Триер – это режиссер нестабильный. Эмоциональная и психологическая часть его кино прорывается к зрителю не планомерно, но хаотичными толчками, - от картины к картине - воздвигая как цель по цепочке выразительных образов достучаться до самого эпицентра зрительского эго. Потому все, что мы видели в «Антихристе», мы оправдаем и режиссеру простим, ибо как иначе достучаться до самого края духовной бездны? Но об этом мы поговорим чуть позже.
Что, что в человеке есть выдержка из самой сердцевины его бытия? Любовь. Талант. Безумие… Инстинкт. Грех. Бог
и Антихрист, два антипода и полюса, внутри которых зачинается и формируется личность. А Триер безжалостно вырезает Антихриста с корнем, и в таком виде, как вырвал, показывает зрителю – без цензуры, мистифицируя и нагнетая, и в итоге "Антихрист" ведет своеобразный диалог со зрителем, не забывая переодически важно добавлять: "Мое кино отражает ВАС во МНЕ"...
Ну и как можно это вынести...? Как можно удержать в себе негодование, возмущение перед истиной, обнажающей и проницательной, невыносимой и калечащей...? А ведь никому не известно, как поведет себя наша стихийная природная сущность перед лицом хаоса, освобождающей вседозволенности, болезни… Все свои мысли Триер облачает в образы и символы, такие же страшные и неприемлемые, как и их содержание.
Его символы – выражение философии фильма, а их ничем не прикрытый гротеск – инструмент их донесения. Символы, которые подсознательно опустошают, внушают ужас и омерзение, и из них и соткан "Антихрист". Общество людское – банально и серо, сущность человека – замкнута и тупа, мысли человеческие – ограничены и наговорены извне… Все переломать, переделать, переосмыслить, сжечь, разрушить! И в итоге получается не фильм-размышление и не философичная притча, но бронебойный снаряд с психоделической начинкой, начиненный, к тому же, и невыносимо едким газом, и острыми осколками, торжество режиссерской идеи. Но если торжество мысли гения, после просмотра, заставляет ошеломленно сидеть, утонув в ушедшем хронометраже, то Триер вынуждает вылететь из уютного кресла и склониться в мучительных спазмах над раковиной, только бы закрыться, спрятаться от вездесущего греха в кокон духовной слепоты и стыда, только бы вырвать его с корнем и никогда не сталкиваться с его мощью…
Самообман, жестокий и неумолимый.
Ведь грех в интерпретации Триера – это то, что неизменно пронизывает толщу человеческих установок и устремлений, стереотипов, догм. Ведь в глубинах психологической бездны внутри людей не прячутся монстры, тени или загадки. Там, со дна «эдемской» пропасти, почти эфемерно вглядывается как в Мужчину, так и в Женщину их отражение, сам фактор их личности, не преломившийся в призмах общества и сохранившийся в своем первородстве, эссенция и греха, и духа – их Антихрист, их метафизическое зерно.
Доподлинно неизвестно, поморщился ли Тарковский от едкого запаха триеровского букета, прислоненного к могильной плите Гения, или расплылся в блаженной улыбке. Но, несмотря на ответ, что-то все равно этих людей роднит – как творцов, разумеется. Жанр и особенности творчества, в первую очередь – символизм, метафоричность, ум и проницательность картин. И самое главное - если Тарковскому, как на этой самой плите и написано, удалось увидеть и показать Ангела в своих работах, то у Триера, несомненно, получилось продемонстрировать Антихриста не просто как метафизический субъект, но как корень, неизменное семя, произрастающее в человеческом духе. И вот, наконец, первый абсурд. Несмотря на отсутствие всякой религиозности и столь гротескную визуальную составляющую, мы ставим Антихриста на полочку между Библией и Достоевским.
И, кстати, пору слов о религиозности «Антихриста». Антихрист, Сатана, дьявол выступает скорее не как религиозный, но как языческий, даже психологический символ. Вообще сильно сомневаюсь, чтобы творение фон Триера было религиозно по своей сути. Просто нужна определенная ссылка, символ, сконденсировавшийся в сознании зрителя настолько сильно и стойко, что вызовет немедленные аналогии и ассоциации. Чем понятие Антихриста, таинственного и хаотичного, не охватывает все режиссерские устремления? Ведь Триер не просто тычет пальцем – плохие, дескать, там, хорошие тут. Он выворачивает свои архетипы, Мужчину и Женщину, наизнанку, выдавливает из них всё инстинктивное бытие и максимализм, всю метафизическую сущность в максимальных пропорциях. Но действительно ли он оскорбляет Женщину ее естеством? А может, все-таки боится и преклоняется? А может, Женщина – это даже не абстрактный прототип, а банальное восприятие ее стихийной природной сущности режиссером? Для меня эти вопросы все еще открыты.
Постскриптум
Быть архетипом блаженного идиота или тщеславного психопата в глазах общественности – страшное и странное бремя. Как и всё творчество в целом – ведь оно не наклоняется и не нашептывает продукты своей случайной деятельности, не бубнит себе в ус, потрескивая пламенем размышления, оно клеймит и самоопределяет. Оно формируется во взаимодействии Антихриста и Бога внутри творца. И когда поэт бьется в метаморфозической истерии, силясь охватить всю область определения своей мысли, но, одновременно, не пытаясь поломать рамки своего стиля, то, как правило, либо сама квинтэссенция его бытия как Творца, как своды собора, рухнет, либо он сможет трансформироваться в истинного художника, который увенчает Идею своим талантом и покрошит ее и в лапоть простому обывателю, и эстету на гравированное блюдечко. И пускай жертва далеко не всегда означает жертвенность, и подобная истерия ничто иное как только риск без конца и края, но внутри масштаба перехода от поэта к поэту истинному без него нельзя. Либо надежды тщетны, все на свете закономерно, а общество отравлено своей инертностью к чуду, либо... Либо поэт идет на самоопределяющую его жертву и воссоздает все в первозданном виде, как проявилась его фантазия и психика, как можно мощнее и жестче, боясь спугнуть дыхание подлинности. И вот та самая концентрированная подлинность – она-то, господа, и определяет творчество, которое конкретизирует Человека как Художника.
@ Mon, 27 Sep 2010 18:17:46 +0400
Почти всегда - сложно для восприятия, особенно здесь - последний абзац. Но как раз это и привлекло, как ни странно...
Это совсем другое дело. Этой рецензии ставлю плюс.
Ух, чувствую, отлично написано. Эх, жаль, не все понимаю. Конечно+.
Ух, чувствую, отлично написано. Эх, жаль, не все понимаю. Конечно+.
Большое спасибо))
"Хаотичные толчки" писала сразу после просмотра увидел из далека мерцающие очки З.Фрейда))))
Не пойму от чего там может выворачивать наизнанку? От отрезанных определенных частей тела? Так этим не удивишь, такое уже было в Японском кинематографе "Легенда о Нараяме" . У Триера же клиника сплошная или психиатрический эксперимент мужа над женой)))) чем он закончился? каких чертей он выпустил? отсюда вывод - мужики не экспериментируйте над своими половинками)))))
"препарация" - это помесь препарирования с папарацци?
"отточены на высшем уровне", "безжалостно вырезает с корнем, и в таком виде, как вырвал, показывает зрителю..." и прочие сочиненные выражения придают кислый вкус, а использованные устойчивые выражения - пресный.
в целом рецензия напоминает милую попытку скромной, но не без внутреннего достоинства, семейной пары с покряхтываниями и натугой нагнать ушедшую юность под руководством глянцевого издания "Камасутры" - на иллюстрациях все красиво, но лучше не перед зеркалом)
"Хаотичные толчки" писала сразу после просмотра увидел из далека мерцающие очки З.Фрейда))))
Не пойму от чего там может выворачивать наизнанку? От отрезанных определенных частей тела? Так этим не удивишь, такое уже было в Японском кинематографе "Легенда о Нараяме" . У Триера же клиника сплошная или психиатрический эксперимент мужа над женой)))) чем он закончился? каких чертей он выпустил? отсюда вывод - мужики не экспериментируйте над своими половинками)))))
Если честно, то я поверила мысли Триера, которая описана у меня в рецензии. А символы, которыми он ее доносит... Если честно, то собственному существу невозможно смотреть в глаза, когда они наполнены ТАКОЙ реализацией))
"препарация" - это помесь препарирования с папарацци?
"отточены на высшем уровне", "безжалостно вырезает с корнем, и в таком виде, как вырвал, показывает зрителю..." и прочие сочиненные выражения придают кислый вкус, а использованные устойчивые выражения - пресный.
в целом рецензия напоминает милую попытку скромной, но не без внутреннего достоинства, семейной пары с покряхтываниями и натугой нагнать ушедшую юность под руководством глянцевого издания "Камасутры" - на иллюстрациях все красиво, но лучше не перед зеркалом)
Боюсь, что мой скромный литературный талант не потянет много букв без устоявшихся выражений... Если вы заметили, то все мои труды страдают от "лучше не перед зеркалом".)
За название и общие правки спасибо.
"вот я кроме Догвилля и Поющей в темноте ничего у него не оценила. ни "Антихрист",
ни "Рассекая волны" -эта ваша фраза из одного комментария.так что же не прошло и года -оценили? одно лицемерие сплошное
"вот я кроме Догвилля и Поющей в темноте ничего у него не оценила. ни "Антихрист",
ни "Рассекая волны" -эта ваша фраза из одного комментария.так что же не прошло и года -оценили? одно лицемерие сплошное
Это уже моя пятая рецензия, которой вы ставите "-". Вам можно и без комментария, спасибо.