"Смерть сотни бандитов не изменит нацию."
Гессай (Йошио Харада), Рюхэй Китамура, "Азуми"
Фильм Рюхэя Китамуры "Азуми" был создан по мотивам одноимённой манги (японский графический роман восходящий, в отличии от комиксов, прямиком к рисункам буддистских монахов) Ю Коямы. Сюжет "Азуми" (с точки зрения японского зрителя) прямой как кирпич и простой как лапоть – пока на Руси полыхало Смутное время на другом конце континента собиратели земель японских Хидэёси и Токугава мерились длинной своих мечей. И вот
серый кардинал Токугавы – священник Тэнкай решил организовать группу ликвидаторов для устранения активистов клана противника поручив это дело служивому самураю Гессаю (Йошио Харада). В общем Ю Кояма не стал брать события "Азуми" "с потолка", а просто приписал все небоевые потери клана Хидэёси своей героине.
Если у зрителей регулярно злоупотребляющих употреблением современной продукции фабрики холливуда образ женщины-воина ассоциируется с матёрой, сексапильной, закованной в "кожу" тёти а ля Ксена или какой-нибудь другой амазонки, то для зрителя японского это прежде всего очередная гламурная "куноити" (женщина-нидзя). В то время как средневековые куноити предпочитали действовать скрытно используя в своей профдеятельности широкий ассортимент средств — от яда и женского обаяния до элементарной техники ближнего боя, их экранные воплощения подгоняются под вкусы и запросы зрителя, хоть и с вкраплениями традиционных качеств, как например куноити Кагэро из "Манускрипта ниндзя" — уж так настойчиво пыталась совершить обряд "дзигай" (то же, что и "сэппуку", только у девочек) , так упорно...
Первыми же кадрами кинокартины Китамура полностью захватывает внимание зрителя — инфернальная ворона, горы, девочка-сирота по имени Азумѝ у покромсанного тела матери... А когда уже повзрослевшая Азумѝ (Ая Уето) машет катаной в лесу клипмейкеры "Рексоны" начинают проклинать закон об авторских правах, ведь такой типаж!
Хотя многие критики обвиняли г-жу Уето в том, что она де фехтует с закрытыми глазами (экстаз, возбуждение?), да и сама техника "кэндзюцу" (фехтование катаной) у неё слишком однообразна: вертикальный удар, горизонтальный удар — и очередной кандидат на вступление в подземное царство Ёми готов, но подростковой аудитории (около половины потенциальных зрителей) это как раз и нравится, так что... Во всяком случае Азуми порадует любителей зрелищного кэндзюцу техникой стряхивания крови с катаны — взмах сбоку или через голову (в этом она обошла даже своего сансея, старина Гессай просто бьёт по рукояти).
Однако "Азуми" — это не просто сага о безотказной машине убийства в лице хрупкой девушки-куноити предпочитающей белое шёлковое нижнее бельё, но и фильм о переживаниях и внутренней борьбе девушки вынужденной вести, скажем так, неординарный образ жизни. Как тяжело ей было зарезать своего воздыхателя Нати (Ш. Огури)! С каким скрипом она постигала азы "женственности" у бродячей актрисы Яой (Ая Окамото)!
Хотя сценарист М. Ямамото приплетает пафосные диалоги ученикам с нетерпением ожидающих первого "дела" на которое они пойдут вместе, даже не подозревая, что по правилам цеха начинающие убийцы должны сначала разбиться на пары по интересам и устранить напарника (что-то до боли знакомое и известное ещё с романов Дж.Нортона про гильдию убийц Гора) сам их сансей — добрый дедушка Гессай — ну всем хорош, да только вот совершенно не следит за дисциплиной в своём отряде ликвидаторов!
Набросали Ямамото с Китамурой и традиционных для жанра "косяков" — Нати со вспоротым животом, который вместо того, чтобы корчиться в судорогах распускает сопли перед зарезавшей его Азуми (у японских школьниц в этот момент, наверное, навёртываются слёзы), хлещущая из ран кровь не отличается "кровистостью" (но ведь важна не сама кровь, а сам образ который она несёт!); "прикид" Азуми мог бы стать предметом зависти современных токийских модниц (и это на для рубеже XVI-XVII веков), только маленького розового покемона на рукояти катаны ей не хватает! Хотя, например, для подростковой аудитории, наверное, и так сойдёт.
Во время съёмок ликвидации Куямасы операторская группа так увлеклась захватывающим "экшеном", что потом Р. Китамура не решился вырезать кадры, на которых видны прожекторы подсветки.
Плохие дяди "Азуми" представлены целой плеядой персонажей. Это и любитель молодого "мясца" лузер Нагамаса (М. Иба), и зловредный Куямаса Като (Н.Такенака) который ну просто никак не хочет умирать! Начальник охраны Куямасы — Канбей (К. Китамура) в "Азуми" получился неоднозначный — с одной стороны верный вассал, а с другой — больно уж себе на уме. А вот наёмный ниндзя-ликвидатор Сару или просто Обезьяна (М. Мацумото), в отличии от других подельников Куямасы, "играет по правилам", но какие могут быть правила когда на кону стоит власть и "честь" ниндзя. Образ же самого одиозного персонажа — бродящего по полю боя с душистым цветком в руке маньяка Биджумару (Дж.Одагари) — это дань не стилю ф. киркорова, а театру Но (все демоны и черти там появляются именно в таком "прикиде").
Арсенал ниндзя и их чумазых подростковых падованов "Азуми" на удивление разнообразием не блещет: катаны, несколько сюрикэнов и чудо средневековой японской техники — трёхствольный мушкет! Двое-трое из них используют традиционный самурайский тандем катана ("длинный" меч) + вакидзаси ("короткий" меч/кинжал), кое-где, по-моему, промелькнут и копья яри, но не более того.
Среди ярких моментов музыкального сопровождения следует выделить сильное оформление сцены смерти матери Азуми — горы, дети сироты и дедушка киллер; динамичную сцену погони в лесу с молодыми патлатыми "ниндзя"; грамотно подобранную композицию в сценах где ученики Гессая режут друг друга или когда оператор показывает крупным планом полные печали глаза Азуми; напряжённые мелодии во время ликвидации Куямасы, и даже звук реактивного двигателя во время поединка Азуми с Биджумару. Всё это действо завершает довольно таки оптимистический саундтрек в конце фильма.
Несмотря на то, что образы доживших до конца фильма персонажей полностью так и не были раскрыты и перекочевали в "Азуми 2: Смерть и Любовь" под режиссурой Шусуке Канеко (2005), но историю девушки-куноити можно считать рассказанной. Повествование местами получилось скучным, местами динамичным, но в целом Китамура сумел показать судьбу Азуми не через мистический ореол "киллерской романтики", а через катарсис и поиски себя крестьянской девушкой-сиротой чья жизнь была поставлена на службу высшим государственным интересам.
@ Sat, 21 Aug 2010 10:13:35 +0400
Лучшее из всего, что я сегодня читал.
+
лично мне понравилась рецензия, хоть я и не смотрел фильм. Много внимания уделено художественным образам и оценки картины. Особенно понравилась фраза: "это не просто сага о безотказной машине убийства в лице хрупкой девушки-куноити, предпочитающей белое шёлковое нижнее бельё, но и..."
Я думаю, со мной согласятся многие читатели - мы видим перед собой вполне состоявшегося рецензента, работы которого, если не идеальны, то по крайней мере, содержат все необходимое для хорошей рецензии.
Исчерпывающая рецензия, если говорить подробней — автор как настоящий не предвзятый критик осветил все стороны картины, причем показал себя знатоком темы (прежде всего, понимает, то о чем пишет), что немаловажно, например для меня. Так как я совершенно не знаком с вышеописанными жанрами и не любитель подобного рода картин, но…
Vasiavasilich(у) удалось как это и должно быть (у настоящего рецензента) зародить интерес, прежде всего к картине (соответственно потом к теме), а это дорогого стоит (дорогого — в смысле если пользователь или читатель прежде всего перед просмотром картины обращает внимание на отзывы), по крайней мере, я для себя решил картина стоит того чтобы ее посмотреть…
Vasiavasilich один из не многих компетентных рецензентов, на мой взгляд, к мнению которого надо прислушиваться…
Рецензия однозначно (+)…
полноценность и последовательность Ваших работ подкупала меня всегда)) учитывая особенности Вашего изложения, можно было бы и обойтись без иллюстраций.)
подпишусь под словами прошлого комментатора и скажу, что я не любительница подобного жанра, но заинтересовать получилось, а это фактически невозможно.) делайте выводы
а я пока сделаю один небольшой за вас и подкину в копилку +.)
нуууу ))
очень технично. 4ый абзац вообще перечитывать 2 раза пришлось)
где Ваш кураж, Артур?