Война Севера и Юга богата сражениями, талантливыми командующими, примерами героизма. Сохранилось много воспоминаний участников. Действия войск скрупулезно восстановлены дотошными историками. Как, наверное, и любая нация, американцы свою историю любят. Кроме того, в отличие от многих наций, американцы умеют снимать красивое, "масштабное" кино.
54-й Массачусетский добровольческий пехотный полк был собран решением губернатора штата Джона Эндрю и стал одним из первых соединений Севера, состоявшим сплошь из черных солдат. Но хотя политика
Линкольна вела к отмене рабства и предоставлению чернокожим жителям США долгожданных прав и свобод, путь от слов к делу оказался трудным. 54-й не направляли на фронт. Генералы полагали, что негры пригодны больше для черновой работы, чем для боевых действий. Солдатам не выдавали обмундирование и урезали денежное довольствие. Возможно, "экспериментальный" полк так и остался бы бесславным эпизодом Гражданской войны, если бы не настойчивость его командира - молодого полковника Шо, который добивался для своих солдат справедливости и шанса проявить себя в бою.
Образ главного героя, воплощенного на экране Мэттью Бродериком, соответствует его прототипу. "На своих местах" оказываются и другие персонажи, например, полковник Монтгомери, отдавший приказ солдатам разграбить и сжечь город Дэриен (штат Джорджия) - приказ, названный Шо "сатанинским". Прокламация президента Конфедерации Дэвиса, согласно которой чернокожим солдатам Севера и их офицерам грозила смертная казнь, существовала на самом деле. Даты сражений также соответствуют истории, ну а выискивать огрехи в батальных реконструкциях Гражданской войны в американском кино - занятие совсем неблагодарное. Конечно, в фильме есть неточности, но они малочисленны и не заставят эрудированных зрителей икать от негодования.
Трудная роль Бродерику удалась. Реальному Шо и впрямь было 23 года - возраст, мягко говоря, юный для полковника. (Звание майора Шо получил в марте 1863 года, полковника - уже через месяц, а осада форта Вагнер относится к июлю 1863 года). И хотя Шо участвовал в битве на ручье Энтитем, одном из самых кровопролитных сражений Гражданской войны, его трудно считать многоопытным офицером. Бродерику предстояло показать, как его герой преодолевает неуверенность в себе. Сцену, где полковник Шо объявляет о готовности 54-го полка первым пойти на штурм форта Вагнер, лучше смотреть, вглядываясь в юное лицо героя. Это отнюдь не пропагандистский Мальчиш-Кибальчиш - здесь видны и волнение, и страх, и гордость.
Дензел Вашингтон на втором плане заметен слабо, зато Моргану Фримену досталась роль, которую этот замечательный актер играет в большом количестве фильмов: роль "цементирующего фундамента", может быть, не слишком образованного, однако наделенного огромной житейской мудростью и выдержкой. Пожилой вояка Фримена - идеальный контрастный фон для молодого аристократа, полковника в исполнении Бродерика.
- Ботинки, сэр.
- Что?
- Ботинки. Нам нужна обувь.
- Я уже сделал запрос...
- Сэр, нам нужна обувь прямо сейчас.
В следующих кадрах полковник преодолевает внутренние сомнения и буквально выбивает со склада столь нужные своим солдатам ботинки. История приветствует настойчивого и справедливого полковника, но мы-то, зрители, хорошо знаем, откуда подул ветер.
Создатели ура-патриотической голливудской батальной картины не удержались бы от фанфарного финала, в котором солдаты за полчаса покрывают себя неувядающей славой. К счастью, в фильме этого нет - переписывать историю битвы за форт Вагнер не стали. Поражение армии северян никем не оспаривается. Их потери составили более полутора тысяч убитыми, ранеными и пропавшими без вести (конфедераты потеряли всего 174 человека). Южане оставили форт лишь спустя два месяца, главным образом, из-за недостатка питьевой воды.
В чем же тогда смысл этой операции для Севера? Правда ли то, что, как пишут иногда, чернокожих просто "отправили на убой" под огонь врага? Историки дадут более взвешенный ответ, но не будем забывать, что во время Гражданской войны такие лобовые атаки были делом не случайным и отнюдь не редким, причем с обеих сторон и без участия чернокожих солдат. (Вспомните знаменитую атаку Пикета в битве при Геттисберге и особенно позицию генерала Лонгстрита, талантливого полководца конфедератов, который ясно понимал безнадежность этой попытки). Как бы то ни было, нельзя не признать, что 54-й Массачусетский выполнил немалую историческую миссию. Храбрость его солдат и командиров сильно пошатнула позиции тех, кто раньше презрительно отзывался о боевых способностях чернокожих, и подтолкнула президента Линкольна к официальному созданию новых подобных соединений армии. Это случилось в трудное время, когда в Нью-Йорке разъяренные воинским призывом толпы громили дома и чинили зверские расправы над неграми, полагая, что именно они оказались причиной войны. (Зрители должны помнить этот эпизод американской истории, если смотрели замечательную картину Мартина Скорсезе "Банды Нью-Йорка").
Пусть фильм "Слава" и не находится в десятке моих любимых кинокартин, это добротная, исторически достоверная и отнюдь не бессмысленная лента, которую не грех посмотреть, даже если вы не изучаете специально историю Соединенных Штатов Америки.
@ Wed, 11 Aug 2010 00:09:39 +0400
Очень понравилась аналогия, проведенная между Фрименом и "фундаментом", рецензия понравилось видно, что автор подготовился и оперирует историческими фактами, только непонятно почему оценка невысокая...
(+)...
Очень понравилась аналогия, проведенная между Фрименом и "фундаментом", рецензия понравилось видно, что автор подготовился и оперирует историческими фактами, только непонятно почему оценка невысокая...
(+)...
Спасибо. Что до оценок, то будь моя воля, я бы вообще не ставил оценки. С одной стороны, трудно (да и зачем?) сравнивать фильмы совершенно разных жанров, эпох и т.д. С другой стороны, я так и не понял системы оценок на Кинокопилке. То есть, я вижу, как люди ставят девятки-десятки фильмам с глубоким психологическим сюжетом на тему "как потерять девственность к выпускному вечеру". Только что читал рецензию, где автор написала: "Несмотря на все недостатки, я ставлю фильму 10 из 10". И так далее. Люди обращаются со своими оценками как попало, чем я лучше? Хотя стараюсь. 6 из 10 - ну, можно сказать, что это не must see, не какой-то "знаковый", "поворотный" фильм, но вполне добротная картина, достойный "представитель своего жанра", оставляет приятные воспоминания. Возможно, в будущем я как-нибудь изменю свою систему на Кинокопилке, если станет понятно, что в этом есть толк.
Спасибо. Что до оценок, то будь моя воля, я бы вообще не ставил оценки. С одной стороны, трудно (да и зачем?) сравнивать фильмы совершенно разных жанров, эпох и т.д. С другой стороны, я так и не понял системы оценок на Кинокопилке. То есть, я вижу, как люди ставят девятки-десятки фильмам с глубоким психологическим сюжетом на тему "как потерять девственность к выпускному вечеру". Только что читал рецензию, где автор написала: "Несмотря на все недостатки, я ставлю фильму 10 из 10". И так далее. Люди обращаются со своими оценками как попало, чем я лучше? Хотя стараюсь. 6 из 10 - ну, можно сказать, что это не must see, не какой-то "знаковый", "поворотный" фильм, но вполне добротная картина, достойный "представитель своего жанра", оставляет приятные воспоминания. Возможно, в будущем я как-нибудь изменю свою систему на Кинокопилке, если станет понятно, что в этом есть толк.
Теперь понял, вполне исчерпывающий ответ ...
Oценка аффтара фильму говорит не только о фильме, но и об аффтаре
Ну не всё так грустно с оценками на КК, есть и адекватные оценщики, например Zodiak, 10-ми не разбрасывается (во всяком случае в тех рецензиях которые я прочитал)).
"Действия войск скрупулёзно восстановлены дотошными историками" - куда б они делись, если бы Э.Цвик сотоварищи наснимали "косяков" в фильме про амер. 1-ю гражданскую их бы по судам затаскали.
"... финала, в котором солдаты за полчаса покрывают себя неувядающей славой. К счастью, в фильме этого нет..." - разве именно такого финала нет (или кинокартину просто так назвали "Слава" )? Разве для того чтобы "покрыть себя славой" обязательно победить?
В целом, по-моему, рецензия послужит хорошим подспорьем зрителям фильм не смотревшим. (+)
Oценка аффтара фильму говорит не только о фильме, но и об аффтаре
Ну не всё так грустно с оценками на КК, есть и адекватные оценщики, например Zodiak, 10-ми не разбрасывается (во всяком случае в тех рецензиях которые я прочитал)).
"Действия войск скрупулёзно восстановлены дотошными историками" - куда б они делись, если бы Э.Цвик сотоварищи наснимали "косяков" в фильме про амер. 1-ю гражданскую их бы по судам затаскали.
"... финала, в котором солдаты за полчаса покрывают себя неувядающей славой. К счастью, в фильме этого нет..." - разве именно такого финала нет (или кинокартину просто так назвали "Слава" )? Разве для того чтобы "покрыть себя славой" обязательно победить?
В целом, по-моему, рецензия послужит хорошим подспорьем зрителям фильм не смотревшим. (+)
Спасибо.
> Ну не всё так грустно с оценками на КК
Может быть.
> разве именно такого финала нет (или кинокартину просто так назвали "Слава" )? Разве для того чтобы "покрыть себя славой" обязательно победить?
В этой строчке рецензии имелась ввиду не столько победа или непобеда, сколько эффектная триумфальная концовка. Типа когда герой втыкает знамя своего полка на вершине холма и светлым взором оглядывает окрестности, а уставшие, но относительно невредимые солдаты смотрят на него с радостью и благодарностью. Знамя трепещет на ветру, герой произносит историческую фразу, и на этом фильм кончается. К счастью, такой концовки в этом фильме нет.