Парящих жаворонков выше,
Я в небе отдохнуть присел, -
На самом гребне перевала.
Мацуо Басё, 2-ая половина XVII века
"Мир прячет в своих снах различные возможности развития событий, что мы и называем параллельными мирами..."
Маки Касахара, "За облаками", Макото Синкай
Итак перед нами "За облаками" Макото Ниицу использующего псевдоним Макото Синкай 2004 года. Отличительной чертой творчества Ниицу является его стремление выполнить как можно больше работы при создании аниме-фильма самостоятельно, зачастую он не
только пишет сценарий и "рисует", но и озвучивает их. Известность ему принесла его третья по счёту короткометражная работа - "Она и её кот", ну а самым удачным его аниме-фильмом на данный момент зрители и критики считают "5 сантиметров в секунду". И если "5 сантиметров в секунду" можно назвать классическим мелодраматическим аниме "сёдзё" (аниме рассчитанное в первую очередь на "юных леди") выполненным в "особом" стиле Макото Ниицу, то в сюжете "За облаками" отечественный зритель узрит некоторые особо интересные элементы... Но обо всём по порядку.
После целого ряда короткометражек уже узнаваемый и расхваленный Макото Ниицу взялся-таки за свой первый полнометражный аниме-фильм которым стал "За облаками". Для создания фона на котором будут происходить основные события он использовал не просто жанр фантастической мелодрамы, как в "Голосе далёких звёзд", а жанр альтернативной истории. В литературе и кинематографе такой приём обыгрывался неоднократно чему можно привести множество примеров, начиная Титом Ливием описавшим возможное противостояние Рима и империи Александра Македонского, предположив, что Македонянин не умер в возрасте 33-рёх лет, а продолжил жить и править своей империей, и заканчивая - "Бесславными ублюдками" Тарантино. Существуют два поджанра альтернативно-исторической фантастики — произвольная (так быть не могло — но все равно интересно) и реалистическая (так могло бы быть — но не было). Ниицу выбрал последний вариант и его "понесло"...
После поражения во 2-ой мировой Япония разделили участь Германии и её разделили на оккупационные зоны — Советский Союз взял под контроль северный остров Хоккайдо (в тексте Макото Ниицу использует название острова до 1868 года — Эдзо), а остальная Япония досталась США. Именно в этой части Японии стали появляться освободительно-террористические движения за "воссоединение" Японского архипелага. В частности герои аниме во время летних каникул подрабатывают не сборкой макулатуры или пустых бутылок - а военных ракет для армии США и "движений". Но не стоит обвинять Макото Ниицу в антисоветизме, аниме было выпущенно в 2004 году, что называется пост-фактум, главные герои с почтением отзываются про труд советских сталеваров: "Вот ведь в Союзе строят!". Не стал Макото Ниицу рисовать и, например, белых медведей гуляющих по Советской Японии в валенках и ушанках с автоматами и балалайками наперевес, пьющих водку из горла распевая "Калинку" или петь дифирамбы заокеанским защитникам "единой и неделимой Японии". Что и понятно, ведь это ж не советские морпехи регулярно насилуют японских школьниц на Окинаве или в Сасебо.
Токийские голубки вынуждены ворковать под сенью легендарного Изделия Советских сталеваров
Но всё это не сюжет, это лишь фон на котором развиваются основные события...
... В приграничной префектуре Аомори, жили были два товарища - "очкарик" Такуя Сиракава и "лучник" Хироки Фудзисава. С "нежного школьного возраста" они интересовались лишь двумя вещами — Саюри Саватари и загадочным "изделием" советских сталеваров возвышавшимся по ту сторону пролива Цугару. А ещё была у них мечта ..., даже две... Объект же их вожделения - Саюри Саватари, скрипачка со страдальческими глазами каждую ночь видела сны... Стоит отметить, что вожделели товарищи её по разному; Хироки, юноша романтичный и рассеянный — как юную леди, а вот Такуя скорее как успокоительное для души.
Другие герои — организатор научной работы профессор Томицава, "сексапильная" и романтичная Маки Касахара и лидер подпольного террористического бандформирования Окабэ — персонажи второстепенные, помогающие дополнить образы главных героев новыми аспектами. Следует отметить и советских пограничников держащих границу на замке и периодически отстреливающих диверсантов и провокаторов, а также агентов АНБ присматривающих за своими "союзниками" ..., но это тоже всего лишь фон. Главные герои и их эмоции — вот движущая сила аниме. "Сохнущий" по Саюри и видящий её во сне Хироки, коматозная Саюри грезящая в параллельных мирах и всем телом, вплоть до кончиков волос страдающая от одиночества, Такуя ставящий перед другом юности злободневный вопрос "Спасти Саюри или спасти мир?" и не гнушающийся внести коррективы в его ответ, депрессивная музыка чередующаяся с периодами тишины (в последние минуты во время финальной песни японские школьницы и студентки, наверное, плачут взахлёб от умиления) — вот краски которыми Ниицу пишет свою аниме-картину.
В аниме существует несколько стилей "исполнения". Оно может быть "кавайным", "тиби" или же реалистичным. У "кавайных" (миловидных) персонажей очень большие глаза, волосы разных цветов, маленькие носики и рты, они ярко показывают собственные эмоции. Герои "тиби" (супер-деформированные) изображаются упрощённо, с непропорционально большими головами и глазами в пол-лица для усиления комического эффекта. Макото Ниицу же — творец "реалистичного" стиля. Его персонажи тщательно прорисованы (на заметку критикам аниме неяпонские глаза — не только и не столько попытка "собезьянничать" "западные стандарты" мультипликации, а дополнительный, сугубо восточный способ передавать эмоции героев). Единственная несуразица — феерическая и совершенно фантастическая сцена когда "изделие" советских сталеваров растворяется в воздухе как стая светлячков...
С этого момента даже самые "твердолобые" японские школьницы и студентки начинают покрываться слёзами...))
Согласно современным медицинским и социологическим исследованиям в Японии наряду с группами "отаку" (людей "помешанных" на аниме среди которых часто наблюдаются признаки неадекватного поведения) существуют и группы "хикикомори" (с яп. находящиеся в уединении) — люди, чаще всего подростки, отказывающиеся покидать родительский дом и изолирующие себя от общества и семьи в отдельной комнате 6 и более месяцев, то бишь тунеядцы или "спиногрызы" в нашем понимании. "За облаками" вполне можно рассматривать и как своеобразную наглядную агитацию побуждающую "хикикомори" к действию, мол вон ведь вундеркинды ничтоже сумняшеся построили летательный аппарат даже не будучи членами "юного техника" или кружка планеристов, а потом их "Белла Сьелла" смогла преодолеть зону действия советского ПВО, а вы здесь затворничаете!
Итого, "За облаками" - добротное, психоделическое аниме "сёдзё", 7 железных баллов (поклонницы "сёдзё" и? возможно, "Сумерек" могут дать и больше). Если же Вы не относитесь ни к одной из вышеперечисленных социальных групп и мелодраматизм Вас волнует как субботняя баня понедельнишного утопленника — помните, перед Вами произведение человека который сумел воплотить в жизнь свои мечты, ведь Макото Ниицу хотел создавать мангу и аниме ещё учась в средней школе, вот, собственно и домечтался...
@ Mon, 17 May 2010 20:20:48 +0400
Откройте секрет, как можно ТАК писать об анимэ?? Я в восторге!
Мне оч нравится 1 часть "5 миллиметров в секунду"
Вы действительно поклонник анимэ? уже вторую рецу катаете на этот жанр.
уникальное в своем роде волшебство))
хотя "5 сантиметров в секунду" - мой любимый в стиле "сёдзи"(пользуясь недавно приобретенной терминологией), "За облаками" - работа тоже более чем хорошая))
рассказчик из вас прекрасный, это так. а какой у вас слог, какой стиль! поэтичный, насыщенный! ваш опус на Александра до сих пор для меня - образец синтеза поэзии и информативности.
залезаю в карман, достаю огромную клейму со знаком "+" и с диким криком и силой прикладываю к вашей рецензии)) надеюсь, саднить будет долго
с нетерпением жду ваш опус на "Мононоке" и, в особенности, на "Унесенные призраками" - думаю, вы найдете в себе силы основательно пройтись по японскому фольклору))
в очередной раз спасибо за ваши труды
Сегодня у меня праздник? ))))
Уже три рецы и все на аниме )
Сегодня у меня праздник? ))))
Уже три рецы и все на аниме )
тоже подумала
Прочитал с удовольствием.
Понял, что если хочешь научиться писать хорошие рецензии - одного красочного описания мало, стоит ещё и дополнить некой общей информацией.
Благодарю за ценный опыт
Откройте секрет, как можно ТАК писать об анимэ?? Я в восторге!
Мне оч нравится 1 часть "5 миллиметров в секунду"
Вы действительно поклонник анимэ? уже вторую рецу катаете на этот жанр.
Чесно говоря совсем не поклонник аниме. У меня есть несколько знакомых "отаку" от них наслушался о всех "прелестях" этого вида кинематографа, решил приобщиться, вот и результат. Хотя долго на аниме не протяну, всё-таки не мой жанр. Отдельное спасибо за коррекцию.
Чесно говоря совсем не поклонник аниме. У меня есть несколько знакомых "отаку" от них наслушался о всех "прелестях" этого вида кинематографа, решил приобщиться, вот и результат. Хотя долго на аниме не протяну, всё-таки не мой жанр. Отдельное спасибо за коррекцию.
В Вас вовсю чувствуется научный подход, даже в том, что не особо интересно. Вы случаем не преподаете в Универе? Может лекции читаете? Из-за этого и срок мотаете??
Я не особая анимэшница, но от Вас столько нового узнаю ))))))
уникальное в своем роде волшебство))
хотя "5 сантиметров в секунду" - мой любимый в стиле "сёдзи"(пользуясь недавно приобретенной терминологией), "За облаками" - работа тоже более чем хорошая))
рассказчик из вас прекрасный, это так. а какой у вас слог, какой стиль! поэтичный, насыщенный! ваш опус на Александра до сих пор для меня - образец синтеза поэзии и информативности.
залезаю в карман, достаю огромную клейму со знаком "+" и с диким криком и силой прикладываю к вашей рецензии)) надеюсь, саднить будет долго
с нетерпением жду ваш опус на "Мононоке" и, в особенности, на "Унесенные призраками" - думаю, вы найдете в себе силы основательно пройтись по японскому фольклору))
в очередной раз спасибо за ваши труды
И Вам спасибо за внимание. На "Мононоке" рецензия уже есть, а на "Унесенных призраками" их аж две (правда одна скопированная, но что ж тут поделаешь?). "Навсикая" была моим первым аниме, а от "За облаками" ожидал "политического" сюжета потому и заитересовался, а в целом аниме это скорее лирическое отступление в мире кинематографа, возможность взглянуть на него с ещё одной стороны.
Артур, а Вы смотрели "Призрак в доспехах" - 1, 2 часть?
В Вас вовсю чувствуется научный подход, даже в том, что не особо интересно. Вы случаем не преподаете в Универе? Может лекции читаете? Из-за этого и срок мотаете??
Я не особая анимэшница, но от Вас столько нового узнаю ))))))
Да нет, до "Призрака в доспехах" не добрался, да и не знаю доберусь ли... Судя по описанию это скорее аниме "для юношей", то бишь "сёнэн", может быть и аниме "мехно", (вернее "меха" ) раз там столько про роботов и киборгов, прям-таки страсти по Азимову. Если вдруг посмотрю - обязательно отпишусь!