Что нужно, чтобы отправиться в космос? Многоступенчатую ракету, космический корабль, скафандр и много, много денег. И все равно там, даже в достижимой близости, мы не обнаружим ничего живого. Гораздо более насыщен жизнью подводный мир. Со времен изобретения акваланга появилось множество красивых кинофильмов и целая отрасль туризма и отдыха – дайвинг. Но для этого тоже много чего надо: добираться до берега моря, приобретать оборудование, да еще надо уметь плавать и нырять.
А эта стихия всегда рядом. Достаточно только посмотреть вниз, под ноги.
Опуститься на колени. Лечь лицом в траву на нескольких квадратных метрах газона в парке или на лесной лужайке, на берегу лесного болотца и набраться терпения. Если повезет, вы сможете наблюдать за жизнью разнообразного народа, живущего в стране дремучих трав. Так, кстати, называлась одна книжка, которую я читал в детстве. Так называется этот французский фильм «MICROCOSMOS Le peuple de l’herbe» - «МИКРОКОСМОС Травяной народ».
Вам приходилось фотографировать цветок или какое-нибудь насекомое с близкого расстояния с помощью опции – макросъемка? Редко, когда получается четкая картинка. Открытая на всю дырку диафрагма обычно не дает глубины резкости. Как же получилось у французских операторов показать своих героев во всей красе на ярком солнце и в густой тени, под водой и в сумерках, и даже под дождем? Двенадцать лет работы французских оптиков и кинотехников по разработке съемочной и осветительной аппаратуры для макросъемки. Три года работали два энтомолога-режиссера - Клод Нуридзани и Мари Перену, оператор - Тьерри Машадо, продюсер - Жан Перрен над этим проектом. И в результате создали удивительное произведение, которое трудно отнести к какому-то одному жанру.
Назвать фильм документальным - как-то слишком примитивно. Научно-популярным - тоже язык не поворачивается. Текста в нем всего два-три коротких абзаца в самом начале. Он гораздо ближе, как мне кажется, к игровому художественному фильму. Список актеров, занятых в эпизодах, опубликован в заключительных титрах: Муха, Муравей, Личинка бабочки, Паук-серебрянка, Жук-навозник, Пчела, Комар и т.д. Удивительный сплав визуальной красоты, гармонии света и цвета, музыки и звуков, издаваемых его героями. Гудение, жужжание, шорохи, шелесты и писк аранжированы и вплетены в партитуру чудесной музыки Бруно Куле.
Драматургия проста - течение жизни с рассвета до рассвета. Утро начинается с пробуждения и умывания. Прожить сутки от утра и до утра. Для некоторых актеров вся жизнь длится не более суток. Расстояния тоже имеют другие единицы измерения. Стебель травы - толстенный ствол. Капля дождя, словно тяжелая бомба. Струйка воды - ревущий поток, похожий на горную реку, а волны от оползня в луже - подобны цунами. Та же высохшая лужа в жаркий день превращается в раскаленную растрескавшуюся пустыню.
Все-таки хорошо, что мы с раннего детства близко знакомы со многими представителями этого народа, благодаря сказкам Корнея Чуковского и к большинству из них относимся с симпатией и без брезгливости. Муха-цокотуха и ее гости: блошки и букашки, козявочки и комарики. Ну, разве что рыжий и усатый Таракан-Тараканище вызывал понятный соотечественникам ужас. Учеными давно уже доказано происхождение всех видов птиц от доисторических ящеров. Если посмотреть на прекрасную птицу фазана глазами труженика-муравья, действительно, какая-то огромная, ужасная Годзилла! Еще одна новелла показывает другого трудоголика – мускулистый синий жук подобно Сизифу упорно толкает в гору огромный тяжелый шар из навоза.
БОльшая часть травяного народа - шестиногие (насекомые). Есть еще восьминогие (паукообразные), четвероногие (лягушки) и, вообще, безногие или брюхоногие (черви и моллюски). Нельзя не отметить удивительно трогательно и красиво снятую эротическую сцену соития двух улиток. Или забавное торопливое свидание на бегу одной божьей коровки с одним божьим бычком. Какой же художественный фильм нынче обходится без демонстрации этого основного инстинкта природы!
Среди жителей этой микровселенной, которая в фильме размещается на лесной лужайке, есть свои герои и мерзавцы, свои летуны и ныряльщики, чемпионы по прыжкам в длину и в высоту, рекордсмены по бегу и поднятию тяжестей. Танцоры и художники, мастера разных профессий, герои-любовники, воины, охотники, пастухи и социальные работники. Очень многочисленный, хотя и незаметный невооруженному взгляду народ, гораздо более древний, чем мы, который останется жить и после нас.
После огромного успеха во всем мире продюсер Жан Перрен несколько лет работал над фильмом о другом многочисленном народе. «Le peuple migrateur» - «Кочующий народ», в нашем прокате - «Птицы».
@ Thu, 15 Apr 2010 11:43:02 +0400
ничего так, написано
ничего так, написано
Спасибо! Неужто на этот раз угодил?
Замечательно написано. Очень ярко и точно в рецензии передан колорит фильма. Автор с увлечением и интересно описывает маленьких участников жизни, которая кипит у нас под ногами и часто не замечается нами. Там есть свои герои, свои драмы и трагедии.
Как всегда, автор на высоте и рецензия достойна для подражания.
Поставил плюс.
Но я бы хотел немного выйти за рамки рецензии.
Мы мало задумываемся о том, что творится у нас под ногами, у нас свои проблемы. Подумаешь, какие-то паучки, мухи, стрекозы. А еще жабы и черви. Фу, пакость! У нас есть дела поважнее. Человечество занято большими и важными делами – прогресс, техническая революция, развитие техники и технологий, освоение космоса.
В своем стремлении жить лучше, мы оставляем самые насущные проблемы, такие, как охрана природы, сбережение ископаемых ресурсов, очистка воздуха и воды, на потом. Нам некогда, мы хотим жить лучше сейчас! Но в этом стремлении мы губим все, что вокруг нас, что есть основа нашей жизни. Ядовитые отходы нашей жизнедеятельности, вырубка лесов – все это губит жизнь братьев наших меньших, которые показаны в фильме.
Этот замечательный фильм, как мне кажется, стремится донести до нас именно эту мысль. Мы должны сберечь все, что сейчас имеем, что дано нам природой. А почему это мы имеем, почему это дано нам? Кто это сказал? Все это есть вне нас, а мы, в основном, губители и разрушители всего этого.
Человек – царь природы? Да никогда! Небольшой природный катаклизм, будь то оползень, землетрясение, извержение вулкана, ураган или ливень чуть больше обычного, и все, человек ничего сделать не может. Природа нам начинает мстить или просто живет по своим законам, которые мы в своей гордыне не хотим понимать и учитывать.
Все эти четырех, шести или восьмилапые создания живут рядом с нами на нашей общей планете. И мы не имеем права не замечать, что мы не одни, что мы пока что, всего лишь паразиты природы.
Эта, по-моему, очень важная мысль фильма никак не отражена в рецензии.
Или я не прав, и создатели фильма ничего такого не имели ввиду?
Andrew, спасибо Вам! Пусть Ваш комментарий и будет дополнением к моей рецензии. Сам я не хотел перегружать ее разными морализаторскими выводами. Главное, привлечь интерес к самому фильму.
Помню, когда моя жена посмотрела его летом на даче, заявила, что больше не убьет ни одного комара!
Очень понравилось.
Упорно не хотела смотреть - к насекомым
отношусь с брезгливостью, видно Чуковский в детстве
не достучался до меня ))
Теперь, может, и взгляну.
+
будем надеяться, что никто из местных
комаров и носа не подточит. ))
Andrew, спасибо Вам! Пусть Ваш комментарий и будет дополнением к моей рецензии. Сам я не хотел перегружать ее разными морализаторскими выводами. Главное, привлечь интерес к самому фильму.
Помню, когда моя жена посмотрела его летом на даче, заявила, что больше не убьет ни одного комара!
Ваша рецензия и без моего "довеска" обязательно привлечет внимание пользователей к фильму. Там для этого есть все.
Я и не сомневался, что вы уловили второе дно фильма - отношение человека к насекомым, флоре, фауне и в целом к природе. Только был немного удивлен, что вы этот аспект никак не затронули в рецензии.
Теперь все понятно, вы не хотели "перегружать ее разными морализаторскими выводами". И ваша жена права, я тоже стараюсь никаких насекомых не задевать.
И еще, мне бы хотелось показать величие и ничтожность человечества Человека на основе анализа нескольких документальных фильмов, которые есть на КК: МикрокосмоС, Путешествие на край Вселенной, Голубая бездна, Букашки, Жизнь после людей.
Но этот труд я не потяну. Может, кого заинтересует эта тема?
чень хорошо, Барс)) я же говорила - когда есть энергия и дух в труде, то у вас выходят прекрасные произведения, как, к примеру, это))
"+" вы свой, несомненно, заслужили. несмотря даже на старые обиды))
чень хорошо, Барс)) я же говорила - когда есть энергия и дух в труде, то у вас выходят прекрасные произведения, как, к примеру, это))
"+" вы свой, несомненно, заслужили. несмотря даже на старые обиды))
А вы меня упрекали за то, что я избегал участия во вчерашнем ОБЪЕМном флуде. Занят был именно этим.
А вы меня упрекали за то, что я избегал участия во вчерашнем ОБЪЕМном флуде. Занят был именно этим.
да нет же, просто вы говорите, но не аргументируете, в этом всё дело было)) потому и злилась.
а так - забудьте про мою "Объемную" рецензию. по моему глубокому убеждению, она провалилась))
Очень понравилось.
Упорно не хотела смотреть - к насекомым
отношусь с брезгливостью, видно Чуковский в детстве
не достучался до меня ))
Теперь, может, и взгляну.
+
будем надеяться, что никто из местных
комаров и носа не подточит. ))
Милая Сю, уверен, что Вы измените свое отношение к этому великому народу, после просмотра этого чудесного фильма. А здешних комаров я давно не боюсь. Спасибо!