Простенький на первый взгляд фильм о конфликте инспектора ГАИ (советского, конечно) Петра Зыкина (С. Никоненко) и директора станции техобслуживания Трунова (Н. Михалков). В СССР можно выделить целый жанр фильмов о производстве. Ну там... про железнодорожников, рабочих и ИТР заводов, пожарных, чиновников и т.д. А! Вспомнил: "производственная драма" - по-моему где-то слышал. Так вот на первый взгляд "Инспектор ГАИ" является чем-то вроде производственной драмы из серии "рабочие будни гаишников".
Сейчас, когда ГАИ
стала не просто госструктурой, а частью культуры, элементом народного фольклора, этот фильм возможно смотрится несколько наивным. Но лично я пересмотрел его с неизменным удовольствием. Почему?
Во-первых конечно из-за игры актеров. Никита Михалков, Сергей Никоненко и Олег Ефремов. В общем-то фильм и состоит из их диалогов и тирад. Особенно "жжет" Никита Сергеевич. Мне легче насладиться в полной мере фейерверком его актерского таланта, ведь я не был поражен вирусом эпидемии "михалковогрязеполивания". Талантливейший человек. Я бы все ему прощал за один только "Свой среди чужих", но даже помимо этого во всех его работах можно найти нечто талантливое, если не забивать голову предубеждениями и не мыслить штампами.
В комментариях к "инспектору" мне довелось прочесть саркастическое: "барин сыграл самого себя". Ну и не дает же покоя некоторым (довольно многим) людям личность Михалкова. Он же не задавил джипом беременную жену тех, кто воспылал к нему "праведным гневом", не обматерил чью-то старуху-мать. Люди почему-то думают, что они вправе считать потраченные им деньги, судить справедливость цели назначения этих денег. Причем из всех влиятельных людей на Михалкове фокусировать это внимание почему-то особенно модно. Зависть что-ли?..
Но мы отвлеклись) Никоненко играет скромного, простоватого, но принципиального сотрудника ГАИ. Нарушил - отвечай по закону, будь ты хоть Щелоков. Этакий Серпико по советски.
Он не ловит звезд с неба, не особо красноречив и эрудирован, невзрачен с виду и вообще рыжий;) Но он имеет принципы и чувство собственного достоинства. Бывает что и "маленький" человек может многое. Даже если ценой тому будут неприятности сестры, понижение в должности, исключение из секции мотогонщиков и недопонимание с девушкой. А иногда и посерьезнее...
С ним все просто, он трогателен в своей наивности: "Я знаю, что я на своем месте такой, а другой на своем тоже такой, и еще и еще... может тогда и будет как надо?" Он придрался к Трунову не из неприязни, не из зависти, ничего личного, только бизнес.
Роль Михалкова куда сложнее. Отрицательную роль негодяя-нарушителя Никита Сергеевич силой своего актерского таланта превратил в сложный многоплановый образ. Почти гамлетовского масштаба. Без иронии! Он здорово показал метаморфозы внутреннего мира своего героя. От досадного раздражения (сверху вниз в бинокль: эй, кто это там ползает, ходить мешает?!) до переосмысления смысла бытия, а также отношений с женой и друзьями. "Одним можно, а другим нельзя!" - это он пытался сначала объяснить инспектору, а потом задумался сам.
Особенно сильно смотрится сцена, когда Трунов, выпивший и погруженный в свои проблемы, приехал на день рождения к другу, если так можно назвать круг его общения. Сами они себя считают неким пантеоном богов городка. Влиятельных людей, поддерживающих друг с другом взаимовыгодные связи: Трунов - автомобильный бог, Кто-то еще продуктовый, к примеру, и т.д. Они все радуются остроумной шутке с применением мальчика с жезлом и в рыжем парике, но еще не знают, что Трунов - уже не один из них. Он не биоробот пластмассового мирка мещанства. У него есть чувства: злость, человеческое достоинство... отчаяние от бессилия увязать свою зрелую логику понимания мироустройства с примитивными принципами инспектора, которые тем не менее всколыхнули глубины совести самого Трунова.
- Ты у нас автомобильный бог, но есть и более могущественные боги на нашей грешной земле, одумайся, среди людей живешь!
- Это вот это люди? (надевает рыжий парик, снятый с головы мальчика) ЭТО ВОТ ЭТО ЛЮДИ?!?! Твари... тьфу...
Чем больше вникаешь в происходящее на экране, тем сильнее осознаешь, что это уже не просто фильм о ГАИ. Это философская притча о реалиях жизни, несправедливости бытия.
Одним можно, а другим нельзя. Сын прокурора области давит трех женщин на пешеходном переходе и вероятно не сядет. Одним можно, а другим нельзя.
И грустно становится, когда понимаешь, что в кино все представлено в куда более радужном свете, чем в жизни.
@ Mon, 01 Nov 2010 16:53:34 +0300
Камрад! Масть пошла? Вторая реца за коротки промежуток времени и опять в яблочко)))) так держать)))
Камрад! Масть пошла? Вторая реца за коротки промежуток времени и опять в яблочко)))) так держать)))
У меня даже тема есть, по этому фильму, прошу ее считать иллюстрацией))))) может хоть так она сгодится http://www.kinokopilka.tv/forum_topics/12501
<ведь я не был поражен вирусом эпидемии "михалковогрязеполивания" (и т. д.)> - честное слово, как бальзам на душу - порадовал, по поводу рецензии, прочитал на одном дыхании - понравилось...
(+)...
В тему к "местным божкам" - я только сейчас заметил, что на Михалкове американская, армейская куртка "М65" хотя "железный занавес" рухнул в конце 80-х, даже такая маленькая деталька в полной мере отражает название рецензии.
<ведь я не был поражен вирусом эпидемии "михалковогрязеполивания" (и т. д.)> - честное слово, как бальзам на душу - порадовал, по поводу рецензии, прочитал на одном дыхании - понравилось...
(+)...
В тему к "местным божкам" - я только сейчас заметил, что на Михалкове американская, армейская куртка "М65" хотя "железный занавес" рухнул в конце 80-х, даже такая маленькая деталька в полной мере отражает название рецензии.
Спасибо)