"Путник, пойди возвести нашим гражданам в Лакедемоне,
Что, их заветы блюдя, здесь мы костьми полегли"
(эпитафия Симонида Кеосского на месте Фермопильского сражения.)
"Греция - мужественная и вечная земля где даже камни рассказывают об отваге, стойкости и красоте человека" – этими словами начинается фильм Рудольфа Мате 1962 года по достоинству входящий в плеяду шедевров жанра исторической драмы наряду с "Бен-Гуром", "Падением Римской империи", "Плащаницей", "Клеопатрой",
"Спартаком" 1960 года и "Даками". Под впечатлением именно от этого фильма Фрэнк Миллер создал графический роман (то бишь комикс) о подвиге 300 спартанцев, послуживший впоследствии, основой сюжета для известного опуса Зака Шнайдера.
Итак основная тема "300 Спартанцев" Мате – первая битва при Фермопилах или "Горячих Воротах" (в тамошнем ущелье била парочка серных источников) 480 года до н.э. ставшая легендой известной и за пределами Греции. Основным античным источником об этом сражении служит Геродот подробно повествующий о нём в своей "Истории", кн. 7, 201 - 229 (http://lib.rus.ec/a/3839 ), более поздние авторы просто пересказывали его слова перекраивая их на свой лад. И если Геродот пишет о составе сражавшихся у "Тёплых Ворот" так: "Эллинские же силы, ожидавшие в этой местности персидского царя, состояли из 300 спартанских гоплитов, 1000 тегейцев и мантинейцев (по 500 тех и других); далее, 120 человек из Орхомена в Аркадии и 1000 – из остальной Аркадии... Затем из Коринфа 400, из Флиунта 200 и 80 – из Микен ... Из Беотии было 700 феспийцев и 400 фиванцев. Кроме того, эллины вызвали на помощь опунтских локров со всем их ополчением и 1000 фокийцев" (История. кн.7, 202-203)то до нас дошла лишь легенда о 300 храбрейших сражавшихся в первых рядах и оставшихся прикрывать отход основных сил после тылового обхода персов (Мате честно оставляет срели них и феспийцев).
Чего же следует ожидать от самого фильма?
Прежде всего пейзажи самой Греции с низкорослыми оливковыми деревьями, выжженными холмами, сухой травой, многочисленными бухтами и заливами. И хотя основные съёмки кинокартины проходили на Пелопоннесе близ деревни Перахора недалеко от самой Спарты, но в приличном удалении от самих Фермопил (характер местности которых изменился из-за действия вулканических сил и отложений горных речек) зрителя всё-равно не покидает ощущение топографической достоверности (внимательно смотрите фильм, читайте описание Геродота и сравнивайте).
С одной стороны мы увидим разобщённых эллинов ведомых Леонидом (Ричард Эган), отважным рубакой-парнем и рыцарем без страха и упрёка (в спартанском понимании) которому на момент выступления в поход стукнуло уже 50 лет и Фемистоклом (Ральф Ричардсон), который считает, что "Религия приятнее политики" и для которого "Правда – очень крепкое вино и политику приходится разбавлять его, чтобы оно не ударило людям в голову". Предстанет перед нами и коринфская ассамблея эллинов больше похожая на римский Сенат в стенах которого делегаты греческих полисов красочно "обмозговывают" "Пророчество о деревянных стенах". Также детально показан и хитроумный ход Фемистокла провозгласившего, что "Спарта – возглавит Грецию". Расскажет фильм и о том, каким образом старый как мир посыл о единстве пал жертвой мелкополисных и личных интересов во время и после дебатов Леонида с эфорами (один из членов которого явно не дотягивает до возрастного ценза эфората). Поведает он и о личной храбрости спартанского лазутчика Агафона (Джон Кроуфорд) и перебежчика Гриллоса (Йоргос Мутциос). И пусть не вызывает удивления тот факт, что одна из "придворных дам" в исполнении Мариетты Флемотомос не понимает древнегреческие слова посвящения спартанской матери о щите – это всего лишь кинематографический приём, чтобы не ударить по самооценке зрителя не знакомого с выражением "Со щитом или на щите".
Памятник воинам Леонида на автодороге проходящей по современным Фермопилам
А с другой стороны перед нами "повелитель рабов не знающий, что такое свобода", тактически безграмотный Ксеркс (Дэвид Фаррар) руководящий огромной, но разобщенной армией с его вечно сомневающимися советниками Мардонием (Никос Папаконстантину) и Артобаном (Джон Конт), а также Гидарном (Дональд Хьюстон) постоянно отстающим от греческих стратегов на один шаг. Среди всего этого пёстрого табора вокруг царя царей вьются спартанский изгой Демарат (Иван Трисо) чтящий и верящий в свой демос и полис, и Артемисия (Энн Уокфилд) царица Галикарнасса – жемчужный образ сирены чей "женский язычок бывает острее кинжала". Дэвиду Фаррару постоянно приходится быть в гневе ибо никто не может дать ему дельный совет! Любопытно, что ключевой диалог Ксеркса и Демарата в фильме целиком взят из Геродота (кн 7, 209):
– Как же они при такой малочисленности будут сражаться с моими полчищами? (Ксеркс о спартанцах)
– Царь! Поступи со мной, как с лжецом, если не выйдет так, как я тебе говорю! (Демарат о стойкости спартанцев)
А вот наложницы Ксеркса на протяжении всего фильма выглядят какими-то запуганными. Кстати, в Фермопильском сражении со стороны персов погибли два царских брата – Аброком и Гиперанф, а не Кир, как в фильме. Что же до предателя Эфиальта (Киерон Мур), то он представлен не физическим – а моральным уродом.
Присутствует в фильме и мелодраматическая линия. Отношения Леонида и Горго (Анна Синониду) – чистейшая идиллия. И хотя буколические сцены с Филоном (Барри Коу) и выглядят отходом от сурового образа классического спартанца (которым и женится-то нужно было в только 30 лет), да и его возлюбленная Эллада (очень греческое имя) в исполнении Дайаны Бэйкер застенчиво потирающая ноготки, тоже не тянет на классическую спартанку (в плане физических данных) – но должна же быть в фильме романтическая линия для полного комплекта! Не следует забывать и о едком замечании пастуха Мирона (Михалис Николинакос) вопрошающего олимпийских богов: "Зачем нужно создавать нежных девушек, а потом превращать их в сварливых жён?"
Знакомым по другим фильмам жанра будет и стиль музыкального сопровождения. Спокойная, размеренная музыка звучит в фильме когда с чувством, с толком, с расстановкой совещаются стратеги (Фемистокл и Леонид), а бодрящие марши – при прохождении войск, спартанские эфебы маршируют под аккомпанимент флейты и ударных, а заунывные мелодии несутся когда воины Ксеркса обречённо идут на позиции греков. Танцовщицы же на симпозии Ксеркса и Артемисии вообще танцуют под народную греческую музыку.
По головным уборам и щитам воинов Ксеркса можно изучать географию Персидской империи – шапочки "короной" мидийцев и перевёрнутым "сапогом" киссийцев, приплюснутые шлемы саков и конические карийцев, и конечно же – яйцеобразные шлемы и плетённые щиты "бессмертных". А вот кожаные юбки (птерюгес) и тораксы спартанских офицеров выполнены в римском стиле как и напоясные мечи, больше похожие на гладиусы легионеров, чем на спартанские махайры (кривые кинжалы). Точно также на шлемах спартанцев красуются красные плюмажи афинян вместо чёрно-белых (как было принято у спартанцев) которые, в свою очередь, зритель видит на шлемах у феспийцев. Ну и конечно же, отдельное внимание тиаре Ксеркса!
Батальные сцены сняты при участии живых актёров! Ночная вылазка спартанцев желающих оттянуть атаку персов в фильме даётся по описанию Диодора ("Историческая библиотека", 11.10) и в ней зритель увидит работу водоплавающих "коммандос". А затем на экранах предстанут спартанцы радующиеся тому, что врагов больше чем звёзд на небе и ожидающие их построившись развёрнутыми цепями в один ряд в глубину. Подходит первая волна атакующих и ... зритель сможет оценить достойные, слаженные манёвры "в живую", не зря таки массовку подобрали из доблестных воинов тогда ещё королевской греческой армии! Стоит добавить, что в "300 спартанцах" есть самая масштабная (по количеству участвующих единиц), по моему мнению, сцена с участием колесниц (сравните с "Александром" и "Бен-Гуром", про "Гладиатора" можно и не говорить). Ну и конечно-же зритель затаив дыхание будет ждать подожжёт ли раненый Филон солому!
Для современного зрителя испорченного "шедеврами" последних 15 – 20 лет многие сцены, герои и диалоги кинокартины могут показаться наивными и пафосными (при том, что пафос фильма совершенно отличен от того которым пропитаны современные нам опусы). Кому-то не понравится отсутствие головокружительных спецэффектов и "графики" или нехватка "мясного" и эротического "экшена", кого-то наоборот порадует то, что актрисы в фильме воссоздают женские образы (чего только стоит выражение глаз Энн Уокфилд!), а не эмансипированых и кровожадных "расхитительниц гробниц" или "распределительниц смерти". Кто-то будет возмущаться по поводу того, что воины бьют друг друга мечом под мышку, а не в грудь, и дротики падают на них плашмя, а кому-то понравятся костюмы героев и воспроизведение тактических военных хитростей спартанцев. Возможно некоторые зрители и не станут причислять "300 спартанцев" к шедеврам мирового кинематографа, но никто не станет отрицать, что при отсутствии других дельных экранизаций сражения при Фермопилах и учитывая неослабевающий на протяжении десятилетий интерес к фильму, (не говоря уже о том, что в нём ясно показано как герои борются за свою Родину, а не ради "имиджа" или "статуса" или других современных "ценностей") оценка в 10 баллов в рамках жанра исторической драмы будет целиком оправдана.
@ Mon, 07 Jun 2010 07:36:17 +0400
мне понравилось. поставил плюс. заниматься критикой сейчас нет желания. Хотя, по-моему, вполне достойная работа.
Итак, моя очередь.
Слог у вас просто великолепен, всё читается практически на одном дыхании, если бы не куча исторических фактов, каких то названий (в них я совсем запутался), то вообще не рецензия, а сказка про колобка (потому что также легко читается). Не знаю нужен ли тут был второй абзац (если не считать эпиграф), что-то я в нём вообще запутался (сплошные даты, имена, названия, ссылка), ну да ладно.
Хорошо то, что вы очень подробно рассказали о персонажах. Про любовную линию сказали, про музыку сказали, про Спарту рассказали.
А вот за диалог Ксеркса и Демарата вам просто огромный ПЛЮС!
Итак, моя очередь.
Слог у вас просто великолепен, всё читается практически на одном дыхании, если бы не куча исторических фактов, каких то названий (в них я совсем запутался), то вообще не рецензия, а сказка про колобка (потому что также легко читается). Не знаю нужен ли тут был второй абзац (если не считать эпиграф), что-то я в нём вообще запутался (сплошные даты, имена, названия, ссылка), ну да ладно.
Хорошо то, что вы очень подробно рассказали о персонажах. Про любовную линию сказали, про музыку сказали, про Спарту рассказали.
А вот за диалог Ксеркса и Демарата вам просто огромный ПЛЮС!
Это я так, разошёлся, сейчас немного подчистил 2-ой абзац ! Ссылка же на электронную версию книги Геродота для желающих подробнее и глубже познать историческую компоненту событий. Хотя уже современники Геродота, особенно его соперник Фукидид, часто называли его "выдумщиком". Но раз уж "Отец Истории" всё-таки Геродот, то...
Это я так, разошёлся, сейчас немного подчистил 2-ой абзац ! Ссылка же на электронную версию книги Геродота для желающих подробнее и глубже познать историческую компоненту событий. Хотя уже современники Геродота, особенно его соперник Фукидид, часто называли его "выдумщиком". Но раз уж "Отец Истории" всё-таки Геродот, то...
А ну это да, ссылка вполне уместна, но я вот подумал, по-моему Артур такие ссылки (на книги, комиксы и прочее) выносил в конец рецензии... но это я так...
А ну это да, ссылка вполне уместна, но я вот подумал, по-моему Артур такие ссылки (на книги, комиксы и прочее) выносил в конец рецензии... но это я так...
Ну раз уж меня тоже зовут Артур, значит я могу внести изменения в подход моего тёзки ...
Ну раз уж меня тоже зовут Артур, значит я могу внести изменения в подход моего тёзки ...
Нее... У вас всё хорошо, как в общем и в других рецензиях. Итак, я жду добавки
Итак, моя очередь.
Слог у вас просто великолепен, всё читается практически на одном дыхании, если бы не куча исторических фактов, каких то названий (в них я совсем запутался), то вообще не рецензия, а сказка про колобка (потому что также легко читается). Не знаю нужен ли тут был второй абзац (если не считать эпиграф), что-то я в нём вообще запутался (сплошные даты, имена, названия, ссылка), ну да ладно.
Хорошо то, что вы очень подробно рассказали о персонажах. Про любовную линию сказали, про музыку сказали, про Спарту рассказали.
А вот за диалог Ксеркса и Демарата вам просто огромный ПЛЮС!
ты как тень моя)))
в смысле, твои комментарии вслед за моими))
ты как тень моя)))
в смысле, твои комментарии вслед за моими))
Не просто я чуть позже вошёл на сайт...
Ох уж мне эти любители Геродота...
Нужно перефразировать
"Расскажет фильм и о том, КАК старый КАК мир посыл о единстве пал жертвой мелкополисных и личных интересов"
Совсем меня запутал этим абзацем:
"Любопытно, что ключевой диалог Ксеркса и Демарата в фильме целиком взят из Геродота (кн 7, 209):
– Как же они при такой малочисленности будут сражаться с моими полчищами? (Дарий о спартанцах)
– Царь! Поступи со мной, как с лжецом, если не выйдет так, как я тебе говорю! (Демарат о стойкости спартанцев)"
пишешь, что диалог Ксеркса и Демарата, а говорит Дарий (батя Ксеркса?)
По итогам текст мне показался скучным, но читабельным. Наверное ожидания были слишком большими.
от оценки воздержусь
"Батальные сцены сняты при участии живых актёров!" - звучит классно для текстов Михаила Задорнова ))) . Понятно о чём идёт речь, но сформулировано...)))
"есть самая масштабная (по количеству участвующих единиц) сцена с участием колесниц ("Александр", "Бен-Гур", не говоря уже о "Гладиаторе" "скроются" )." - В "Бен-Гуре" в гонках на колесницах было задействовано 15 тысяч человек. В спартанцах больше?
P.S. в тексте рецензии есть грамматические ошибки.