Буду краток - фильм произвел на меня впечатление, которое не производил ни один иной фильм.
Паззолини один из самых неоднозначных режиссеров, некоторые его фильмы, такие как "Теорема" и "120 дней содома" нельзя смотреть без отвращения, но смотришь не отрываясь.
Классические греческие сюжеты обычно преподносятся всегда однообразно - красивые классические греки, с рельефными мышцами, необычайно прекрасные гречанки - талия осиная, грудь высокая, симпатичные боги, громоподобные эффекты при появлении какого-нибудь Зевса или
Аполлона, герои в доспехах льют кровь, всюду статуи и храмы с колоннами...
Неожиданно не похож на Грецию мир , в котором снят "Эдип"...сначала пыльный дворик военного городка, где рождается молодой Эдип, сын офицера...сменяется пустыней в Марокко, где происходит основное действие греческой трагедии.
Эта совершенно нетрадиционная трактовка Древней Греции - как не странно - не отталкивает привычного к другому антуражу зрителя, она напротив - полностью и целиком погружает его в сюжет , который современный нам гений Паззолини озвучивает через более чем 2000 лет после Софокла. Необычна внешность Эдипа, а его мать - ставшая его женой - женщина совершенно особенной красоты, актриса Сильвана Мангано, в каждой черте лица и в каждом движении которой царит та самая обреченность, тот рок, который несмотря ни на что довлеет над ними. И с каждым кадром фильма становится все страшнее, и видна неизбежность расплаты, и смерть , и слепота....и вот - Эдипа ослепленного - переброшенного так неожиданно в наше время, ведет по городу его детства мальчик-поводырь.
Лишний раз переосмысливаешь греческого трагика, начинаешь понимать все яснее и четче - ничего не изменилось. Рок царит над твоей судьбой, и что написано тебе богами Олимпа, или Невидимым Всевышним Богом - все исполнится, все свершится, и поведут тебя, ослепленного,как Эдипа по пыльным и сухим улицам.
Мне кажется, Пазолини как раз и добивался аутентичности в изображении Греции. Наши расхожие представления о ней (описанные в начале рецензии) взяты из мифов и из красивых картинок. Греция как раз больше похожа на Марокко. Кроме оливы там и не растет ничего.
В фильме меня как раз подкупила эта духота и пыльность древней Греции, больше похожей на восточную деспотию, чем на красивые республики из книжек. Я уверен, что Пазолини как мастер передачи эпохи не случайно всё изобразил именно так. Большое уважение ему за это.