Сквозь пелену кровавого тумана я узрел, как, поигрывая пистолетами и кастетами, меня молча обступили члены Ордена Бешеных Псов. За их квадратными кожаными спинами мелькали недобрые улыбки других прирожденных убийц. Двое Верховных жрецов Клана Гая Ричи приставили стволы орудий к моей голове. "Покайся, б...ь, грешник!" - гулким голосом архиепископа произнес один из них. "Берите всё!" - завопил я и проснулся.
"В жизни есть некоторые вещи, которые непременно должны существовать вместе, - сказал замечательный писатель
О.Генри в рассказе "Третий ингредиент". - Ну, например, розовый муслин и зеленые розы, или грудинка и яйца, или ирландцы и беспорядки". Фильм, в сущности, как раз на эту тему. Беспорядков хоть отбавляй. А вот ирландцы не те, которых мы так любим. Которые тихонечко сидят в уютном пабе где-то на краешке своего изумрудного острова и наслаждаются темным пивом. Эти ирландцы совсем иные.
Распространенный перевод названия фильма - "Святые из трущоб". "Бундок" - не город и не район, и слово это вовсе не ирландское. Его корни теряются на Филиппинах и во вьетнамской войне. "Boondocks" - что-то вроде "окраины" или "захолустья". Сегодня можно считать это частью американского сленга. Итак, "Святые из трущоб". Криминальное кино про двух бостонских ирландцев, молодых ребят, которые решили взять правосудие в свои руки и мочить "плохих парней" за их грехи.
Коннор и Мерфи - не ветераны какой-нибудь войны и не уволенные из полиции супермены. Они вкалывают на прозаическом мясокомбинате, где лучшая шутка - хряснуть другу свиным окороком по голове. Живут они черт знает в какой дыре, а вечерами квасят и смотрят регби (в фильме этого нет, но, скажите, какой молодой ирландец не смотрит регби?) Однажды вечером в любимый паб, раздвигая плечами дверные косяки, входит мрачный русский бандит Иван Чехов. (Почему не Толстой? Тот был покрепче). Верзила требует "сейчас все выходить или вам есть плохо". Разгорается шумная драка, русский классик получает вторую дыру в заднице и покидает гостеприимный паб, чтобы вернуться и страшно отомстить любителям "Гиннесса".
В фильме есть не только русские, но и итальянские бандиты. Наверное, итальянцы смеются над "мафиози" так же громко, как мы - над кинопотомками "Черной кошки". Нескладный, с глупым одутловатым лицом, с задранным пиджаком, в антикварной рубашке, украшенный вопиюще прямым пробором льняных волос - таким показан зрителю глава русского криминального синдиката с женской фамилией Петрова (как следует из титров). Всю свою короткую незатейливую роль он вопит на расфуфыренных подчиненных. Те дремлют на мягких диванах, прикрыв глаза темными очками. Ну как, скажите на милость, не отправить таких уродов в мир иной? Сострадательный человек просто обязан в этом участвовать. И братья МакМанус, засучив рукава, берутся за благородную миссию. Она увлекает их на трудную стезю мести во имя справедливости.
Идею человеческого возмездия грешникам, которых не смогла (или не захотела) наказать государственная система правосудия, нельзя назвать свежей. Еще в 1973 году герою молодого Клинта Иствуда ("Magnum Force") благородные мстители из темного гаража предлагали встать с ними плечом к плечу и биться с силами Зла, невзирая на закон. Грязный Гарри, не моргнув, отказался. Братья МакМанус согласились и благосклонно приняли подаренную журналистами кличку "Святые". Вот, собственно, и вся социальная идея фильма, который после моря крови и града пуль заканчивается "опросом на улице": а вы как относитесь к "Святым"? Каждый второй прохожий рад, что "ребята очищают наш город от всякой мрази".
Заканчивается эта робингудовская идиллия уже за рамками фильма - просто и предсказуемо. Рано или поздно пуля, выпущенная благородными мстителями, ранит или убьет невиновного человека, может быть, даже женщину или ребенка. И мы, зрители, восторженные критики, закадровые участники уличных псевдоопросов, вдруг вспомним не бандита Чехова, а реального писателя Достоевского и его слова - да-да, те самые, изъезженные вдоль и поперек, но так и не понятые многими - про слезинку ребенка. Что же народные мстители? Поспешат в церковь, прозревать и каяться? Будут терзаться душевными муками на своей хладобойне среди свиных туш? Да кто их знает. Ребята молодые, Достоевского наверняка не читали. А Священное Писание, которое они привыкли декламировать, при всех заложенных в нем прекрасных и глубоких мыслях легко поддается умелому толкованию. (К слову, когда "Святые" произносят свою убийственную молитву, только ли мне вспоминается герой Сэмюэля Л. Джексона из "Криминального чтива"?)
Диалоги в фильме отсутствуют. Их заменяет мат. (На IMDB добросовестно подсчитали: слово f.ck повторяется в фильме 246 раз). Гоблин сделал свой перевод честно. Вначале это смешно, потом наскучивает. Даже матершина, знаете ли, бывает разнообразной - но не здесь. Режиссеру, видимо, и этого показалось мало. Он "заразил" владельца паба синдромом Туретта (психиатрическое заболевание; седой добряк то и дело вырикивает нецензурные слова, это получается у него непроизвольно). Все герои картины - гротескные. Взять хотя бы "адъютанта" главного мафиози с двойным подбородком, сальными волосами и злодейскими усиками. Или инфернального мегаубийцу Иль Дуче, увешанного пистолетами точь-в-точь, как легендарный пират Черная Борода. (Клянусь Святым Патриком, за плотным гримом скрывается не кто иной, как музыкант и весельчак Билли Конноли!) А вот классический тупой полицейский детектив, которому вечно приходится бегать за кофе и пончиками. Но самым колоритным, конечно, выглядит персонаж Уиллема Дефо. Это средоточие энергии, ума и всевозможных нелепостей. Он слушает CD, ковыряясь в осколках унитаза, спит с мужиками, которых презрительно называет "п.дорами", пьет латте с лимоном, театрально размахивает руками и гениально описывает сцены преступлений (как будто присутствует сам - так в фильме и показано). Трудно представить себе более фантастического спецагента ФБР. Справились ли актеры со своими ролями? О да. Скучными они уж точно не были.
На роли в картине рассматривались кандидатуры - задержите дыхание - Патрика Суэйзи, Роберта де Ниро, Кевина Спейси и Кеннета Брана. (Интересно, куда они все подевались?) Трой Даффи - один из тех загадочных "режиссеров одного фильма", которые редко встречаются в Голливуде. Впрочем, Даффи предложил публике вторую часть "Святых из трущоб" - через десять лет после первой. В первом фильме режиссер даже мелькнул в кадре - как один из посетителей бара. И вместе со своей группой (о да, он музыкант, этот Даффи) исполнил две композиции для саундтрека. Угадайте, как называют себя ребята его группы?
Отзывы на фильм пестрят восторженными эпитетами. Иные откровенничают, что "Святые из Бундока" стали для них чуть ли не переломным моментом в сознании. Критиковать этот фильм трудно. С одной стороны, он близок к тому, чтобы стать культовым в зрительской аудитории поклонников Тарантино, Родригеса и Гая Ричи, а это ребятки молодые, задорные и чрезвычайно уверенные в себе. Зазеваешься - не успеешь проснуться. С другой стороны, киноснобы запросто обвинят в ханжестве. Поэтому я буду осторожен и на всякий случай посыплю голову пеплом. Я почти могу смотреть Родригеса, а кое-какие вещи у Тарантино мне даже симпатичны. (Например, игра Харви Кейтеля и Тима Рота в дебютной картине режиссера). Но "Святые из трущоб" - другое. Это растянутый на полтора часа гротескный стеб с оглушительной пальбой и непрерывным матом. Кино для довольно узкой аудитории.
@ Wed, 22 Sep 2010 00:37:58 +0400
Отличная рецензия, потрудился на славу...
(+)...
Но с оценкой фильма не согласен, видимо я один из тех, кого ты называешь "узкой аудиторией".
труд хорошь (+)
но почему же такая низкая оценка
труд хорошь (+)
но почему же такая низкая оценка
Спасибо за плюсы и добрые слова. Про несовершенство своей системы оценок я уже писал. Вкратце: рецензии мне даются легче, чем оценки. Пытаюсь освоить "науку звездочек", но пока без больших успехов Так что пока вся надежда на ваше понимание, уважаемые читатели. Простите мне эти звездочки. Хотя бы временно А я напишу об оценках в своем профиле, будет на что ссылаться.
См. шкалу оценок в профиле mechaels'a, (+).
я понимаю автора: гротескность, избыток мата, может нет каких-то умных мыслей, порой глупость творящаяся на экране - со всем согласен. но не понимаю маленькую деталь: отмечаете же кино яркое, эмоциональное, с совершенно потрясающим здесь Уильямом Дефо, смешное (очень смешное), так почему же кино плохое? так оно вам просто не нравится... поставил минус
vasiavasilich, спасибо за оценку, шкалу я посмотрю... Zodiac, спасибо за минус, для меня каждый такой минус к этой рецензии все равно, что плюс
P.S. Посмотрел шкалу. Вот такая она должна быть для всех авторов рецензий? Или это mechaels'овская шкала для сравнения?
vasiavasilich, спасибо за оценку, шкалу я посмотрю... Zodiac, спасибо за минус, для меня каждый такой минус к этой рецензии все равно, что плюс
P.S. Посмотрел шкалу. Вот такая она должна быть для всех авторов рецензий? Или это mechaels'овская шкала для сравнения?
Это не моя шкала... Это общеутверждённая
===================
Рецензии плюс.
Спасибо за плюсы и добрые слова. Про несовершенство своей системы оценок я уже писал. Вкратце: рецензии мне даются легче, чем оценки. Пытаюсь освоить "науку звездочек", но пока без больших успехов Так что пока вся надежда на ваше понимание, уважаемые читатели. Простите мне эти звездочки. Хотя бы временно А я напишу об оценках в своем профиле, будет на что ссылаться.
Посмотри систему оценок в моем профиле. Пока что меня не подводили!
Это не моя шкала... Это общеутверждённая
===================
Рецензии плюс.
видно, когда ее утверждали забыли меня спросить
видно, когда ее утверждали забыли меня спросить
Эээ... Нуу... Ей пользуются.
Опа! А вот где её обсуждали - http://www.kinokopilka.tv/forum_topics/4773