Эпоха «Короля-Солнца», Людовика XIV известна нам под названием «100 лет праздника». Развлечения, кутежи, сплошная «гульня», низкие понятия морали и приличия при дворе. Помпезность, самодурство, извращенные взгляды на женскую натуру, открытые интриги и сплетни, практически полное отсутствие интимного этикета - вот составляющие жизни Франции в эпоху правления Людовика XIV.
Стилизованной экранизацией жизни того периода становиться фильм «Ватель», режиссера Роланда Жоффе. Авторы сценария – Жан Лабрюн и Том Стоппарт берут за основу политическую
ситуацию в стране, на фоне которой разворачивается настоящая феерия, масштабный «праздник» с элементами любовных придворных интриг, это добавляет « перчинки» в драматургию фильма. Следует отдать должное историческим элементам, к которым обращались авторы. На протяжении всего фильма перед нами четко выстраивается историческая картина эпохи. Мы видим блеск, изобилие, и богатство персон двора, но тут же контраст – бедность тех, кто « вне милости» короля. «Жизнь в кредит» принца Конде показана нам в лице Вателя. Сюжетная линия завязывается именно здесь – визитом короля, но в замке Шантийи есть свой король, король праздников Ватель. Импозантный, широкий и большой, и в то же время шустрый и хваткий Ватель «дирижер» огромного оркестра слуг. Без сна и отдыха, ни минуты покоя, он отдан своему празднику целиком, и все только ради благосклонности короля. Но даже в этой суете находится место любви и интриги, которая заканчивается плачевно.
Слегка неудачно, как мне кажется, подобрана актриса на роль Анны де Монтезье, дерзкая и дикая Ума не смогла передать тот шик и красоту, ту яркость и женственность придворной француженки, фаворитки короля, которую требовала от нее роль. Не хватало в ней сладости, манерности, какого-то легкого шарма и пафоса, совсем не большого, но не хватало.
В суете и подготовке Ватель угождает королю, каждый день показан нам, как некое сражение за жизнь и признание. Сюжет идеально выстроен на особенностях и ценностях той эпохи. Хорошо прослеживается линия придворных интриг.
Техническое и художественное оформление заставляет «снять шляпу». С первого кадра мы наблюдаем шикарные костюмы, декорации, световое оформление и слаженную работу всех департаментов кинопроцесса. А главное преимущество в том, что декорации фильма в точности совпадают с истинным обликом и «внутренним миром» замка Шантийи. Костюмы полностью соответствуют эпохе . В нарядах актеров и актрис мы наблюдаем яркость, богатство, насыщенность и главное помпезность - именно эти черты полностью совпадают со стилем эпохи Короля-Солнца, законодателя моды. Дамы носят юбки, которые плавно расходятся к низу, декольте, которое оголяет плечи и широко открывает грудь. Прически женщин Франции того периода вроде и просты, но в то же время замысловаты, в моде кудри, которые аккуратно собраны в высокую прическу, украшенную диадемами, гребешками с камнями и драгоценными брошками. Мужчины – их особенность, это высокие напудренные парики и полное отсутствие бороды, в моде тонкие усики.
Масштабы департамента художников-постановщиков просто огромен. Департамент в совокупности с операторской работой создали шедевр, идеальный макет, яркий, насыщенный, а главное максимально схожий с подлинником.
Не плохая операторская работа. С помощью камеры и в дальнейшем монтажных склеек достигается некая яркость и интрига. Акценты и внимание на деликатные детали с помощью камеры придает фильму вкуса, сладости и горечи одновременно. Яркий пример операторской интриги - сцена совещания короля со своими маркизами и советниками. В течении некоторого времени зритель заинтригован, с момента начала фильма мы не видим лица короля, и вот казалось бы, по логике вещей пора показать лицо Людовика, когда зритель готов столкнуться с ним «лицом к лицу», мы видим короля со всех ракурсов, но только не в анфас. Прекрасный прием оператора раскрасил в яркие краски скучный эпизод совещания.
Но даже в самой большой бочке меда имеется ложечка дегтя. На протяжении всего фильма операторы обращают внимание на некую деталь, акцент на обувь. Но в чем подвох? Из исторических источников мы знаем, что каблуки красного цвета были запрещены Людовиком XIV, по закону их имел право носить только король. А мы наблюдаем наличие красной обуви, с красными каблуками практически у всех мужчин, и не только придворных, но и слуг. Оператор несколько раз делает акцент на этих деталях, снимая крупным планом обувь, и мы видим красные каблуки. Чье упущение судить не стану, то ли художников по костюмам, то ли режиссера и оператора.
Кульминация заставляет нас задуматься о том, кто же он, Ватель – создатель праздников или все же их раб. Двоякий смысл смерти Вателя дает толчёк к размышлениям на тему, в чем же все таки основная идея ленты.
@ Sat, 18 Dec 2010 23:49:08 +0300
Фильм пока не посмотрел!А рецензия понравилась,читается легко и интерестно.
Хорошо написано, но тяжело читать без раздробленности на абзацы.
P.S. А вы думаете, что красные каблуки снимались крупным планом не намеренно?
P.P.S. "департаментов кинопроцесса" - поставлена профессиональная речь, посмотрю.) Вы случайно не из той, закадрово-творительной реальности?)
Хорошо написано, но тяжело читать без раздробленности на абзацы.
P.S. А вы думаете, что красные каблуки снимались крупным планом не намеренно?
P.P.S. "департаментов кинопроцесса" - поставлена профессиональная речь, посмотрю.) Вы случайно не из той, закадрово-творительной реальности?)
На счет каблуков, я и говорю, кто-то в чем то ошибся.
А в плане деятельности, не из той, но где то рядом =)) работаю сфере кино и тв как раз за кадром))) и учусь параллельно))
На счет каблуков, я и говорю, кто-то в чем то ошибся.
А в плане деятельности, не из той, но где то рядом =)) работаю сфере кино и тв как раз за кадром))) и учусь параллельно))
Я имею в виду, что эта самая "красность" каблуков могла быть символичной и использоваться режиссером намеренно.)
Возможно, но в любом случае это упущение))( мое мнение) они максимально приблизили киноленту к документально подтверженной исторической действительности. А "каблуки" уже являются отклонением от истории=)
Возможно, но в любом случае это упущение))( мое мнение) они максимально приблизили киноленту к документально подтверженной исторической действительности. А "каблуки" уже являются отклонением от истории=)
Возможно, перед ответом стоит вчитаться в вопрос, возможно, даже вдуматься?
Да я поняла о чем вы, я же говорю, что я считаю это упущением, но это лично мое мнение, я бы сняла по-другому=)) А что имел ввиду режиссер это уже другой вопрос =))