Мы знакомы только три дня, но слишком многое хочется забыть...
Кавада Сёго (Таро Ямамото), "Королевская Битва", Фукасаку Киндзи
Как нередко случается в японском кинематографе "Королевская Битва" Фукасаку Киндзи известного по таким матёрым фильмам как "Легенда о восьми самураях", "Кладбище чести" и "Тора! Тора! Тора!", была снята по мотивам книги (в данном случае это одноимённый роман Таками Косюна так и не порадовавшего читателей другими произведениями). Проблема затронутая Косюном в своей
работе общем-то не нова, и сравнение с "Повелителем мух" Голдинга или с романом Хайнлайна "Туннель в небе" напрашивается само собой, и было бы уместным, но...
Если, например, Робинзон Крузо (пусть его образ и излишне романтизирован Дефо, но прототипом-то Робинзона был моряк который таки прожил 4 года в одиночку на острове в южной части Тихого Океана) - это пример одиночки которому помогли выжить личные качества и сила характера, то в случае, когда в подобной ситуации оказывается группа людей, да ещё и подростков с ещё только формирующимися характерами, и каждому из них приходится бороться не столько с природой, сколько с другими индивидуумами (а человек, как известно, гораздо опаснее природы), то получится совершенно другая история...
Фильм начинается с бодрых апокалиптических аккордов объясняющих как мир дошёл до такой жизни. "Обдолбанная" телеведущая залихватски комментирует результаты "игры" в которой школьница с окровавленной моськой и улыбкой дебилши позирует перед репортёрами. С первых же кадров Фукасаку Киндзи как бы переносит зрителя на другую планету - японские старшеклассницы в ошейниках, валяющиеся враскорячку на полу с задранными юбками, кто же сможет пройти мимо такой кинокартины? Сама идея с взрывающимися ошейниками, конечно же, не нова, но вот в комбинации с чем эта идея используется!
Хотя с самого начала по тому, как Киндзи выделяет основных героев (сироту Нанахара Сюйя (Тацуя Фудзивара), Накагаву Норико (Аки Маэда), и конечно же г-дина Китано) становится понятно, что сценарий будет закручен вокруг них, на основную интригу фильма это никак не влияет и зрителю до конца приходится гадать - кто же из них останется в живых? О мастерстве сценаристов "Королевской битвы" говорит и то, что каждый из около двух десятков показанных на экране соучеников покидавших здание "школы" на острове, чтобы выйти на охоту на своих бывших одноклассников, показан по разному - кто-то выбегает из комнаты уже смирившись с мыслью, что для того, чтобы выжить придётся "перемочить" других, кто-то выходя из зала и подбирая свои рюкзаки ещё наивно машет уже бывшим друзьям, а кто-то держит за руку бой/гёрлфрендов и т.д.
Выбор оружия представленный старшеклассникам в романе Таками Косюна также помог Киндзи наполнить сценарий фильма интригой, динамикой и неожиданными поворотами сюжета. Электрошок, бинокль, пистолеты, мегафон, револьверы, веер, нунчаки, крышка от кастрюли, нагината (японская глефа), передатчик ДжиПиэС, "бабочка", бронежилет, топор, автомат "узи", арбалет (в Японии, как и в обеих Кореях стрельба из лука входит в школьную программу, так что японской школоте из лука, а тем более из арбалета стрелять - как нашей "сёмушки" щёлкать) или яд (напомню, что в рюкзаке игрока "Королевской битвы" могло оказаться лишь одно из этих средств уничтожения/самозащиты) - всё это порождает широкий выбор тактик и стратегий выживания, и совсем не обязательно, что, например, арбалет даст преимущество перед "бабочкой".
Следует отдать Фукасаку Киндзи должное и за то, что кроме основных героев он, пусть иногда и в коротких, но очень выразительных и ёмких сценах раскрывает персонажи второго плана: в первую очередь это "тёмные лошадки" - психопат с глазами маньяка-убийцы Кирияма Кацуо (Масанобу Андо) принимающий участие в "игре" по собственному желанию и Кавада Сёго (Таро Ямамото) "играющий" во второй раз, чтобы отомстить за свою подружку, или хакер Мимура, до конца пытающийся выйти из игры обманув создателей и отвергая убийство как путь к победе. Очень яркими получились у Фукасаки Киндзи "девичьи" образы - это и Мицуко, которая "просто не хотела проиграть", и наивная, влюблённая в Нанахару Юкие, ну и конечно же сама Накагава, чей образ получился слегка "сероватым".
Бывшие одноклассницы Мицуко (с серпом) и Симидзу Хирома (с пистолетом) за один день повзрослели и променяли розовых покемонов на игрушки для взрослых дядей.
"Королевская Битва" наполнена каскадом циничных, душещипательных сцен - влюблённые парочки добровольно уходят из жизни предпочитая по примеру Ромео и Джульетты вместе покончить с собой (бросившись ли со скалы или повесившись) лишь бы избежать необходимости убить друг друга или стать свидетелем смерти возлюбленной/ого, сансей Китано (Такеши Китано) с хитрой улыбкой а ля Затойчи читающий лекции о никчёмных человеках эффектно добиваясь тишины в классе, Кирияма транслирующий по мегафону предсмертные хрипы своих жертв, Тегуса, которая со сквозным пулевым ранением признаётся в любви одному однокласснику за несколько минут до этого зарезав другого, влюблённого в неё одноклассника. Киндзи сумел впихнуть в фильм не только обильные драмы подростковой любви, но и не до конца раскрытую линию учителя-вдовца Китано и старшеклассницы Накагавы.
По замыслу Фукасаку Киндзи сводки "информбюро" после каждой смерти добавляют фильму "документальности", как, впрочем, и выводимые на экран невысказанные мысли некоторых погибших. Решение же активно использовать в фильме композиции классической музыки оказалось неожиданным, но уместным.
Всё, что зрители увидят на экране позволяет говорить о том, что по сравнению с "Королевской Битвой" такие опусы как "Геймер" и "Бегущий человек" - это сопливые мелодрамы для воспитанниц детских садов. Но стоит ли считать эту кинокартину, большинство сцен которой было снято на острове Хачидзо-Кодзима (в нескольких сотнях километров на юго-восток от Токио), лишь плодом больной островной фантазии Фукусаки Киндзи и Таками Косюна? Оценивая "Королевскую Битву" следует помнить, что она "затачивалась" в первую очередь под японскую аудиторию у которой пользуются успехом такие, в общем-то, кровавые киножанры как "дзидайгеки" и "тямбара", а попытки японских депутатов запретить фильм и роман, кстати, только добавили "Королевской Битве" популярности. Возможно и то, что фильм был задуман не только и не столько как "кровавое мочилово для развлекухи", но и как обращение/ воззвание/ предупреждение японской молодёжи серьёзно "подсевшей" на компьютерные игры (аналогии между сюжетом фильма и различными кровавыми квестами напрашиваются сами собой).
И ведь не просто так Квентин Тарантино поставил эту кинокартину на первое место в своём списке 20 лучших фильмов с 1992 года или Тацуя Фудзивара игравший Нанахару получил за свою роль "Голубую ленту" как лучший новый актёр 2001 года? В любом случае кому-то нравится смотреть как Ганнибал Лектор поедает человеческие мозги, а кого-то не оставит равнодушным катарсис 15-летних подростков, некоторые из которых, даже столкнувшись с экстремальными условиями выживания, сумели не изменить себе.
@ Sun, 12 Sep 2010 04:51:40 +0400
"В любом случае кому-то нравится смотреть как Ганнибал Лектор поедает человеческие мозги, а кого-то не оставит равнодушным катарсис 15-летних подростков, некоторые из которых, даже столкнувшись с экстремальными условиями выживания, сумели не изменить себе."
Ставлю плюс. Качественная и прекрасно поданная работа.
Артур, "Королевская битва" - один из моих любимейших фильмов. И, увидев, что рецензию написали Вы, я предвкушала нечто большее и изысканно-утонченное. Классическая музыка под убийство 15-ти летних японских школьниц - это шик. Вспомните "Заводной апельсин" Кубрика. В общем, надо пересмотреть фильм и дать Вам более полный комментарий.
Как Вы могла забыть про картину учителя в конце фильма??? Стыдно!!
Вообще оригинальна сама идея этого фильма. Однако очень жаль что, не удалось перенести на экран основную идею романа Кюсюна Таками "Королевская битва". Фильм отражает лишь массовое "месилово", которое итак максимально урезано, в то время, как книга погружает нас в атмосферу, которая происходила на том острове, как будто бы мы сами находимся, рядом с героями романа.
Вообще оригинальна сама идея этого фильма. Однако очень жаль что, не удалось перенести на экран основную идею романа Кюсюна Таками "Королевская битва". Фильм отражает лишь массовое "месилово", которое итак максимально урезано, в то время, как книга погружает нас в атмосферу, которая происходила на том острове, как будто бы мы сами находимся, рядом с героями романа.
Книгу к сожалению не читал, но был в восторге от фильма, причем посмотрел его по совету продовца дисков, благодаря рецензии и Вам, обязательно обращу внимание на книгу...
Рецензии (+), автор, как всегда соответствует заданным планкам ...
Японцы, конечно, психи, но фильмы у них иногда неплохие выходят. Жаль, это не тот случай.
Структурно фильм - претенциозный шлак, содержательно - безыдейный слешер. Не знаю, кто кроме японцев мог на это купиться. В Ганнибале Лекторе, поедающем человеческий мозг, в сотни раз больше осмысленности. Уж молчу про логику повествования, которой в Королевской битве вообще нет.
Нормальным людям такое просто не может понравиться. Остаются только любители аниме. Тьфу.
Японцы, конечно, психи, но фильмы у них иногда неплохие выходят. Жаль, это не тот случай.
Структурно фильм - претенциозный шлак, содержательно - безыдейный слешер. Не знаю, кто кроме японцев мог на это купиться. В Ганнибале Лекторе, поедающем человеческий мозг, в сотни раз больше осмысленности. Уж молчу про логику повествования, которой в Королевской битве вообще нет.
Нормальным людям такое просто не может понравиться. Остаются только любители аниме. Тьфу.
...а ты прочти "Объяли меня воды до души моей" у Оэ! может по другому увидишь!
...з.ы ...сам начинал читать три раза, бросал, потом перевалил через середину и уже не мог оторваться!
...покажется сложным, у него же "Женщина в песках", там попроще! ипошки супер! в них въехать надо!
...уж про Такеши ваще промолчу, круче, тока тучи!
...а ты прочти "Объяли меня воды до души моей" у Оэ! может по другому увидишь!
...з.ы ...сам начинал читать три раза, бросал, потом перевалил через середину и уже не мог оторваться!
...покажется сложным, у него же "Женщина в песках", там попроще! ипошки супер! в них въехать надо!
...уж про Такеши ваще промолчу, круче, тока тучи!
Япошки для меня иссякли со смертью Куросавы.
Он был последним двигателем их чудной и прекрасной философии.
Сейчас японская культура в искусстве служит большим молотком, которым стучат по головам иждивенцев. А за стуком давно ничего нет.
Осталось пара-тройка деятелей старой закалки, так один нашел себя в красивых, душевных и пустых мультиках (Миадзаки), другие по стопам Акиры свернули в голливудщину, но багаж забыли (Такеши - оба, кстати. Миике и Китано).
Сегодня рулит корейское кунг-фу, все правильные японские самураи давно сделали сеппуку.
Япошки для меня иссякли со смертью Куросавы.
Он был последним двигателем их чудной и прекрасной философии.
Сейчас японская культура в искусстве служит большим молотком, которым стучат по головам иждивенцев. А за стуком давно ничего нет.
Осталось пара-тройка деятелей старой закалки, так один нашел себя в красивых, душевных и пустых мультиках (Миадзаки), другие по стопам Акиры свернули в голливудщину, но багаж забыли (Такеши - оба, кстати. Миике и Китано).
Сегодня рулит корейское кунг-фу, все правильные японские самураи давно сделали сеппуку.
...вот неправ нуниразу!
..."Фейерверк" Китано, силен невероятно! обёртка другая! кажется простоватым! не люблю, когда люди пытаются гонятся за формой!
..."Сукияки..." Миике, вещь то философская! угу, и никак иначе!
...вот неправ нуниразу!
..."Фейерверк" Китано, силен невероятно! обёртка другая! кажется простоватым! не люблю, когда люди пытаются гонятся за формой!
..."Сукияки..." Миике, вещь то философская! угу, и никак иначе!
"Фейерверк" Китано нуден невероятно, "Сукияки" не смотрел, но могу последнюю рубашку отдать, что в рамках жанра "вестерн по-восточному" корейскому "Хороший, плохой, долбанутый" ни один "Сукияки" в подметки не годится
"Фейерверк" Китано нуден невероятно, "Сукияки" не смотрел, но могу последнюю рубашку отдать, что в рамках жанра "вестерн по-восточному" корейскому "Хороший, плохой, долбанутый" ни один "Сукияки" в подметки не годится
"Давайте спорить о вкусе устриц и кокосовых орехов с теми, кто их ел, до хрипоты, до драки..!"
...в "Сукияки..." видеть просто вестрн, значит - жуй попкорн, смотри порнушку!
...не наезжаю, манера такая! там один Тарантино че стоит!