"Пусть Господь войдёт в моё сердце и коснётся моих губ, чтобы я мог свободно исповедоваться в своих грехах..." - стандартная форма начала исповеди в католических странах эпохи позднего Средневековья. Не случайно эта фраза произносится в начале фильма. Да, Вы не ошиблись, Католическая Церковь и одно из её силовых ведомств - Святая Инквизиция будут героями нашего повествования, но ценители кровавого, мясного кинематографа будут разочарованы - картина сценами пыток и казней не изобилует, а вот любителям "Кода да Винчи" и
"Илюминатов", всем, кто оценил "Десять негритят" и поклонникам творчества Кристофа Ламбера - смотреть обязательно!
Английское название фильма "Day of Wrath" является полным переводом латинской фразы "Dies Irae" (день гнева) которая в средневековой католической мифологии активно использовалась как эпитет Судного дня или Страшного суда, а после XIII-го века, когда францисканец Томмазо да Челано назвал так написанную им проприю мессы (секвенцию) где затронул тематику Судного дня, она вообще стала известна широким массам трудящихся средневековой Европы. Мне лично понравилось и то, что режиссёр сделал название картины элементом её сюжета. При просмотре фильма, однако, возникает ощущение, что сценаристы повели себя как Гай Светоний Транквилл в своих биографиях - написали сценарий исходя из того, что весь фон на котором развёртываются события картины хорошо известен зрителю. Во второй половине фильма вырисовывается большинство важных деталей, но для полноты восприятия их всё равно не хватает.
Вступительный текст к фильму содержит некоторые неточности. Святая Инквизиция была основана до Реконкисты (отвоевания) Испании. В Арагоне и Кастилии она была учреждена папой Григорием IX в 1232 году и существовала до 1835 года (с реорганизацией в 1808) и "тёплые отношения" между отцами-инквизиторами и "иудиным племенем" имеют свою предысторию, но в то же время как раз на конец XV века приходится расцвет деятельности Инквизиции в материковой Испании под чутким руководством самого кровавого инквизитора всех времён и народов - монаха с примесью еврейских кровей тов. Томазо де Торквемады. Тов. Торквемада кроме деятельности по объединению Испании занимался также религиозной "зачисткой" страны, организовав принудительное крещение/изгнание иудеев (1492) и мусульман (1502) осуществлённое уже после смерти тов. Торквемады. Иудеи отказавшиеся крестится переселились кто победнее в Марокко, кто побогаче - в Османскую империю, власти которой поселили их в Греции в городе Фессалоники (когда мне довелось учиться в сем славном граде, то еврейский квартал нам показывали как одну из местных достопримечательностей). Что касается крестившихся евреев, марранов (от исп. marrano - "свинья") - то их жизнь подвергалась различным ограничениям. Некоторые марраны тайно исповедовавшие иудаизм, как и мориски (мусульмане-мудехары, принявшие христианство) объединялись в закрытые клубы или седеры и служили предметом особой "опеки" Инквизиции и ордена Иезуитов.
Кстати, согласно генетическим исследованиям Лидского университета, проведённым в 2008 году, 20% современного населения Испании имеют еврейские корни по мужской линии, и 11% имеют арабские и берберские корни.("Генетические Тесты в Испании" Николас Уэйд, New York Times, 12/05/2008 стр. А12)
Фильм снят в жанре исторического детектива. События отображённые в картине - интриги, таинственные заговорщики жаждущие чужого добра, классический политический шантаж (то бишь использование компромата по-современному), лёгкие, ненавящивые эротические сцены (иногда с элементами садизма:-), местный Зорро-мясник избравший, правда, своим фетишем другие буквы и орудующий при поддержке банды неатлетически выглядещих ку-клус-клановцев неотрывно удерживают зрителя у экранов на протяжении полутора часов. Про декорации ничего плохого сказать не могу, разве что в молельной супруги альгвазила висят явно православные иконы (византийский канон всё-таки отличается от католического) и эротические рисунки главного инквизитора (прототипом которого был сам тов. Торквемада) выполнены в каком угодно, но только не в средневековом стиле. Музыкальными шедеврами труд Адриана Рудомина тоже не порадует.
Ну и конечно же Кристоф Ламбер - главная фишка картины! Некоторым актёрам особенно хорошо удаётся работать в каком-то одном жанре или сценическом образе. Например светлой памяти Вячеслав Тихонов лучше всех мог исполнить роль разведчика или контрразведчика, а стезя Ламбера, по моему личному мнению, это персонажи Коннора Маклауда и Руя де Мендозы. В "Страшном суде" герой Ламберa - Руй де Мендоза предстаёт перед зрителями этаким "рыцарем без страха и упрёка", добропорядочным семьянином страдающим лёгкой формой алкоголизма, сыщиком использующим дедуктивный метод а ля Конандойл, борцом с силами тьмы, суровым, принципиальным в андроповском стиле альгвазилом (альгвазил - судебный исполнитель, а в средневековой Испании кто-то вроде главы райотдела), не боящимся бросить вызов более сильному противнику и вынужденный жить двойной жизнью.., в общем классический Горец нашедший-таки ответ на мучивший его весь фильм вопрос: "Что может быть хуже смерти?" или же "судья Дредд" позднего Средневековья.
В фильме не чувствуется присутствие главной героини. Главные женские образы фильма: религиозно сознательная (с элементами фанатизма) первая супруга альгвазила Изабелла де Мендоза(Сонья Орозлан), его скрытная матушка Эсперанса де Мендоза (Филлида Ло), сексуально притягательная первая любовь Руя де Мендозы графиня де Харамильо (Бланка Марсилла) - все они скорее персонажи второго плана.
Вместе со "Страшным судом" тематически смотрится фильм Янниса Смарагдиса "Эль Греко". Тем же кого интересуют яркие описания "художеств" Инквизиции рекомендую прочитать книгу Шарля де Костера "Легенда об Уленшпигиле" (можно прочитать/скачать здесь http://lib.rus.ec/a/17720).
Как известно предметом "особой заботы" отцов-инквизиторов были не только заблудшие души еретиков, но и их имущество. Как адекватный пример такой "заботы" выглядит диалог между губернатором доном Франсиско де Руисом (Брайан Блессед) и местным главным инквизитором братом Ансельмо (Джеймс Фолкнер):
- Как Ваш урожай еретиков в этом году?
- Я ожидаю хорошей жатвы!
Не являясь любителем "Кода да Винчи", "Илюминатов" и поклонником творчества Кристофа Ламбера, должен отметить большие достоинства Ваших рецензий. И предыдущей тоже. Увы, здешняя аудитория уделила им мало внимания. Все как-то переклинились на "Аватаре".
Не являясь любителем "Кода да Винчи", "Илюминатов" и поклонником творчества Кристофа Ламбера, должен отметить большие достоинства Ваших рецензий. И предыдущей тоже. Увы, здешняя аудитория уделила им мало внимания. Все как-то переклинились на "Аватаре".
Ну, не совсем уж мало. Я плюсанул. Мне понравилось.)))
Барс, Вы не правы. Пользователь написал две рецензии, а я уже стала поклонницей его творчества.
vasiavasilich, надеюсь, что Вы не ограничитесь двумя историческими картинами.
Можно ли ждать от Вас рецензию на "Призраков Гойи"?
Барс, Вы не правы. Пользователь написал две рецензии, а я уже стала поклонницей его творчества.
vasiavasilich, надеюсь, что Вы не ограничитесь двумя историческими картинами.
Можно ли ждать от Вас рецензию на "Призраков Гойи"?
Вообще-то сейчас "обрабатываю" "Александра", к тому же на "Призраков Гойи" уже есть интересная рецензмя от Liliane. А вот за положительные отзывы, конечно же, и Вам, и Барсу спасибо.
Вообще-то сейчас "обрабатываю" "Александра", к тому же на "Призраков Гойи" уже есть интересная рецензмя от Liliane. А вот за положительные отзывы, конечно же, и Вам, и Барсу спасибо.
Ну, это навеяло после прочтения Вашей рецензии. Жду на Александра! И вообще - очень жду!!
Вы не историк? Или это хобби?
Ну, это навеяло после прочтения Вашей рецензии. Жду на Александра! И вообще - очень жду!!
Вы не историк? Или это хобби?
Да нет, по-образованию - филолог, но в своё время "...связался с плохой компанией, начал играть в орлянку и покатился..."
Да нет, по-образованию - филолог, но в своё время "...связался с плохой компанией, начал играть в орлянку и покатился..."
мило. очень мило )))
чувствуется основательный научный подход во всем, включая выбор друзей ))
Очень толковая и содержательная (я имела ввиду "змистовна"-укр.)рецензия, плюс еще Ваш диалог с Врединой на странице. Спасибо.
Да нет, по-образованию - филолог, но в своё время "...связался с плохой компанией, начал играть в орлянку и покатился..."
филолог?
Прочитал рецензию на фильм "Королевская битва", а теперь прочитал эту. Не со всем согласен, но написано очень живо. Спасибо. Конечно, + по обеим.
З.Ы. И забыл сказать, что спасибо вам, что вы так тщательно подходите к анализу не только самих картин, но и биографий актеров. Не все, например, знают, что господин Ламбер является французом)))