сказочные персонажи… И вот он – «Лабиринт Фавна», оскароносная притча о том, что, наверное, именно красота и окрыленность души может открыть нам настоящую, неподдельную «сказку»; но только реальность и неизменно сопутствующая ей жестокость способны раскрыть все глубины этой красоты. О том, что именно в наших решениях заключаются нити, которые плетут затем кружева и волокна всего будущего и нашего в нем пребывания; о том, что жизнь оставляет нам удивительные и подчас поражающие своей красотой знаки и аллегории, но их можно заметить только тогда… Когда найдешь в себе силы остановиться и оглянуться вокруг.

@ Mon, 12 Apr 2010 14:20:33 +0400

Комментарии к рецензии (110)

maleevnikita
Surrelia писал:

ну, это очень и очень спорный вопрос. можно было бы сказать "выдумала", да мешает эпизод с корнем мандрагоры... но, впрочем, там все может быть стечением обстоятельств - лично я склоняюсь к тому, что ею всё было выдумано. моя ставка - на огромную силу воображения и чистоту души девочки. вспомнить хотя бы "Страну приливов", "Остров проклятых" Скорсезе или тот же "Приют"

Откровенно говоря я не знаю. Писал же - надо пересмотреть.
А "Остров проклятых" вы зря вспомнили mad
Главный герой там не псих!!!!!! И точка. smile

SoNiC
  • Киновед
  • Mon, 12 Apr 2010 15:53:00 +0400
Быстрый Джо писал:

Нет не так. Бог просто так не спасает. От человека нужно усилие и раскаяние. А чудо в том, что простить Бог может все. На это нужно надеяться и верить, но человек обязан что-то делать сам для своего спасения, просто так ничего не бывает. Вот.

для верующих существование Бога - факт, как и то, что Он прощает за веру в него.

maleevnikita
WAVES писал:

для верующих существование Бога - факт, как и то, что Он прощает за веру в него.

Он не прощает за одну веру в него. "Вера без дел мертва" - слова Христа.
Поступки определяют истинную суть человека. Поступки оценивает Бог.
Факт и вера разные вещи - факт подтвержден личным опытом или иным доказательством, а вера - просто убежденность. Я верующий, к слову.

SoNiC
  • Киновед
  • Mon, 12 Apr 2010 16:02:37 +0400
Быстрый Джо писал:

Он не прощает за одну веру в него. "Вера без дел мертва" - слова Христа.
Поступки определяют истинную суть человека. Поступки оценивает Бог.
Факт и вера разные вещи - факт подтвержден личным опытом или иным доказательством, а вера - просто убежденность. Я верующий, к слову.

согласен, но люди которые верят, свято убеждены в существование Бога. И такие люди как раз не просто верят, а и делают дела. Где же чудо, когда они убеждены в этом или ином.

maleevnikita
WAVES писал:

согласен, но люди которые верят, свято убеждены в существование Бога. И такие люди как раз не просто верят, а и делают дела. Где же чудо, когда они убеждены в этом или ином.

Далеко не все, кто верит, что-то делает.
Вы мне вообще писали, что одной убежденности в бытии Бога достаточно для спасения. Я уже сказал, что ее одной мало. Чудо - в избавлении от смерти, ада, спасении и очищении от грехов, и случается это с человеком тогда, когда он уже почти перестал на это надеяться, поскольку когда каялся, увидел свою истинную гнилую суть. Чудо в том, что Бог любит всех и простить может любое прегрешение, но совсем не обязательно, что человек не пострадает ради этого.
А применительно к фильму я писал, что если человек верит в Бога, то он может верить и в иные сверхъестественные вещи, в необъяснимые явления, в сказку в конце концов, поэтому режиссер "Фавна"(у которого бабушка католичка, а значит семья религиозна, а значит он мог верить в сказки буквально) мог показать не просто грезы девочки, а действительность. И,вообще, посмотрите фильм!

SoNiC
  • Киновед
  • Mon, 12 Apr 2010 16:24:00 +0400
Быстрый Джо писал:

Далеко не все, кто верит, что-то делает.
Вы мне вообще писали, что одной убежденности в бытии Бога достаточно для спасения. Я уже сказал, что ее одной мало. Чудо - в избавлении от смерти, ада, спасении и очищении от грехов, и случается это с человеком тогда, когда он уже почти перестал на это надеяться, поскольку когда каялся, увидел свою истинную гнилую суть. Чудо в том, что Бог любит всех и простить может любое прегрешение, но совсем не обязательно, что человек не пострадает ради этого.
А применительно к фильму я писал, что если человек верит в Бога, то он может верить и в иные сверхъестественные вещи, в необъяснимые явления, в сказку в конце концов, поэтому режиссер "Фавна"(у которого бабушка католичка, а значит семья религиозна, а значит он мог верить в сказки буквально) мог показать не просто грезы девочки, а действительность. И,вообще, посмотрите фильм!

так что ж, получается Милость Божья как таблетка цитромона - болезнь не лечит, а только облегчает муки( это я про спасение от смерти(смысл спасаться от смерти, если пройдут года и от нее тебя уже никто не спасет))
но вам естетсвенно виднее. фильм посмотрю обезательно!

maleevnikita
WAVES писал:

так что ж, получается Милость Божья как таблетка цитромона - болезнь не лечит, а только облегчает муки( это я про спасение от смерти(смысл спасаться от смерти, если пройдут года и от нее тебя уже никто не спасет))
но вам естетсвенно виднее. фильм посмотрю обезательно!

"Христос воскрес из мертвых смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав" - не о чем не говорит? Я же верю в жизнь после смерти, в страшный суд, во всеобщее воскресение. Ну, как вы не поймете? Поэтому и пишу про избавление от вечной смерти. Впрочем, ладно - Сюррелия обидится. Хорош нам флудить smile wink

SoNiC
  • Киновед
  • Mon, 12 Apr 2010 16:28:46 +0400
Быстрый Джо писал:

"Христос воскрес из мертвых смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав" - не о чем не говорит? Я же верю в жизнь после смерти, в страшный суд, во всеобщее воскресение. Ну, как вы не поймете? Поэтому и пишу про избавление от вечной смерти. Впрочем, ладно - Сюррелия обидится. Хорош нам флудить smile wink

если уж и вам это надоело - замели. biggrin

SweeterThanDevil
  • Кинокритик
  • Mon, 12 Apr 2010 16:29:07 +0400
Быстрый Джо писал:

"Христос воскрес из мертвых смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав" - не о чем не говорит? Я же верю в жизнь после смерти, в страшный суд, во всеобщее воскресение. Ну, как вы не поймете? Поэтому и пишу про избавление от вечной смерти. Впрочем, ладно - Сюррелия обидится. Хорош нам флудить smile wink

да не обижусь - флудите, сколько хотите lol
н-да. хорошенько я так минусов наполучала cry

SoNiC
  • Киновед
  • Mon, 12 Apr 2010 16:31:28 +0400
Surrelia писал:

да не обижусь - флудите, сколько хотите lol
н-да. хорошенько я так минусов наполучала cry

как говорила анатолия, половина +\- от тех, кто даже не смотрел фильм. от себя прибавлю, что половина от той половины от тех, кто не читал рецензию. так что...

Добавить комментарий