Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Sweeterthandevil thumb
10/10

ЖИЗНЬЮ ПРАВИТ ЛЮБОВЬ

Рецензия на фильм «Фонтан»

94 thumb

В первый раз я посмотрела "Фонтан" и осталась в легком недоумении.

Во второй раз я посмотрела "Фонтан" и мое понимание осталось не менее скупым (как оказалось в ходе дальнейших исследований).

На третий просмотр "Фонтана" что-то начало срастаться...

На четвертый просмотр картине пришло время открыться.

Естественно, ведь только плохие картины имеют особенность не открываться со временем или слишком торопиться с непосредственным «обнажением сути») И вот, через несколько лет, после пятого просмотра, я поняла, насколько

этот фильм личный для любого увидевшего его человека.

Страшно, сложно, невыносимо просто и легко (ведь возможно преследовать не результат, а сам процесс исследования) давать ответы на вечные вопросы. Это длинные тропы, в которых, как в одном невообразимом клубке аллюзий и аллегорий, завихрений неверных пут и путей, запутаться, солгать - обыкновенное дело. Глобальность – в деталях, а когда мыслишь в масштабах жизни, вечности, смерти, бессмертных панорам Вселенной… Нужно смотреть сверху на всё это, но, думаю, это уже – божественная инициатива.

"Фонтан" следует воспринимать гораздо проще, нежели может показаться. Сам режиссер неоднократно утверждал: "Деления, расшифровки, доходящие до абсурда... По-моему, это всего-навсего фильм о любви, наполняющей и одушевляющей всё наше существо". Но не суть ли беспечность подобные утверждения, когда "Фонтан", несомненно, полон тысячей подтекстов, метафор, символов и едва уловимых контуров? Пирамида, скрытая в южноамериканских лесах, Древо, герой многочисленнейших общечеловеческих мифологий, сферы и кольца, замыкающие в себе неподвластную незамкнутости вечность?

Эпизоды с книгой кому-то покажутся туманными и размытыми, но с чего бы? Книга Иззи не зря называлась именно «Фонтан» ("Fountain", в переводе с английского - "источник"). Этот таинственный, сакральный труд поддерживался столпами мироздания. Он заключил в себе предсмертную агонию любящего человека, соединил смерть и жизнь и, в какой-то степени, подменил эти понятия друг другом. Поиски вечности, в конечном счете, заканчиваются (и, насколько мы может судить, - успешно) посредством чрессмертных инициаций, в которых непосредственное участие принимает величайшая жажда жизни, ее наполнение и осмысление - любовь. Парадокс? *послушно бубнит* Парадокс... Да нет здесь никакого ровным счетом парадокса.) С философской (в лучшем из смыслов этого слова), по крайней мере, точки зрения. Достаточно просто разграничить понятия жертвы и жертвенности. .

"Шибальба была полна ловушек и опасностей. Даже дорога в Шибальбу была смертельно опасной: по пути нужно было пересечь реку, наполненную скорпионами, затем реку, наполненную кровью и реку, наполненную гноем. Затем путешественник попадал на перекресток четырех дорог, которые разговаривали с целью испугать и обмануть путника. Преодолев все опасности, путник попадал в совет Шибальбы, членами которого были владыки Шибальбы. Рядом с ними сидели искусно выполненные чучела, чтобы унизить путников, которые по ошибке приветствовали манекенов. После приветствия путнику предлагали присесть на скамью, которая на самом деле была раскаленной плитой для приготовления пищи. Так владыки Шибальбы развлекались со своими гостями перед тем, как отправить их на одно из смертельных испытаний... По мифам Шибальба состоит из 9-ти слоев или уровней. Представлялась змееподобной пещерой или гротом. Вход был — крутой обрыв, предположительно скала. В Шибальбе находились так называемые «Дома испытаний», где человека подвергали пыткам. Сама суть Шибальбы в том, чтобы через пытки отучить душу человека от тела".

Вам ничего не напоминает?... Но, перед тем, как окончательно оставить этот вопрос, следует сказать еще кое-что. В общей сложности, "Фонтан" есть череда ОТВЕТОВ на поставленные режиссером вопросы, настолько тщательно им зафилигрированные, что, в силу пытливости зрительского ума, фильм неизменно обрастает новыми, воображаемыми. Потому следует сразу разграничить действительно и рожденное дыханием фантазии. Тем более, что, как оказалось, с подлинным, истинным, неиллюзорным «Фонтан» ни в коей мере не лукавит.

«Он видел перед собой только смерть», - так заканчивалась глава 11 недописанного труда умирающей девушки (Рейчел Вайз). Она, уже умирающая, холодная, в преддверии смерти, просит написать последнюю, 12-ую главу, финал книги... Финал?Закончить? Но ведь все уже кончено!... Как бы не так) Очередная истина, открывающаяся только под непримиримо ясным и внимательным наблюдением. Иззи просит Тома закончить последнюю, 12-ую главу книги, лишь потому, что, возможно, она догадывалась – когда-нибудь и ему придет время понять, что она подразумевала, указывая на туманность Шибальба. «Смерть – это путь к благоговению…». Сопоставляем... Делаем вывод... Видите? Святая простота! И именно здесь мы и обратимся к сценарно-концептуальной части «Фонтана».

Nota bene: Крео в переводе с латыни значит "я творю"

Этот фильм можно смотреть наоборот. В том плане, что, как правило, суть каждой геометрической формы, каждого символа раскрываются до эпизодов, непосредственно ее содержащих, и сам фильм превращается в сплошную череду подтекстовых «флешбэков», что, вкупе с невообразимо прекрасным видеорядом, бесповоротно гасит даже самое чистое (или беспечное – для владеющих оригиналом)) сияние зрительского разума. Фильм прост, не несет никаких сложнейших в своем роде истин, но эта простота упакована, упрятана, скрыта от глаз людских как можно глубже в картинку, в символику, в геометрию, в гармонию всего вышеприведенного… Тут вынуждена признаться – 5 просмотров, приведенных мною в прологе – отнюдь не гипербола. Все мысли и размышления, вечные вопросы, которые ставит перед нами режиссер - второстепенны, подчинены главной мыслью, которая проста, ясна и изящна. А именно - тема любви, конечно же! Ибо «Фонтан» своей интеллектуальностью по большей части обязан именно своей завихренностью, своим сценарным ходом. Ну, и некоей… Одухотворенностью, что ли. Сам Аранофски говорил, что "здесь, возможно, не более того, во что я просто верю». Таким образом, «Фонтан» - своеобразная Библия «по Аранофски» (кстати, множество простейших в своем роде аналогий можно провести и здесь).

Что такое музыка "Фонтана" описывать словами не имеет смысла. Абсолютная гармония симфонии и замысла. Иногда настолько пронзительная, что разрывает сознание своим полным и безукоризненным совершенством. Клинт Манселл (Реквием по мечте) показал, возможно, высшую точку своего таланта, пик, триумф, зенит своих возможностей. Многие, помнится, писали на странице фильме, что музыка повергает их в шок, выдавливает слезы своим оригинальным, неизведанным доселе, прекрасным звучанием...

Весь фильм, признаться, такой. Как прекраснейший, дивный сон, без надежды на пробуждение в реальности. "Фонтан" в крайней степени медитативен, ему надо открыться и дать поглотить себя, без остатка. Рейчел Вайз (жена, кстати, самого режиссера) и Хью Джекман на территории этого чуда, возможно, оставили свои лучшие роли.

Для изображения космических пейзажей Аранофски использовал макросъемку химических реакций. Взрывы и перемещение атомов, хаотичное движение вмещающих их молекул заключили в себе историю созвездий, небесных тел, вспышек в глубине космоса. Бесконечно малые величины, конца-края которым нет и не будет, совершили свой полный круг, объединив в себе с одной стороны – бескрайность, а с другой – замкнутость. О, окружность! Любопытнейшая, признаться, вещица) Аранофски помещает бесконечность в замкнутые линии и аллегории, разбросанные по всему фильму умелой рукой режиссера: обручальное кольцо, символизирующее вечную любовь, так и осталось на теле Тома, а сфера – не что иное, как купол любви (хотя сам Аранофски утверждает, что сфера - это... космический корабль (отказ режиссера от неромантичных "железобетонных" конструкций, парящих в невесомости, думаю, рационален). Последние 15 минут хронометража, кстати, - одно из лучших явлений мирового кино.) В плане смысловой наполненности, музыкального ряда, отображения, масштабного и эпичного (не в последнюю очередь в силу безупречного визуального ряда) всепобеждающей, охватывающей все пространство и "запространственное", силы любви. Ибо последнее, что делает Томми в глубинах туманности Шибальбы – отдает свою жизнь Иззи (опять же возвращаясь к библейски сюжетам).

Потому что если не жизнь, то любовь – нетленна и вечна. Ведь жизнь поглощает жизнь, чтобы продолжиться, а смерть – лишь акт творения, неминуемое выливающийся в живое дыхание новорожденного бытия. И, хотя истина и не бывает простой, в нашем случае... Она проста. Мантры, смыслы, подтексты... К черту их) Есть вещи важнее, проще и шире. Из области определения "философии жизни".)

И мы знаем это. Благодаря таким шедеврам, как "Фонтан".

@ Tue, 07 Dec 2010 23:04:10 +0300

Комментарии к рецензии (22)

SweeterThanDevil
  • Кинокритик
  • Tue, 07 Dec 2010 23:05:10 +0300

Исправленное и дополненное rolleyes

Cryden
  • Киновед
  • Tue, 07 Dec 2010 23:35:46 +0300

Прошло почти два месяца как я прочитал последнюю рецензию... Поражен, что решил открыть первую попавшуюся, и ею оказалась твоя, Сюррелия. Прочитал с большим удовольствием. Даже мне, тугодуму smile , оказалось в этот раз все под силу. Получил большое удовольствие!
Много раз этот фильм попадал в поле моего зрения, но я его отпихивал в пыльный угол ввиду не самых лучших рекомендаций. Теперь исправлю этот недочет. Обязательно посмотрю.
Есть фильмы, которые с первого раза не осмыслить. И при каждом следующем просмотре открывается что-то новое, что пропустил ранее. Один такой фильм я уже просмотрел свыше 50 раз. И, видимо, это не предел...
З.Ы.1. Почему-то приходит на ум "Божественная комедия".
З.Ы.2. Мне кажется, что "Нагорная проповедь" самая мелодичная. Но может быть все дело в нас?!

Спасибо!

A0903
  • Р.Модератор
  • Tue, 07 Dec 2010 23:36:05 +0300

Это какая версия? smile Использовать хим.реакции для съемок космоса,первым придумал Тарковский в "Солярисе" Арановский спер идею))))

Cryden
  • Киновед
  • Tue, 07 Dec 2010 23:40:20 +0300

Прочитал послесловие: теперь понятно откуда пришло слово "Креатив" =)

SweeterThanDevil
  • Кинокритик
  • Tue, 07 Dec 2010 23:40:21 +0300
Syrdon писал:

Это какая версия? smile Использовать хим.реакции для съемок космоса,первым придумал Тарковский в "Солярисе" Арановский спер идею))))

ну, если и спер, то сдел это из рук вон грамотно))

SweeterThanDevil
  • Кинокритик
  • Tue, 07 Dec 2010 23:44:06 +0300
Cryden писал:

Прошло почти два месяца как я прочитал последнюю рецензию... Поражен, что решил открыть первую попавшуюся, и ею оказалась твоя, Сюррелия. Прочитал с большим удовольствием. Даже мне, тугодуму smile , оказалось в этот раз все под силу. Получил большое удовольствие!
Много раз этот фильм попадал в поле моего зрения, но я его отпихивал в пыльный угол ввиду не самых лучших рекомендаций. Теперь исправлю этот недочет. Обязательно посмотрю.
Есть фильмы, которые с первого раза не осмыслить. И при каждом следующем просмотре открывается что-то новое, что пропустил ранее. Один такой фильм я уже просмотрел свыше 50 раз. И, видимо, это не предел...
З.Ы.1. Почему-то приходит на ум "Божественная комедия".
З.Ы.2. Мне кажется, что "Нагорная проповедь" самая мелодичная. Но может быть все дело в нас?!

Спасибо!

вот уж не ожидала услышать от вас.)
большое, человеческое спасибо)

P.S. а старенькую версию нельзя ли снести?) а то рецензия в одну строчку... непорядочек redface

Syun
  • Киновед
  • Tue, 07 Dec 2010 23:57:14 +0300
Surrelia писал:

вот уж не ожидала услышать от вас.)
большое, человеческое спасибо)

P.S. а старенькую версию нельзя ли снести?) а то рецензия в одну строчку... непорядочек redface

done

Bars2009
  • Киноакадемик
  • Wed, 08 Dec 2010 00:57:22 +0300

Простите, не понял? Все повторяется с каждой зимой?
Вы заставили однажды меня посмотреть это "невообразимо-прекрасное" зрелище - я написал тогда свой отзыв. Повторяться не буду, но и не буду ставить оценок. sad

SweeterThanDevil
  • Кинокритик
  • Wed, 08 Dec 2010 01:00:21 +0300
Bars2009 писал:

Простите, не понял? Все повторяется с каждой зимой?
Вы заставили однажды меня посмотреть это "невообразимо-прекрасное" зрелище - я написал тогда свой отзыв. Повторяться не буду, но и не буду ставить оценок. sad

Я переписала рецензию полностью, если вы подзабыли содержание оригинала.)
Кстати, на сегодняшний день могу точно сказать, что моя точка зрения чуть отдалилась от той восторженоо-трепетной, что была до этого.) Что помогло судить о фильме объективно и, надеюсь, удачно переписать тот ломоть.

A0903
  • Р.Модератор
  • Wed, 08 Dec 2010 01:30:02 +0300

нет пределу совершенству. Предлагаю Сюр, каждый год 31 декабря (кто-то ходит в баню) переписывать рецензию на Фонтан Это станет доброй традицией на КК.

Добавить комментарий