Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Terra incognito thumb
8/10

Свобода, небо, вечность...

Рецензия на фильм «Агора»

3979 thumb

Фильм о свободе, стремлении к ней и о цене, которую человек вынужден заплатить за право быть свободным.
Режиссер использует яркие образы для раскрытия идеи: фанатизм, достигший крайней степени, с одной стороны,
и красивая, умная женщина, выдающиеся открытия - с другой... но не только в этом дело, речь идет о
конфликте актуальном для любого времени и ,к сожалению, любого строя...
Режиссер противопоставляет два мира, первый - реальный, а другой параллельный - мир философии, творчества, науки...
Только в нём люди могут быть братьями...
Поэтому такую силу имели слова Гиппатии на лекции "Нас объединяет гораздо большее, чем разделяет!..."
и так нелепо эта же фраза прозвучала из уст Ореста на одном из политических разбирательств -
его просто никто не понял.
Этот мир философии, науки опьяняюще прекрасен, и для Давуса прикосновение к нему приводит к радикальным изменениям в жизни.
С одной стороны, он раб, а с другой человек,
способный глубоко понимать идеи. Он впитывает все, о чем говорит Гиппатия,
создает модель вселенной, основываясь на её теориях, при этом привнося частицу себя в свое творение.
Это делает его более чем равным ученикам, поэтому фраза" и даже раб",
неаккуратно брошенная Гиппатией на лекции, наносит такую рану...
Происходит срыв, и Давус предпринимает попытку обрести свободу в реальном мире, но в итоге только теряет себя...
Не менее трагична судьба Ореста, хотя путь его совсем иной... Он пытается найти компромисс с действительностью,
и если нужно поменять для этого веру, пусть будет так.
Но компромисса оказывается недостаточно, вступив на этот путь, нужно приносить все большие и большие жертвы...
Пока наконец речь не заходит о самом дорогом, о том, что все еще делает его человеком- о любви к Гиппатии...
Эта любовь больше чем страсть, как и сама Гиппатия больше, чем человек. Это цельный образ гения, и если другие герои
прикасаются к миру философии, то она часть его...
- Я хотел, чтобы ты была свободна,-говорит отец Гиппатии
- Я свободна...
Для неё невозможны никакие компромиссы с реальным миром, просто неприемлемы,
так же как и борьба с ним.
Еще одна деталь, которая делает мир философии и Гиппатии более осязаемым - это образ неба, как символ гармонии,
вечности. Они связаны, хотя Гиппатия всего лишь человек, её можно изгнать из библиотеки, даже убить...
А небо недостижимо...
Особенно ярок эпизод, когда после разгрома в библиотеке камера как бы поднимается вверх, опять-таки к небу, и
толпа людей, этаких вершителей судеб из реального мира, начинает напоминать рой мух, которые мечутся туда-сюда,
производят какие-то действия, но все это лишено смысла...

@ Wed, 29 Dec 2010 21:53:46 +0300

Комментарии к рецензии (9)

TEKTONIC
  • Киновед
  • Fri, 31 Dec 2010 13:02:02 +0300

Гиппатия, Гиппатия ... В этом фильме наблюдалось еще несколько занятных вещей. Это не фильм о Гиппатии. Это фильм с Гиппатией. Пишите неплохо, не буксуете. +

terra_incognito
TEKTONIC писал:

Гиппатия, Гиппатия ... В этом фильме наблюдалось еще несколько занятных вещей. Это не фильм о Гиппатии. Это фильм с Гиппатией. Пишите неплохо, не буксуете. +

да, возможно Вы правы... я просто выхватила из всего спектра то, что больше тронуло лично меня... наверное, рецензия должна быть более объективной... спасибо, за плюс и комментарий)

LoraL
  • Киновед
  • Sun, 02 Jan 2011 13:37:08 +0300

Странная рецензия. Рецензии читаю, чтобы соорентироваться при выборе фильма, эта без просмотра фильма, мне не понятна.

terra_incognito
LoraL писал:

Странная рецензия. Рецензии читаю, чтобы соорентироваться при выборе фильма, эта без просмотра фильма, мне не понятна.

Можно было добавить в резенцию еще два пункта: первый - Александрия, 5 век нашей эры: краткий исторический экскурс, второй - ужасы религиозного фанатизма... Но во-первых, об этом уже писали и даже спорили, а во-вторых, на мой взгляд, это не исторический фильм (нет масштабности что ли?), больше похоже на пьесу, что мне гораздо ближе, чем грандиозные действа...

HJS
  • Кинокритик
  • Mon, 03 Jan 2011 16:25:00 +0300

Одина, превнося, произвродят - посмотрите эти слова.

terra_incognito
Homer писал:

Одина, превнося, произвродят - посмотрите эти слова.

))) спасибо, исправила...

TEKTONIC
  • Киновед
  • Sun, 08 Jun 2014 18:01:26 +0400

Уничтожение древних фолиантов ... Значительно опережающие время научные открытия, запечатленные на древних манускриптах, резали око религиозных догматиков. Уничтожались целые библиотеки. Уцелевшие свитки прятали в пещерах посреди пустынь, а в более позднее время в монастырях Европы. Но даже самый сокровенный труд, который сгорел в огне религиозного бунта много веков тому назад, вернется обновленным и жизнеутверждающим. Его будут читать, переписывать, переиздавать множество раз, ему даже будут поклоняться.

terra_incognito
TEKTONIC писал:

Уничтожение древних фолиантов ... Значительно опережающие время научные открытия, запечатленные на древних манускриптах, резали око религиозных догматиков. Уничтожались целые библиотеки. Уцелевшие свитки прятали в пещерах посреди пустынь, а в более позднее время в монастырях Европы. Но даже самый сокровенный труд, который сгорел в огне религиозного бунта много веков тому назад, вернется обновленным и жизнеутверждающим. Его будут читать, переписывать, переиздавать множество раз, ему даже будут поклоняться.

Я не имела в виду, что фильм рассказывает о Гипатии, как историческом персонаже. Просто конфликт, о котором режиссер хотел нам рассказать, показан ярко на примере жизни Гипатии. Уничтожение ценностей было не просто тупым, бессмысленным варварством, а средством борьбы с такими, как Гипатия. Мир знаний, книг ассоциировался с учеными и наоборот. Соответственно, если одно являлось врагом системы и подлежало уничтожению, то и другое тоже.

TEKTONIC
  • Киновед
  • Sun, 08 Jun 2014 20:41:21 +0400
terra_incognitа писал:

Я не имела в виду, что фильм рассказывает о Гипатии, как историческом персонаже. Просто конфликт, о котором режиссер хотел нам рассказать, показан ярко на примере жизни Гипатии. Уничтожение ценностей было не просто тупым, бессмысленным варварством, а средством борьбы с такими, как Гипатия. Мир знаний, книг ассоциировался с учеными и наоборот. Соответственно, если одно являлось врагом системы и подлежало уничтожению, то и другое тоже.

Гипатия прежде всего известна миру, как философ. Убили Гипатию египетские христиане - парабаланы. После смерти Гипатии начался закат античной науки. Многие ученики Гипатии, среди которых было много христиан, покинули Александрию.

Добавить комментарий