Хватаем за пиджак Денни де Вито, катим его на киностудию и отдаем в цепкие творческие руки Люка Бессона - пусть наш милый толстячок сыграет вместо Брюса Уиллиса в "Пятом элементе". Отзываем в сторонку Джуди Денч и страстно шепчем, что роль главной героини "Шоугёрлз" написана специально для неё. Записываемся на приём к губернатору Калифорнии, отнимаем пушку (ну-ну, уж и пошутить нельзя) и посылаем его в детский сад... ох, прости, Арни. Плохой пример. Но вы уже поняли, о чём я.
С другой стороны, кинокритик должен быть готов
ко всему. Даже к Иствуду в розовом кадиллаке.
Почему такое вступление? Потому что авторы почти всех прочитанных мной рецензий на этот фильм в той или иной форме размышляли "как Клинт дошел до жизни такой". Преданные поклонники Иствуда - с оттенком извинения. Нейтральные - скепсиса.
Клинта Иствуда уже давно именуют легендой кинематографа. И говорят это почтительно, без иронии. Он - поразительное сочетание кинематографической живучести, работоспособности, многоплановости и умения выдавать качественный результат. Больше сорока лет Иствуд радует зрителей интересными работами, и, кажется, возраст не помеха этому "мощному старику": и в 62, и в 74 года он способен пожинать "Оскары" за свой труд. Уже давно настало время, когда Иствуд получил свободу выбирать, что и кого снимать в своих фильмах, какие роли играть самому. За годы своей (надеюсь, еще не завершенной) кинокарьеры Иствуд сознательно и с воодушевлением пробовал и осваивал новые темы, жанры и характеры. Образ крутого, невозмутимого героя вестернов и полицейских детективов, бесспорно, очень яркий. Но если вы прочно ассоциируете Иствуда только с ним - значит, вы, вероятно, смотрели лишь некоторые работы Иствуда-актера и Иствуда-режиссера. Поройтесь в киноархивах, отыщите там, к примеру, малоизвестную ленту "Honkytonk Man" и убедитесь сами: отходы от образа "крутого парня" и сознательные вольности Иствуд стал позволять себе отнюдь не в романтических диалогах с Мэрил Стрип в "Мостах округа Мэдисон", а гораздо раньше.
Что же такое "Розовый кадиллак" на кинопути актера? Просто комедийный боевик, снятый режиссером Бадди ван Хорном, уже имевшим опыт работы с Иствудом. Фильм, "отдыхательный" как для актера, так и для зрителя. В это время (лента вышла на экраны в 1989 году) Иствуд уже мог позволить себе "рискованные" роли, не претендующие ни на какие награды и даже на благосклонность критиков, но почти все фильмы он снимал сам. Думается, что "Розовый кадиллак" был своеобразным жестом поддержки старому приятелю. Выпущен он был все той же иствудовской компанией Malpaso.
Сильно напрягаться Иствуду действительно не пришлось. Качественные "разборки с плохими парнями" - его конек, а что до фильмов "с шуточками", то он играл и в таких, начиная с военной авантюры "Герои Келли" (1970 г.). Вероятно, комедийный персонаж - все-таки не его амплуа. В тех же "Героях Келли" роль "забавного парня" досталась не Иствуду, а Дональду Сазерленду. Но забавные обыгрывания серьезных тем оказали свое влияние на героев Иствуда в некоторых его лентах. Не сказать, чтобы "Грязный Гарри" стал чище - он сделался мягче, человечнее, живее. Это уже не тот пуленепробиваемый неразговорчивый супермен Иствуд из прошитого полицейскими очередями автобуса ("Сквозь строй", 1977 г.). Главный герой "Розового кадиллака" - талантливый выдумщик, немножко романтик, упорно идущий к своей цели, но при случае готовый пошутить и даже поиздеваться над теми, кого презирает.
Отдав столько текста и времени Иствуду, скажу об остальном, что есть в картине. Понравился характер героини Бернадетт Питерс - этакая честная молодая мама, неукротимо-веселая и с подростковым сознанием, из тех, которые если грабят банк, то залепливают глазок камеры наблюдения розовой жвачкой. Колоритен давний приятель Иствуда Джеффри Льюис в роли бесшабашного любителя травки и изготовителя поддельных документов. Неплохо смотрится Тимоти Кэрхарт, играющий мужа Лу-Энн, бестолкового неудачника, попавшего в дурную компанию. В эпизоде мелькнул Джеймс Кромвелл, которого наш зритель запомнил по роли немногословного британского фермера из "Бэйба". Несколько секунд на экране можно видеть молодого Джима Керри (по словам Керри, он попал в актерский состав после того, как Иствуд однажды "застукал" комика пародирующим самого Иствуда).
Но больше - увы, больше ничего хорошего о фильме сказать не могу. Сюжет сначала кажется гладким, но затем скатывается в суматоху со сменой декораций. Неонацисты шаблонно-убогие, крикливые, выражают смех и ярость строго по команде и даже писают криво. Их лагерь "в горах" отнюдь не похож на гнездо "Аль-Кайеды" в пещерах Тора-Бора. К нему ведет хорошая асфальтированная дорога, и всякий в округе знает, что там происходит. Только замыслом сценариста или невероятным пофигизмом как местных, так и федеральных властей можно объяснить процветание этого гнезда уродов. Куча бандитов лупит из автоматического оружия среди бела дня в центре города, но никакой полиции и, тем более, военных поблизости нет (вспомним, сколько шуму наделал один-единственный Рэмбо, а ведь он, бедолага, даже не хотел войны). Лу-Энн обходится с ребенком так, словно это еще одна машина (помимо пресловутого розового кадиллака): отгоняет на стоянку, дает ключи родственникам и исчезает, чтобы оттянуться со вкусом. Герой Иствуда тут и там рискует жизнью впустую, всегда выходит сухим из воды, и, кажется, тратит на поимку мелких негодяев больше сил, времени и денег, чем они задолжали. Когда что-то взрывается, то ровно настолько, чтобы не причинить вреда никому из "хороших парней". Долгожданный хэппи-енд ничем не омрачен: главные герои вместе, дитя спасено, и даже розовый кадиллак почти не пострадал (ну, разве чуть-чуть).
Фильм совершенно точно не входит в число лучших картин с Клинтом Иствудом. Только громкое имя актера может подтолкнуть зрителя к просмотру этого фильма. Но любителям "легкого кино" лента может оказаться по душе (в частности, забавные диалоги/сцены между героями Иствуда и Питерс). А поклонникам Иствуда фильм рекомендуется посмотреть для расширения собственных познаний.
@ Wed, 08 Sep 2010 01:13:58 +0400