Под гром фанфар и барабанов в честь 65- летия Победы над нацистcкой Германией, отмеченной в Кремле премьерой «великого фильма о великой войне», поставленного за десятки миллионов долларов председателем союза российских кинематографистов, скромно и незаметно, без громогласной рекламы, вышел в прокат фильм Владимира Хотиненко с коротким названием - «Поп». Фильм по сценарию Якова Сегеня основан на реальной судьбе реального человека, о трёх годах из его долгой и многострадальной жизни. Хотиненко этим фильмом, по моему мнению, искупил свой грех,
который допустил своей предыдущей картиной - лубочной пропагандистской агиткой в стиле фэнтези - «1612», которую он сваял к фальшивому празднику - Дню народного единства 4 ноября.
В картине прослежен значительный временной отрезок Великой Отечественной войны, все три долгих года оккупации западных областей России, но войны, как таковой, мы практически не увидим. Солдаты вермахта в этом фильме гораздо чаще щелкают затворами фотоаппаратов, чем винтовок. Немцы на танках и мотоциклах без боя уже на третий день войны войдут в латвийскую деревню, где их встречают хлебом-солью и цветами. В деревню, где живет и служит русский православный священник - отец Александр Ионин.
Красноармейцы целыми батальонами, строем, под белым флагом сдаются в плен. Германское министерство пропаганды создает специальную миссию по возрождению религиозной деятельности на оккупированной зоне «безбожной» России. Вот ведь ирония истории – и в Советском Союзе, когда приперло, озаботятся возрождением церкви! Недоучившийся семинарист обратится к народу впервые, как к братьям и сестрам, а в 1943 году будет избран Патриарх Московский и Всея Руси - Сергий Старгородский. Тем самым и Рижская митрополия по статусу подчиняется Московскому патриархату. Тоже коллизия!
Совершенно понятно, если взглянуть на карту европейской части СССР, почему именно из Прибалтики вслед за вермахтом вернулись на оккупированные земли православные священнослужители. Где еще в то времена могли сохранить свою веру, да и саму жизнь, православное священство и монашество? После 1920 года именно в лютеранских Финляндии, Эстонии и Латвии, даже в католической Литве сохранялись и действовали свободно православные церкви и монастыри. Спасо-Преображенский монастырь на Валаамских островах, находившийся до 1940 года в Финляндии, не был превращен в концлагерь, как Соловки.
Печорский район Псковской области также оказался на территории буржуазной Эстонии и в нем древние города - Изборск и Печоры. Там появился на свет и получил церковное воспитание покойный патриарх РПЦ Алексий II. Часть тех же Псковской и Новгородской областей в течение 20 лет относилась к Латвии. В Риге находилась резиденция митрополита. Благодаря этому, там благополучно сохранились православная жизнь и культура. Именно в такой деревне Тихое, где большинство населения было русским, но жили также латыши и евреи, и служил русский поп – отец Александр.
И года не прошло после аннексии Советским Союзом прибалтийских государств, а тут новая оккупация! И на три долгих года! Можно представить, какие громы и молнии обрушатся на мою седую голову, если я осмелюсь как- то сравнивать два тоталитарных режима до 22 июня 1941 года друзей и союзников – братьев по оружию. Имеющий глаза - да увидит! Смотрите внимательно на экран и делайте свои выводы! Я лишь выскажу необходимые слова уважения и восхищения актерскому подвигу Сергея Маковецкого. Он создал удивительно скромными средствами поистине грандиозный народный образ.
Отец Александр и его попадья – матушка Алевтина (ее замечательно играет Нина Усатова), мало того, что сами родили и воспитали троих сыновей, но и принимают в свою семью одного за другим десяток сирых и убогих ребятишек. Три года оккупации в псковском селе Закаты (бывший колхоз им. Воровского), где он восстанавливал поруганную большевиками церковь (Клуб им. Кирова). Там он не заискивал перед немцами, не боялся партизан, отказывался отпевать убитых полицаев и поддерживал словом и хлебом заключенных соседнего лагеря военнопленных.
Христианское смирение, житейская мудрость и человеческая порядочность определяли его поступки, порой отчаянно смелыми. Он удочерил крещенную им еврейскую девочку Хаву – Еву. Прекрасно ее играет Лиза Арзамасова. Он даже смог заранее отпустить грех смертоубийства - собственного убийства в храме, и тем заслужил уважение народного мстителя Алексея (Кирилл Плетнев). Ему даже исповедовался, но не покаялся, изменник родины – полицай, кстати, бывший местный милиционер.
Так уж повернулась судьба, что куратором православной миссии был назначен тоже неоднозначный человек – полковник Фрайгаузен (Анатолий Лубоцкий). Ничего удивительного нет в том, что этот остзейский немец, рожденный в Российской империи и крещенный в православии, всячески симпатизирует отцу Александру. Для него, немца по происхождению, Россия, все-таки, Родина (третью часть населения Прибалтики и Санкт-Петербурга до первой мировой войны составляли именно немцы). Но и с ним отец Александр решительно разругается, когда не сможет, как Св. Николай Мирликийский, остановить в селе показательную казнь партизан.
Естественно, когда в 44-м село освободят, попа арестуют и отправят на многие годы в лагеря. Что его ждет там, в долгие годы заключения, мы не увидим, но даже тот допрос с пристрастием, который проводит комиссар партизанского отряда, пожалуй, самая жестокая сцена фильма. Он вернётся на Псковщину уже в конце семидесятых, и последние годы жизни проведёт в Псково-Печорском монастыре. Замечательный памятник церковно-крепостного зодчества, который распростер свои стены-крылья на холмах и крутых оврагах. В монастыре - самый суровый устав на западе России, многие его монахи и настоятель также прошли через Гулаг.
Очень хороший, серьезный и печальный фильм, но не могу не сказать об основном его недостатке. Мой упрек оператору, который снимал эту картину в какой-то рекламно-открыточной манере. Слишком яркая, лакированная картинка. Слишком много красивостей. Хотелось бы несколько приглушить, а то и вовсе убрать цвет, чтобы более достоверным, как бы документальным, было изображение эпохи времен Великой отечественной войны. А ведь Владимир Хотиненко раньше умел замечательно передавать колорит эпохи. Вспомните его «Зеркало для героя»!
@ Thu, 23 Dec 2010 00:13:04 +0300
Большое спасибо! Мне очень понравилась рецензия, и даже обогатила новыми фактами)) +
Очень понравилось прочитанное, как и сам фильм, отлично вписались история, немного спойлеров, знание темы и очень точное замечание оператору.
(+)...
автор много говорит о христианском смирении, о любви и христианстве...
думаю, Сергий Радонежский, отправивший своих чад на смертный бой с врагами, с удовольствием объяснил бы ему о разнице между человеколюбием и трусостью.
Маковецкий - отличный актёр, но фильм,- гадость.
человек, восхваляющий эту шнягу, - низкий и никчемный. и Бог ему судья.
Спасибо за рецензию! Узнал много интересного из истории. Фильм не видел, но теперь обязательно посмотрю.
(+)
автор много говорит о христианском смирении, о любви и христианстве...
думаю, Сергий Радонежский, отправивший своих чад на смертный бой с врагами, с удовольствием объяснил бы ему о разнице между человеколюбием и трусостью.
Маковецкий - отличный актёр, но фильм,- гадость.
человек, восхваляющий эту шнягу, - низкий и никчемный. и Бог ему судья.
Когда я натыкаюсь на такое противоречие, я обращаюсь к официальному мнению Церкви:
"На церемонии открытия Всемирного русского народного собора, состоявшейся 25 мая 2010 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вручил режиссеру-постановщику фильма «Поп» В.И. Хотиненко Патриаршую премию в области киноискусства за 2010 год.
Вручая режиссеру наградной знак кинопремии, Предстоятель Русской Церкви напомнил, что вышедший недавно на экраны фильм посвящен судьбе священника Псковской духовной миссии. По словам Его Святейшества, главный герой картины, оказавшись поневоле на захваченной территории и осуществляя пастырское служение под контролем враждебной оккупационной власти, «помещен авторами в контекст самого страшного национального испытания XX века, а может быть, всей нашей истории — в контекст Великой Отечественной войны».
«В фильме сказано о том, что не бывает черно-белого цвета в изображении реальности — реальность намного сложнее», — сказал Святейший Патриарх Кирилл, подчеркнув, что создатели ленты постарались «показать сложную реальность достаточно объективно и художественно».
Сердечно поблагодарив В.И. Хотиненко и всю съемочную группу за «замечательный фильм», Предстоятель особо отметил исполнителя главной роли Сергея Маковецкого, «который, будучи светским человеком, актером, изобразил такого священника, на которого бы хотели походить очень многие наши современные батюшки».
Учреждение Патриаршей премии в области киноискусства было одной из последних инициатив приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II. О присуждении первой кинопремии фильму «Поп» Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сообщил в ходе презентации очередного алфавитного тома «Православной энциклопедии», состоявшейся 29 апреля 2010 года в Москве."
Как видим, какой-либо резкой критики не было, даже наоборот)) Не стоит забывать и того, что снимался и исполнялся фильм, как замечено, людьми светскими.
автор много говорит о христианском смирении, о любви и христианстве...
думаю, Сергий Радонежский, отправивший своих чад на смертный бой с врагами, с удовольствием объяснил бы ему о разнице между человеколюбием и трусостью.
Маковецкий - отличный актёр, но фильм,- гадость.
человек, восхваляющий эту шнягу, - низкий и никчемный. и Бог ему судья.
А можно мне объяснить последние три строчки комментария?
Прекрасная рецензия и фильм произвел впечатление. Спасибо.
Что, предателям и немецким подпевалам хвалу поем?
По форме рецензия хороша, по содержанию - погань.
Вот про какого попа кино снимать надо.
http://waralbum.ru/3439/
Так ведь хрен дождешся
Есть у меня несколько мыслей по поводу данной рецензии, но я картины не смотрел и считаю не корректно сейчас высказываться. Посмотрю скажу))))