Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Bars2009 thumb
10/10

Бунтари в пустыне

Рецензия на фильм «Забриски Пойнт»

3110 thumb

Самый продолжительный взрыв в истории кино! Самая многолюдная пыльная оргия в калифорнийской Долине смерти! Самая забавная пародия на кино Хичкока! Самая провальная в прокате картина великого итальянского маэстро!

Сеньор Микеланджело Антониони вновь показал себя гражданином мира и настоящим космополитом. Теперь уже в США в 1969 году он снимал свой американский проект о молодежном протесте. Время действительно наступило горячее. В Британии, где он работал над «Blow up», обострилась ситуация в Северной Ирландии. В Европе - теракты

боевиков из Красной армии и Красных бригад. Советский союз и Китай столкнулись на реке Амур в борьбе за остров Даманский. Америка развивает эскалацию войны во Вьетнаме. Во время разгона студенческих демонстраций в университетских кампусах применяют газы и огнестрельное оружие. Есть жертвы. Молодой человек с револьвером в кармане становится свидетелем убийства полицейского. Он сам не стрелял, но решает, на всякий случай, бежать из Лос-Анжелеса на угнанном маленьком самолете.

Достаточно динамичное начало фильма для киномастера, прославленного своей созерцательной и отстраненной позицией. И маэстро остается верным себе – фильм вызывает восхищение прежде всего красотой самого киноизображения. Для воплощения поставленной задачи режиссеру нет нужды приглашать на главные роли раскрученных звезд, достаточно, чтобы герои были молоды и красивы. В главных ролях – Марк Фречетт и Дария Хэлприн. Им даже оставлены в сценарии собственные имена. Несколько отснятых эпизодов с Харрисоном Фордом будут вырезаны при монтаже.

Пустынное шоссе, ведущее из Калифорнии в Аризону. Одинокая пыльная машина, из окна которой торчит загорелый девичий локоть. Маленький самолет на бреющем полете несколько раз проносится над крышей автомобиля. Как у Хичкока в фильме «На север через северо-запад». Само собой, юным путешественникам суждена встреча. И она постепенно превращается в любовную игру. Марк и Дария совершенно одни оказываются в центре высохшего миллионы лет назад соленого озера Забриски пойнт.

И как всегда, это кино великого итальянца, прежде всего, предназначено для восприятия глазами. Как это снято! С каким количеством безупречно небрежно выстроенных кадров! С иронией и даже с издевкой вмонтированы бесконечные рекламные ролики и аляповатые панно. С таким молодым аппетитом и интересом показаны американские реалии глазами заезжего европейца. Самому режиссеру уже под шестьдесят, а с каким чувственным удовольствием он следит за любовными забавами красивых и молодых парня и девушки среди соленых песков Долины смерти.

Так просто и естественно ведут себя эти вольные и независимые дети Нового Света! Куда пропала эта фирменная антониониевская некоммуникабельность? Конфликт в другом. Конфликт между личностью и обществом. На студенческом собрании никак не возникает взаимопонимания. Конфликт между личностью и государством. Вначале он даже принимает комичные формы. Задержанных на митинге профессоров и студентов допрашивают в полицейском участке: « Как ваше имя?». « Карл Маркс». «Скажите по буквам!». А в конце те же полицейские, ощетинившись стволами, будут встречать на взлетной полосе добровольно возвратившийся самолет, и смертельные выстрелы неизбежно прозвучат.

Дария услышит о гибели Марка по радио в машине. Сейчас она в Аризоне, на вилле своего босса. В каменистой пустыне - рукотворный оазис с бирюзовыми бассейнами. И этот супернавороченный коттедж, набитый всеми мыслимыми на то время достижениями комфорта, внезапно разлетается в мелкие брызги под тяжелым взглядом ее ненавидящих глаз. Буквально взрывается, снятый несколькими камерами с различных точек и воспроизведенных на экране в замедленном темпе под гитарные аккорды Дэвида Гилмора из группы «Pink Floyd».

Но все-таки то, что Антониони - человек на два поколения старше, чем его герои, являет недостаточное понимание им присущего тогдашней молодежи универсального языка – языка рок-музыки. Если бы маэстро не спорил, не придирался и не отвергал бы предлагаемые ему песни Джима Моррисона из группы «Doors», большие композиции «Pink Floyd» и других современных групп, то его фильм стал бы подлинно культовым у основных вкладчиков в киноиндустрию. Поколение next 70-х теперь становилось базовой аудиторией кинопроката. В результате - даже радикально настроенная студенческая молодежь оказалась солидарна с протестами ультра-патриотов в неприятие и бойкоте этого яркого и, в целом, антиамериканского фильма.

Однако, это замечательное произведение в очень скором времени будет буквально целиком растащено на цитаты и породит лавину фильмов молодых независимых американских режиссеров в жанре «road mоviе», самым ярким из которых станет «Беспечный ездок». И даже однажды в СССР Эльдар Рязанов использует один из трюков, впервые примененных одним итальянцем в Америке, для фильма о необыкновенных приключениях других итальянцев в России.

@ Sat, 17 Apr 2010 00:42:32 +0400

Комментарии к рецензии (23)

SweeterThanDevil
  • Кинокритик
  • Sat, 17 Apr 2010 22:03:19 +0400

Барс, потрясающе))
не знаю почему, но написано очень обаятельно. не очень характерная для вас (без обид) динамичность и литературность повествования. фильм очень люблю, а после прочтения будто пересмотрела еще раз))
ставлю вам "+", благо, вы его более чем заслужили wink

maleevnikita
Surrelia писал:

Барс, потрясающе))
не знаю почему, но написано очень обаятельно. не очень характерная для вас (без обид) динамичность и литературность повествования. фильм очень люблю, а после прочтения будто пересмотрела еще раз))
ставлю вам "+", благо, вы его более чем заслужили wink

Потрясающе, mironistars хвалит рецу Сюррелии, а Сюррелия хвалит Барса, тогда по идеи, mironistars должен тем более восхищаться работой Барса, но он - наоборот. Непреодолимый для меня парадокс smile
За рецу, кстати, еще вчера поставил "+" smile

SweeterThanDevil
  • Кинокритик
  • Sat, 17 Apr 2010 22:23:43 +0400
Быстрый Джо писал:

Потрясающе, mironistars хвалит рецу Сюррелии, а Сюррелия хвалит Барса, тогда по идеи, mironistars должен тем более восхищаться работой Барса, но он - наоборот. Непреодолимый для меня парадокс smile
За рецу, кстати, еще вчера поставил "+" smile

только не Сю, а Сюр - а то, чай, прогневится на меня наша аплоудер))
mironistar-с хвалит только то, что выбивается из рамок или очень личное для автора - потому и "Фонтан" мой он похвалил.
Барс же пишет полноценно и предраться тут не к чему. потому и ругается razz

maleevnikita
Surrelia писал:

только не Сю, а Сюр - а то, чай, прогневится на меня наша аплоудер))
mironistar-с хвалит только то, что выбивается из рамок или очень личное для автора - потому и "Фонтан" мой он похвалил.
Барс же пишет полноценно и предраться тут не к чему. потому и ругается razz

Это только усилило парадокс....

SweeterThanDevil
  • Кинокритик
  • Sat, 17 Apr 2010 22:30:31 +0400
Быстрый Джо писал:

Это только усилило парадокс....

question2

maleevnikita
Surrelia писал:

question2

razz

Bars2009
  • Киноакадемик
  • Sat, 17 Apr 2010 22:38:16 +0400
Быстрый Джо писал:

razz

redface Спасибо! Целый день ждал, что кто-то отзовется. Хотел закончить разговор о всей заграничной трилогии Антониони, но "Профессия репортер" тут вроде нет. Придется вернуться в Италию, в "Красную пустыню".

anatolia
  • 13
  • Кинолюбитель
  • Sun, 18 Apr 2010 10:00:24 +0400

так и не врубилась, смотреть или не смотреть... да еще и на спойлер наткнулась... twisted

PULPA
  • Кинолюбитель
  • Tue, 20 Apr 2010 18:23:48 +0400

Хорошо написано. Правда, не хватает восклицательных знаков. Но пафос присутствует.

ThomasRim
  • Киновед
  • Mon, 07 Feb 2011 19:14:59 +0300

Фильм никакой. Более того, это самый слабый фильм Антониони. Не стоило ему переходить на цвет. Это дало ему художественное пространство и убило ту только ощутимую глубину картин. Теперь он получил возможность ярко и помпезно выражать это эмоциональное опустошение, растление 60-х, и ассоциативный ряд рассыпался. Ну, впрочем, что поделаешь... В кино своя валюта.

Добавить комментарий