В далеком 1957 г. тогда ещё малоизвестный режиссер Стэнли Кубрик выпускает в широкий прокат картину, которая стала одним из первых его произведений, затрагивающих антивоенную тематику, и — вот уж действительно ирония — личной "Тропою славы". До этой картины были и "Поцелуй убийцы" и "Убийство", но эти картины были заявками на победу начинающего режиссера, а вот после "Троп" его стали рассматривать как значимого режиссера. В то же время эта картина как-то остается в тени остальных и, на мой взгляд, весьма
не заслуженно. Ведь действительно, сержанта Хартмана знает каждый второй кинолюбитель, а вот спроси их, кто такой полковник Дакс или генерал Миро, и скорее всего вам не дадут правильный ответ. До недавнего времени и я (чего греха таить) относился к первому лагерю и про картину "Тропы славы" не знал, отчего знакомство с ней было весьма интригующим. Итак, спешу поделиться с вами впечатлениями от увиденного.
На первый взгляд, Кубрик снял картину про Первую мировую войну. С её бессмыленными, ожесточенными битвами на ограниченных участках суши, с маниакальным желанием пробить бреши в обороне противника и углубиться на максимальную глубину во вражескую территорию, не считаясь с потерями. Внешне — да, здесь все так и выглядит. Тут и бездарные генералы, и честные вояки, и простые солдаты. И своя "окопная" правда. Но на самом деле за этой ширмой спрятана картина, обличающая существующее государственное устройство. Ведь вся картина, по сути, это срез различных социальных прослоек. Снимите с генералов форму и оденьте их в костюмы от "Бриони", и вот перед вами топ-менеджмент какой-нибудь трансконтинентальной корпорации, который никак не пересекается с обычными гражданами, да и мыслит по-другому. Где-то идет война (захват рынка), а у них балы (переговоры). Кто-то гибнет в атаках под пулеметным огнем (дедлайн, выполнение бизнес-плана), а у них это всего лишь учтенная погрешность, мало влияющая на бонусные выплаты. Внешне либеральные, внутри абсолютно прогнившие, без каких-либо моральных принципов. Они готовы уничтожить любого, даже ни в чем не повинного, ради удовлетворения своих амбиций.
Представлены и "белые воротнички", и самый яркий их представитель — полковник Дакс — человек с убеждениями. Человек, для которого люди ещё представляют ценность не в качестве "пушечного мяса". Дакс — связующее звено между высшим обществом и низами. Дакс олицетворяет "средний класс" с его попытками вразумить элиту отказаться от самоубийственных планов в начале, до попыток придать вопрос о наказании невиновных (хоть какое-то) в какое-то правовое русло. Его герой — предтеча правозащитников всех мастей и борцов за права человека. Но, как это часто бывает в нашей жизни, его пламенные речи, веские доводы, резонные вопросы так и застревают где-то в вязкой оболочке из черствости, формальности, равнодушия и бесчеловечности, окутавшей представителей элит.
Показателен и судебный процесс, ярко демонстрирующий, какая на самом деле "самая независимая судебная система". Суд, проходящий в замке, поражает своим фарсом, и не зря пол напоминает шахматную доску. Стоящие на ней безвинные жертвы — всего лишь пешки в игре элит, где одни пытаются доказать другим, что пешки существуют, и тоже, хотя бы призрачно, должны иметь надежду на справделивость. Наша с вами современная история может сходу выдать десятки примеров такого суда (например, свежее дело Бута). А ведь, обратите внимание, картина снята 1957 г.
Ну, и в конце собственно "синие воротнички", которые как обычно безропотно принимают удары судьбы. Случайные жертвы большой игры. Они даже не пытаются сопротивляться, не пытаются бежать. Они просто ждут, когда их расстреляют. Рассуждают о несправедливости, о злом роке, о том, как хорошо дома, и побыстрее бы война закончилась, но при этом абсолютно ничего не предпринимают для своего спасения.
Лента Кубрика прежде всего не столько о войне, сколько о несправедливости, творящейся в государственной системе управления, в которой любой руководитель предпочтет прикрыть себя спиной подчиненного. И каждый вышестоящий руководитель оказывает давление на нижестоящего, дабы перешагнуть на следующий уровень «троп славы».
И все было бы весьма мрачно, если бы не финальная сцена, которая дарит нам надежду, что искусство в его разных проявлениях способно пробудить любовь и сострадание к ближнему. Растопить черствые, закостенелые сердца и, наконец, увидеть ЧЕЛОВЕКА!
@ Sat, 04 Dec 2010 02:22:21 +0300
Поскольку мой оппонент весьма достойно отразил все достоинства этой картины, постарался представить немного другой взгляд. Как получилось решать Вам. И Сюр спасибо за первый +
Отредактировала
Слушаю сейчас очень торжественно-трагичную
музыку, и реца пошла очень под стать ))
Плюс )
Отредактировала
Слушаю сейчас очень торжественно-трагичную
музыку, и реца пошла очень под стать ))
Плюс )
спасибо
Поскольку мой оппонент весьма достойно отразил все достоинства этой картины, постарался представить немного другой взгляд. Как получилось решать Вам. И Сюр спасибо за первый +
ага. и как их теперь сравнивать?))
ага. и как их теперь сравнивать?))
))) отвечу в стиле ВВП - объективно)))
Понравились параллели между разными формами капитализма ("империализмом" и "постиндустриализмом" ). Содержание картины раскрыто короткими, но ёмкими фразами.
Краткость - сестра таланта.
(+)...
SYRDON, прекрасная рецензия. Не буду расхваливать. В прошлом столетии нашли Кумранский Список.
Может найдут и Список рецензий Кинокопилки где-нибудь на Белом Острове и среди них будет Ваша...
С поклоном, TEKTONIC. +
Я поставил + и Вам, и Трем товарищам. Не могу считать вас обоих оппонентами. Оба текста друг друга дополняют. И это радует.
мда, Алан, пора менять работу ))) набила тебе оскомину видать эта корпоративная система )))
а то ещё глядишь и революцию устроишь местного масштаба
себя, небось, уже с полковником Даксом ассоциируешь?? ))