В очень откровенной книге о своей жизни и работе «Делать фильм» (Fare un film) Федерико Феллини признается в том, что начало его кинокарьеры – дело случая. Счастливого случая. Ну, не знал он за собой способности командовать людьми. А для работы в кинопроизводстве это необходимо. Ну, не видел никогда фильмов классиков кинематографа: Гриффитса, Дрейера и Эйзенштейна. Никаким образом он к этому не готовил себя, не заканчивал итальянского ВГИКа, или как это у них там называется? Рисовал смешные шаржи, оформлял витрины магазинов, работал репортером
во флорентийских и римских газетах, писал скетчи для радио.
Но, что случилось, то случилось! Работы этого волшебника экрана заслужили любовь кинозрителей во всем мире и величайшее признание у профессионалов кинематографа. За свою творческую жизнь Феллини создал 22 с половиной фильма, а мы рассматриваем его восьмую киноработу. Так он сам сосчитал, что до 1962 года снял шесть полнометражных картин и две короткометражки, а половинкой он добавил свой совместный дебют в кино с Альберто Латтуада «Огни варьете» в 1951 году.
«Otto e mezzo». «Восемь с половиной». Этот очень личный и очень своеобразный фильм произвел оглушительное впечатление во всем мире в год своего выхода - в 1963.. Мне посчастливилось его увидеть тогда же в московском Дворце спорта в Лужниках в дни 3-го Московского международного кинофестиваля. По такому случаю, супруги Феллини в первый и в последний раз приехали в СССР, и мы горячо приветствовали их перед началом сеанса. Советские зрители обожали такие его прежние фильмы, как «Дорога» и «Ночи Кабирии», но в новой картине для Джульетты Мазины роли не нашлось.
Первый же эпизод фильма поражал совершенно фантастической для советского кинозрителя начала 60-х годов сценой – автомобильной пробкой на автостраде! Такого количества автомашин, остановившихся под многоэтажной эстакадой, трудно было вообразить в стране, где еще не был даже снят фильм Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля!» и не был задуман новый автозавод в городке Ставрополь-на-Волге! В 1964 он будет переименован в честь секретаря итальянской компартии - Пальмиро Тольятти. В начале семидесятых годов итальянцы из фирмы «Фиат» начнут выпускать там первые «Жигули».
Кажется, это все-таки был кошмарный сон главного героя, но и дальнейшие эпизоды тоже порой на грани гротеска. Коллаж из сновидений, воспоминаний из детства и сюрреалистических образов. Любопытно было прочитать в книжке Феллини, как возник замысел этого фильма. В главе шестой он последовательно пересказывает сюжет, правда, тогда он сам не был уверен, что из себя будет представлять главный персонаж. Кто он – этот мужчина средних лет: писатель, лицо свободной профессии, театральный импресарио? И только потом, уже в работе над сценарием в сотрудничестве с компанией сценаристов: Эннио Флайано, Туллио Пинелли, Брунелло Ронди, главный герой становится кинорежиссером. И это добавляет фильму дополнительную привлекательность. Ведь это так любопытно – смотреть в кино, как снимается кино!
Впрочем, со съемками кинофильма в самом фильме все как-то не складывается. Режиссер Гвидо Ансельми (Марчелло Мастрояни) испытывает кризис среднего возраста. Он проходит курс лечения на водах на модном в Италии курорте Кьянчано. Он не может сосредоточится на работе из-за путаницы в своих отношениях с женой Луизой – умницей и красавицей (Анук Эме) и с любовницей Карлой – дурочкой и красавицей (Сандра Мило). А сам мечтает о встрече с юной Клаудией – нимфой источника. В ее роли, сияющая юной красотой, Клаудия Кардинале. Первоначальное название фильма так и значилось - «Большая путаница».
Вообще, в этом фильме изобилие красивых женщин, все-таки мир кино! Фабрика грез! Феллини, верный муж своей Джульетты, позволяет здесь, в ее отсутствие, признаться в любви всем женщинам планеты. Он даже соберет их всех вместе в личном гареме! В воображаемом гареме «Одно для меня несомненно: в фильме должно быть много женщин; наш герой ослеплен ими, они нравятся ему все до единой, словно миллиарды разных лиц для него – воплощение единственной женщины». Так объяснял свой замысел сценаристам Феллини. «И еще эпизод с Сарагиной (Эддра Гайл) – страшным и великолепным чудовищем, олицетворяющим в сознании героя первое, нанесшее ему душевную травму знакомство с сексом». Великанша Сарагина была первой проституткой, которую увидел Федерико в детстве на пляже своего родного города Римини.
В наши дни этот город - въездные ворота в Италию для многих россиян. Но не все они подозревают, что аэропорт Римини носит имя его знаменитого сына. Феллини родился и прожил 18 лет в этом романьольском городке на берегу мутновато-зеленоватого Адриатического моря. Мутноватого из-за взвеси тонкого белого песка, которым устланы 20 километров роскошных пляжей. После войны начался бурный строительный бум, и на этих двух десятках километрах вырос морской курорт с бесконечными отелями. «Всеитальянская здравница!» Еще Римини знаменит тем, что в его окрестностях протекает невзрачная речушка по имени Рубикон. Та самая, через которую вброд перешли легионы Юлия Цезаря перед походом на Рим. А неподалеку возвышается трехглавая гора Сан-Марино – территория древнейшей в Европе независимой республики. Долгий разговор можно завести о том, как по особому воспринимается фильм, когда зритель попадает в те места, где родился и вырос художник. Мне повезло - я пересекал Рубикон трижды.
Родному городу и своему детству Феллини уделит больше внимания в более поздних своих фильмах: «Амаркорд» и «Рим», к теме женской власти в жизни мужчины он снова вернется в фильмах «Казанова» и «Город женщин». Но в фильме «Восемь с половиной» основная тема – тайна творчества кинохудожника. Не было до него в кино, за почти три четверти века существования подобного автопортрета. Многие критики сошлись на том, что фильм – это исповедь режиссера, переживающего кризис. Исповедь, благодаря которой он надеется найти какое-то внутреннее успокоение или умиротворение, способное помочь ему преодолеть внутренний разлад и обрести душевное равновесие.
Это последний черно-белый фильм Федерико Феллини. Помню, еще тогда в Москве, в 1963 году, он поразил меня удивительной светоносной энергией каждого кадра. В этом огромная заслуга его оператора Джанни ди Венанцо. Вместе с Феллини – художником, постоянно рисующим гротескные карикатуры, он отобрал и запечатлел десятки и сотни выразительных и запоминающихся лиц. Музыку к этому и многим другим фильмам написал его друг, замечательный композитор Нино Рота. Эта легкая прозрачная музыка – еще один довод в пользу того, чтобы посмотреть эту великолепную картину художника, который оказал огромное влияние на весь мировой кинематограф. Можно назвать множество лент, созданных позднее как бы в ответ шедевру Федерико Феллини. Одну из них снял автор «Кабаре» Боб Фосс – «Весь этот джаз».
Я начал свой рассказ о кинематографе Федерико Феллини с воспоминаний о 3-м международном кинофестивале в Москве, где этот фильм завоевал главный приз. Этому решению жюри во главе с Григорием Чухраем яростно сопротивлялся идеологический отдел ЦК КПСС, но автор «Баллады о солдате» проявил мужество настоящего фронтовика-десантника. Этот поступок ненадолго поднял престиж московского фестиваля, но потом крупные деятели кино перестали приезжать в Москву, где призы стали раздаваться пачками, чтобы никого не обидеть. А Григорию Чухраю не позволили осуществить его давнюю мечту – создать фильм о Сталинграде.
рецензия понравилась, вообще писать рецензии на фильмы Феллини очень и очень сложно, но вы справились достаточно хорошо
вот это я понимаю конфетище.
Барс, а на авианосце что случилось?
Феллини бы улыбнулся.
оторваться не могла. без каких-либо признаков лести.
непосредственный "+".
понравилось, понравилось, очень понравилось +
читается легко и интересно, вроде как и невзначай, но все рассказали.
Благодарю всех вас, коллеги! Утешили старика, а авианосец непотопляем, несмотря ни на что.
Благодарю всех вас, коллеги! Утешили старика, а авианосец непотопляем, несмотря ни на что.
Барс, все просто.
о кинематографе вы пишите куда завлекательней, чем о мировой истории. и вообще завлекательно.
так получилось. не отчаивайтесь
лучше радуйте нас новыми трудами
мне понравилось. несомненно, одна из ваших лучших работ. "+".
Барс, все просто.
о кинематографе вы пишите куда завлекательней, чем о мировой истории. и вообще завлекательно.
так получилось. не отчаивайтесь
лучше радуйте нас новыми трудами
Сюр, тебе нужна аватарка ангела)))
Очень люблю этот фильм. А ваша рецензия чудесна - так же легка и волшебна как фильмы Феллини. Браво! Спасибо.
мне понравилось. несомненно, одна из ваших лучших работ. "+".
Спасибо, брат Зубастик! Я же обещал, что будет и про Сталинград.
Очень люблю этот фильм. А ваша рецензия чудесна - так же легка и волшебна как фильмы Феллини. Браво! Спасибо.
И Вам спасибо!