Последние годы для российского кинематографа были «урожайными» на экранизации. Еще один фильм, снятый по очень хорошей книге – «В августе 44-го». Все признают, что произведение Владимира Богомолова сложны для экранизации, а сам он очень трепетно относился к своим книгам, чтобы позволять снимать по ним посредственные фильмы. В разрешении на съемку «Момента истины» он даже отказывал! А вот для Михаила Пташука написал сценарий…
В августе 1944 года на территории Белоруссии готовиться наступление советской армии, а неуловимая немецкая радиостанция
передает информацию о передвижениях и группировках войск. Любой ценой три советских контрразведчика из СМЕРШа должны найти шпионов и заставить замолчать передатчик. Но еще лучше, если передатчик начнет работать по указке советских спецслужб, дезинформируя противника. Для этого необходимо не просто поймать, но и «раскрутить» шпионов в «момент истины», чтобы они сломались и были готовы к сотрудничеству…
Богомолов написал отличный сценарий, где хотя и нет непосредственно боев, но есть действия, есть сложные ситуации и конфликты характеров, которые держат в напряжении весь фильм. Актерской команде была предоставлена возможность проявить себя: здесь и необходимость за несколько секунд передать отношение между офицерами зловещего СМЕРШа и офицерами и солдатами других родов войск, мирным населением, и стрельба с погонями, и переживание, что не успели…
Очень органичен в роли капитана Алехина Евгений Миронов – и агроном, и командир, и воин; умный, способный к самопожертвованию. Особенно удалась ему сцена провокации в конце фильма. Александр Балуев, с каменным выражением лица, сумел за несколько минут создать образ серьезного врага. Достоверен молодой Блинов (Юрий Колокольников): порывистый, немного неуклюжий. А вот Таманцев в исполнении Владислава Галкина хоть и производит ощущение профессионала, но не настоящего «волкодава», образ которого нарисовал Богомолов в книге. Возможно, не хватает той злости, которая есть у книжного героя, и которая позволяет верить капитану Алехину, что чтобы ни случилось, от Таманцева никто не уйдет.
Режиссер и оператор бережно отнеслись к мелочам, воссоздавая действительность того времени. Музыка Александра Градского отлично оттеняет события картины. Получился хороший фильм о войне. Можно даже сказать – фильм, реабилитирующий нашу контрразведку и СМЕРШ в глазах перегруженных негативной информацией о спецслужбах сталинского времени зрителей. Нельзя забывать то плохое и страшное, что было в истории Великой Отечественной войны, те же заградотряды и бесконечный поиск врагов среди своих товарищей, но и работу на износ, готовность рисковать собой и умереть за Родину, за «момент истины», который спасет тысячи жизней – тоже нельзя сбрасывать со счетов. Эти люди были такими же героями как и штурмовавшие рейхстаг, шедшие на таран, и поднимающиеся в атаку солдаты…
Жаль, конечно, что фильм не смог целиком передать специфический стиль книги В. Богомолова. Тогда это должен был бы быть все-таки больше военный детектив (что-то похожее на «Семнадцать мгновений весны»), а сняли по большому счету боевик на военную тему. То есть в целом фильм развлекательный. Хотя он заставляет остановиться и вспомнить прошлое. Наверно, уже за это надо сказать спасибо создателям. Мы смогли посмотреть на известную войну под другим углом зрения – и это тоже не мало!
Фильм рекомендуется для просмотра тем, кому не безразлична наша история, но помните – это не официальная версия исторических событий!