Что общего между Кристофом Ламбером и Кристофером Уокеном? На первый взгляд в общем-то ничего кроме имени. Но это только на первый взгляд...
"Я всегда выполнял приказы, но никогда не смог бы подумать, что в раю вновь может вспыхнуть война..." Именно эти слова ангела Симона (Эрик Штольц) звучат в прологе к первому фильму трилогии или пенталогии (смотря кто как считает) Грегори Уайдена. Первым заметным успехом этого никому ранее неизвестного американского пожарника "завязавшего" со своим ремеслом чтобы стать писакой и ещё не
закончившего UCLA (что-то вроде местного Университета Культуры) было создание текста ставшего сценарием к "Горцу". Кинокартина под режиссурой Расселла Малкахи имела успех и тов. Уайдена "понесло".
После серии "Горцев" тов. Уайден решил попробовать себя в амплуа режиссёра и явил миру серию "Пророчеств" перепрыгнув из жанра "героик фэнтези" в "мистический оккультный библейский хорор". То ли начинающему режиссёру "добрые люди" посоветовали, то ли его чутьё не подвело, но на ключевую роль в фильме был приглашён Кристофер Уокен за два года до съёмок "Пророчества" сыгравший тематически близкую роль ангела смерти в одном из клипов г-жи Чикконе (больше известной как Мадонна).
Пенталогия "Пророчеств" состоит из следующих кинофильмов:
- Пророчество, 1995г.
- Пророчество 2, 1998г.
- Пророчество 3: Вознесение, 2000г., под режиссурой Патрика Луссьера
- Пророчество 4: Восстание, 2005г., американо-румынского производства (со всеми вытекающими отсюда выводами), под режиссурой Джоэля Суассона
- Пророчество 5: Спасение, 2005г., того же Джоэля Суассона
Ключевой связующей нитью первых трёх частей является катарсис и метаморфоза архангела Гавриила в исполнении Кристофера Уокена. И хотя Уайден приложил руку к сценарию всех пяти кинокартин именно участие Уокена в первых трёх "сериях" вместе с маразматизацией сюжета последних двух фильмов позволяет называть "Пророчество" трилогией.
Итак в прологе "Пророчества" одинокостоящий посреди красной пустыни ангел Симон доступно повествует о житье-бытье ангельской братии. За сценой его откровений следует органная музыка, латиноязычные псалмы и сцена инициации новоиспечённых священников. Всё идёт хорошо пока не приходит очередь Томаса Даггета (Элиас Котеас), которого начинает "колбасить" от неожиданных видений. Сцены узримой им войны ангелов могли бы быть более впечатляющими, особенно с точки зрителей испорченных "Аватаром" или "Властелином Колец", но не будем забывать – на дворе 1995 год. Увиденное заставляет его в корне изменить свою жизнь...
Каждый герой фильма переживает свой катарсис. Давайте рассмотрим их по отдельности перед тем как сложить вместе в оценке кинокартины.
"Некоторые теряют веру, потому, что небо не открыло им всех тайн. А сколько потерявших веру от того, что узнали слишком много" – этой цитатой из одного из посланий апостола Павла Томас Даггет пытается оправдать смену своих убеждений и отход от религиозной деятельности. Но годы проведённые в семинарии не пропадут для него даром...
"И были ангелы которые не вынесли возвышения над собой человека ... и началась вторая война на небесах" (ясно видное в тексте слово "heaven" почему-то переводится "рай") читает Томас в 23-ей главе "Откровений Иоанна Богослова" библии найденной среди личных вещей таинственного покойника. Интрига вокруг туманной фразы той же главы содержащей некое пророчество приведёт зрителя к личности, вернее трупу полковника Хоторна.
"Вы никогда не отрезали голову китайцам? От них крови меньше чем от нас." – таково жизненное кредо Хоторна (ни в титрах к фильму, ни на IMDB имя актёра достоверно сыгравшего труп полковника почему-то не указано). Здесь следует отметить и самого Уайдена "пришившего" Хоторну военные преступления не в поднабившем уже оскомину в кинематографе Вьетнаме, а в подзабытой Корее (для невидивших M.A.S.H. американских зрителей фильм Уайдена стал откровением о существовании войны с участием доблестных лётчиков Си Ни Цын и Ли Си Цын так-как в школе их о ней не учат). И пусть не смущает зрителя тот факт, что самым выдающимся злодеем на душу которого охотятся и Симон, и Гавриил, и Люцифер становится никому неизвестный полковник. В книге Марка Твена "Путешествие капитана Стормфилда в рай" (http://lib.rus.ec/b/96443/read ), есть аналогичный эпизод, где в раю вместо "опущенного" Наполеона величайшим полководцем всех времён и народов стал одноногий запасник, который хоть никогда и не служил в армии, но в душе был та-а-аким стратегом и тактиком...
"Тело самой умной, самой подлой и самой сумасшедшей говорящей мартышки" – так говорит о трупе полковника по-птичьему сидящий на его надгробии архангел Гавриил наблюдая за эксгумацией могилы Хоторна под аккомпанемент музыки рок-кантри на ночном кладбище.
Вот мы и подошли к образу архангела Гавриила в "Пророчестве" который был дебютным для кинематографа (о других попытках воссоздать этот образ мы ещё поговорим). Кристоферу Уокену удалось шедеврально воссоздать образ по неоднозначности и трансцендентальности сравнимый разве что с ролью Джо Блэка в известном фильме. Но если Брэд Питтовская "Смерть" – это эмоции и мимика в основном в стасисе (и кто-то ему поверил, а кто-то нет), то Уокеновский Гавриил всё время находится в движении и в его реальность не поверить невозможно. "Высокий и улыбчивый" (согласно описанию одной из своих жертв) некомплексующий по поводу маникюра синего цвета Гавриил вырубает охранников морга одним прикосновением, поджигает и тушит тела "по щучьему велению по своему хотению", "зомбирует" отморозков уже покончивших с собой и доходяг расстающихся с жизнью, "вынюхивает" души, и популяризирует концепцию "говорящих мартышек". Гавриил пробующий себя в образе Санта Клауса выискивая душу полковника среди детей по своему эпатажу напомнит отечественному зрителю фото/картины "Ленин и дети"
или "Девочка и Сталин" (http://tyrant.ru/foto_ctalina/148foto.php ).
Типичный американский деклассированный элемент на грани суицида Джерри (Адам Голдберг) становится руками и ногами Гавриила нуждающегося в гиде-водителе (ситуация использованная в "Знакомтесь Джо Блэк"). Фраза Уокена "В тебе всё ещё теплится жизнь" не оставляет Джерри надежд на скорый уход из бренного мира.
Как повела бы себя обычная учительница в церковной школе в захолустной местности пустынного (и в прямом, и в переносном смыслах) штата Аризона оказавшись в центре войны ангелов? Забилась бы в истерике или описала бы колготки (вернее джинсы) после пристального взгляда Гавриила. Но героиня Вирджинии Мэдсен в роли Кэтрин повела себя иначе. При этом обошлось без впрыска обильных "соплей" между ней и Томасом. Сумела ли г-жа Мэдсен достоверно сыграть эту роль? Об этом судить зрителю.
Вы видели бомжа? Читали о киллерах или сталкивались с маньяками? Сможете сыграть их в кино? А как сыграть роль не Мефистофеля, не Воланда, а Люцифера? Насколько Вигго Мортенсен от которого так и веяло арктическим холодом вместо адского пламени справился с образом воплощения зла опять-таки судить зрителю, но вот Смерть сидящая рядом с Люцифером выглядит не устрашающе, а комично, так же как и сам Люцифер жующий розу.
Раз нам не удалось похвалить "создателя" образа Хоторна давайте отметим девочку которая смогла сыграть злодейские глаза Хоторна и реалистично "отколбасить" "глюки" присущие его злодейской душе став её временной носительницей – Мори "Сияющий Голубь" Шнайдер из безымянного индейского племени штата Айдахо. Самая незавидная роль досталась Джеффу Кадьенте (Узиэль), но он всё-таки успел показать "фирменный ангельский птичий присест" перед тем как его сходу "завалили".
Все образы этих героев гармонично переплетаются и заставляют зрителя буквально ощущать себя посреди новобиблейских баталий и можно было бы сходу записать "Пророчество" в ряды шедевров, но ... для достижения эффекта "хэппи энда" Уайдену пришлось пойти на "соплятизацию" завершающей части кинокартины которые вносят определённую дисгармонию в общее течение фильма.
Стоит отметить в фильме специфический, хотя и "бородатый" "ментовский юмор" в исполнении простого лосанджелеского мента Барроуза (Дж. Куин): "самоубийца ... забыл открыть окно перед тем как выпрыгнуть из него", "Я не смог проверить труп на координацию движений", "хочешь понюхай не несёт ли от него (трупа Узиэля) перегаром", и такой же "бородатый" цинизм паталогоанатома Джозефа (Стивен Гайтнер) напр.: "эмбрион которого только что извлекли из тела ... гермафродит страдавший фригидностью и импотенцией одновременно (характеристики физиологического состояния Узиэля)". Или не переведённая фраза написанная на холодильнике морга – "Freezers are for bodies not for Beer!" (холодильники предназначены для тел, а не пива).
Фильм наполнен матёрыми сценами классического библейского хоррора. Симон шагает к гробу Хоторна под звуки детского хора поющего на латыни псалом "Santa Maria mater Dei" подчёркивая контраст между невинными детскими душами и прожжённой душой полковника. "Qui ex patre filioque perissetis" – "Да сгинут те, кто отринулись от Отца и Сына" (перевод мой, замечания по существу принимаются) – шепчет Симон в рот Хоторна на испорченной средневековой латыни с ужасным самоанским акцентом "похищая" его душу. Трупы поверженных Узиэля и Симона горят как костры начинающих скаутов (или как останки поднадоевших вампиров), а экзорцисты в лице шаманов безымянного индейского племени невозмутимо делают своё дело не обращая внимания на рукопашную ангелов. Тайные знаки найденные в пещере Даггером "попахивают" скорее «Твин Пиксом», но наряду со сценой парящих ангелов явившихся за душой Хоторна (очень реалистично, несмотря на 1995 год) органично вписываются в рамки этого поджанра оккультной мистики.
Успех образа Гавриила в исполнении Уокена стал его акыниной песней в кинематографе (так же как и роль "горца" для Кристофа Ламбера). В пользу Уокена говорит и то, что последующие "Гавриилы" и в подмётки ему не годятся. В "Легионе" "добрый" Гавриил Кевина Дюрана не выразителен, Тильда Свинтон в образе "плохого" Гавриила в "Константине: Повелителе тьмы" – это смело, но не более того. В "Ангеле Света" Шэйна Эббеса Гавриил в исполнении Энди Уитфилда имеет некоторые схожие черты с "Пророчеством" (его Гавриил также вынужден принять человеческий облик, ведёт борьбу с собственными человеческими чувствами и т.д.), но какая пропасть лежит между ним и Уокеном!
Объективная оценка фильма – 8 баллов, но при сравнении с последующими, уже упомянутыми кинокартинами его художественная ценность в своём жанре растёт и на фоне ожидаемых от современного кинематографа провальных или посредственных экранизаций аналогичного жанра, оценка "Пророчества", безусловно, будет изменятся в лучшую сторону (поэтому пока – 9). Но независимо от оценки "Пророчество" – это знаковый, a must see (который должен посмотреть каждый) фильм.
П.С. Все мнения и оценки изложенные в рецензии следует рассматривать исключительно с точки зрения кинематографа и истории религии.
@ Tue, 01 Jun 2010 21:03:34 +0400
Мой плюс.
Мой плюс.
и мой
Монументально (+)...
О, ну наконец-то!! Долго же я ждала ))) Рецы на мультики не считаются, так что долго ))
Фильм посмотрю обязательно, так как недавно смотрела "Пожиратель грехов" и даже слегка подсела на жанр ))
я посмотрела фильм) он несколько тяжеловат, но это стоит того. спасибо еще раз за рецу!