Город Лондон середины шестидесятых годов - мировая столица молодежной моды, искусства и всего того яркого стиля, порожденного сексуальной революцией и музыкой The Beatles и The Rolling Stones. Именно здесь маститый итальянский режиссер весьма почтенного возраста снимает свой первый фильм из заграничной серии. Он называется «BLOW-UP», что по-русски может звучать как «ФОТОУВЕЛИЧЕНИЕ». Этот фильм исследует молодежные проблемы середины ХХ века.
Микеланджело Антониони занимает особое место в итальянском и мировом кино. Начнем с того, что он
уроженец города Феррары. Это многое объясняет в его творчестве. Феррара - город в северной Италии на широкой, плоской долине реки По. Туманные холодные зимы. Частые дожди. Мне кажется, что сама природа навеяла этому художнику манеру медлительного и пристального созерцания и великолепно обдуманной композиции каждого кадра. Известно, что сам Антониони занимался живописью. Поэтому изобразительная сторона в его фильмах главенствует и приближается к совершенству.
Человеческие взаимоотношения и драматургия подчеркнуто вторичны. Взаимоотношения для Антониони чаще всего - взаиморасхождения. Некоммуникабельность – этот социологический термин прочно приклеен к его репутации. Но экземпляры человеческой породы он всегда выбирал самые качественные и снимал их в наиболее выгодных ракурсах. Самые красивые актеры и актрисы с удовольствием работали в его картинах даже в бессловесных ролях. Герои его фильмов вообще говорят мало. Антониони просто-таки настойчиво разрушает привычный всем образ темпераментных, жестикулирующих и постоянно тараторящих итальянцев. Зато такие красавцы и красавицы, как Ален Делон, Массимо Джирроти, Марчелло Мастрояни, Жанна Моро и Моника Витти очень содержательно и выразительно молчат в его итальянских фильмах.
«Потому, что он с севера, что ли…»? Да, Феррара север Италии. Антониони закончил экономический факультет университета в Болонье, столице области Эмилия-Романья. Из этой области происходят еще два великих кинематографиста: Федерико Феллини и Тонино Гуэрра. Последний, естественно, был автором сценариев для многих картин своих друзей земляков. И в данном случае адаптировал для сценария рассказ аргентинца Хулио Кортасара «Слюни дьявола». Ничего общего в фильме Антониони и рассказе Кортасара кроме фотографии пары, врасплох снятой на уличном свидании, нет. К тому же у Кортасара дело происходило в Париже.
А здесь, в Лондоне, фотограф Томас(Дэвид Хэммингс) не любитель, а профессионал, причем профессионал весьма успешный. Масса заказов, отбоя нет от молоденьких девиц, добивающихся места моделей. Но при всем этом в модном фотографе еще жив художник. И это самое интересное в картине - следить за суетливой жизнью современного молодого человека, далеко не пустого, наблюдательного и совсем даже не такого уж некоммуникабельного. Он по роду деятельности должен общаться с множеством людей. И временами, чтобы отвлечься от искусственной красоты гламура, проводит ночь в ночлежном доме, где снимает репортаж скрытой камерой. И, как всегда, с фотокамерой приходит однажды в почти пустынный парк. И там встречается с тайной. Он и она. Двое в поцелуе.
Микеланджело Антониони в своем любимом амплуа – наблюдателя. Он с интересом следит за фотографом-снайпером, взявшим на прицел добычу. Охотник не может упустить такой сюжет - целующуюся парочку. Он делает серию снимков издали, без телеобъектива. Но молодая женщина (Ванесса Рэдгрейв) замечает, что их снимают. Ее явно беспокоит присутствие такого свидетеля. Она догоняет его и требует засветить или отдать ей пленку. Фотохудожник тоже встает в позу. У него на этой кассете нужный материал. Женщина убегает в глубину парка, а он ей вслед щелкает еще несколько раз.
Но эта короткая встреча будет иметь продолжение. Каким-то образом она найдет адрес его студии и снова будет требовать отдать ей кассету, и ради этого, кажется, будет готова на все, готова отдаться. Но для него, пресыщенного женским вниманием, гораздо важнее ее тайна, и он пытается ее разгадать. Эта загадочная дама, настоящая «femme fatale», совершенно не похожа на тех смазливых девиц-манекенщиц, с которыми он привык иметь дело Тонкая психологическая игра с намеками и полутонами. Очень сильная работа значительных английских актеров – Дэвида Хэммингса и Ванессы Редгрейв.
Самым главным эпизодом фильма является работа в фотолаборатории, когда проявленную пленку мастер заряжает в увеличитель и делает несколько пробных отпечатков. И постепенно до него доходит, что он стал свидетелем убийства. Что женщина специально подводила своего партнера на позицию удобную для выстрела. При сверхувеличении в кустах становится видной рука с пистолетом. А выстрел, вероятно, прозвучал тогда, когда в первый раз незнакомка пыталась отобрать у него камеру. На последних кадрах при увеличении за кустами обнаружится и труп…
Озадаченный и обескураженный своим открытием Томас пытается поделиться тайной со своим другом и с издателем, но никому до него нет дела. Уикэнд. Лондонская богема и бомонд беспечно тусуется с большим количеством алкоголя и легких наркотиков. Каким-то образом фотограф попадает на клубный концерт группы «Yardbirds», где на бас гитаре играл в то время мало кому известный Джимми Пейдж. Только через год он станет основателем и лидером группы «Led Zeppellin». А здесь другой гитарист Джефф Бек в раздражении ломает и разбивает свою гитару. Обломки летят в толпу зрителей. Инстинктивно Томас завладевает грифом с оборванными струнами и бросается бежать с добычей.
Для чего ему этот гриф? Он тут же выбрасывает на тротуар эту деревяшку. Для чего ранее он приобрел в лавке старьевщика огромный деревянный пропеллер? Вопросы не находят ответов. Дома в студии он не найдет больше ни одного отпечатка, ни негатива, на котором запечатлено преступление. Герой не находит покоя и снова оказывается в том самом парке. Заключительным аккордом этой сонаты всеобщего равнодушия и непонимания станет игра в теннис каких-то чудаков клоунов. Игра без ракеток и без мяча. Пантомима. Но остальные клоуны-зрители увлеченно провожают глазами «полет» мяча, и когда этот невидимый мяч «улетает» после сильной подачи за сетку ограды в сторону Томаса, то и он вовлекается в эту дурацкую игру. Наклоняется, подбирает с травы «подкатившийся» к его ногам мяч и кидает его игрокам на корт. И теперь мы не видим его, но слышим стук мяча. Игра в жизнь продолжается.
Ну вот! Старался же я не пересказывать сюжет фильма, а не получилось! Главное все-таки, что в британской картине великого итальянца не детективная интрига вызывает интерес зрителя, а то, как это представлено, как показано, какая создается атмосфера. Ведь это был первый подобный фильм. Это был 1967 год. Я хорошо помню, как по московским кинотусовкам в начале семидесятых счастливцы, кои удостоились посмотреть это кино на закрытом показе в каком-нибудь НИИ, взахлеб пересказывали весь фильм по эпизодам. Я сам впервые увидел «Фотоувеличение» в конце 90-х, хотя до этого сюжет знал по пересказам и статьям наизусть. И, более того, скажу, что и сегодня он смотрится свежо и с неотрывным интересом.
@ Fri, 16 Apr 2010 16:08:57 +0400
Еще парочку, и огород уйдет к другому
Еще парочку, и огород уйдет к другому
Еще парочку, и я уеду на свой огород.
Еще парочку, и я уеду на свой огород.
А когда ? На огород, где растет топинамбур.
Интересно и необычно. Возникло желание таки глянуть картину. Черт, сколько же всего я не видел
Барс, вы все больше и больше ассоциируетесь у меня не просто с кинокритиком, а с настоящим писателем.
Выше изложение меня увлекло. Самое интересное, что и читается на удивление легко."+"
Интересно и необычно. Возникло желание таки глянуть картину. Черт, сколько же всего я не видел
Барс, вы все больше и больше ассоциируетесь у меня не просто с кинокритиком, а с настоящим писателем.
Выше изложение меня увлекло. Самое интересное, что и читается на удивление легко."+"
То-то же! Эх, у Вас то все впереди! Главное не отвлекаться на проходные поделки. Вот я и стараюсь как-то сориентировать местную публику на наиболее ценные произведения в кино, как в искусстве, а не просто проводить время в развлечении. Сейчас такое пестрое изобилие любой видеоинформации, что люди просто избалованы. В Вашем возрасте нам гораздо труднее было удовлетворять свой аппетит в смысле кинозрелищ. Но то, что видел, или о чем читал, теперь могу скачать и пересмотреть в любой момент. И это радостно, как встреча со старым другом. И этой радостью хочется поделиться со всеми. Надеюсь, что Вы восприимчивы к моим советам и посмотрите многое из того, что я рекомендую.
Барс, это на самом деле крайне подло с Вашей стороны было раскрыть сюжет. Или это все из-за того, что в свое время Вы фильм одним из первых не увидели, а Вам его пересказали?
Минус. Я очень расстроена.
То-то же! Эх, у Вас то все впереди! Главное не отвлекаться на проходные поделки. Вот я и стараюсь как-то сориентировать местную публику на наиболее ценные произведения в кино, как в искусстве, а не просто проводить время в развлечении. Сейчас такое пестрое изобилие любой видеоинформации, что люди просто избалованы. В Вашем возрасте нам гораздо труднее было удовлетворять свой аппетит в смысле кинозрелищ. Но то, что видел, или о чем читал, теперь могу скачать и пересмотреть в любой момент. И это радостно, как встреча со старым другом. И этой радостью хочется поделиться со всеми. Надеюсь, что Вы восприимчивы к моим советам и посмотрите многое из того, что я рекомендую.
Да уж, непременно.
Ах, Барс, я вспомнил. - я видел когда то этот фильм. Он действительно очень интересный. И именно в сюжете вся интрига. Быстренько, пока не поздно, измените рецу, чтобы сохранить тайну
Да уж, непременно.
Ах, Барс, я вспомнил. - я видел когда то этот фильм. Он действительно очень интересный. И именно в сюжете вся интрига. Быстренько, пока не поздно, измените рецу, чтобы сохранить тайну
Не-а! Если бы это был фильм выпуска 2010 года, я бы постарался сохранить тайну. А об этом кино написаны сотни статей и диссертаций за сорок с лишним лет его жизни. Читайте мой ответ Вредине. Дело не в сюжете, а то, как это представлено уникальным кинохудожником. Сам его смотрел раз 10, и все равно восхищался. Вы же сами вдоль и поперек исследовали последний фильм Скорсезе и исписали десятки страниц в дискуссиях по этому поводу. А люди смотрят!
Не-а! Если бы это был фильм выпуска 2010 года, я бы постарался сохранить тайну. А об этом кино написаны сотни статей и диссертаций за сорок с лишним лет его жизни. Читайте мой ответ Вредине. Дело не в сюжете, а то, как это представлено уникальным кинохудожником. Сам его смотрел раз 10, и все равно восхищался. Вы же сами вдоль и поперек исследовали последний фильм Скорсезе и исписали десятки страниц в дискуссиях по этому поводу. А люди смотрят!
Читал, знаю. Согласен