Не дайте сбить себя с толку фабулой сериала, его названием и аннотацией к нему. Сериал посвящен вовсе не юристам-пройдохам, хотя главные действующие лица - сотрудники крупной юридической фирмы, а само действие в основном ограничено стенами офиса или залом суда. Весь этот лойерский антураж - лишь повод поговорить о главном - об Америке. Ее настоящем, будущем и прошлом. И хотя герои берутся рассматривать самые разнообразные, порой исключительно нелепые дела и иски, подсудимый в сериале один - Америка.
Что происходит с со страной, которую сами
американцы искренне считают лучшей и могущественнейшей страной в мире? Что происходит с нацией, которая привыкла осознавать саму себя как источник путеводного света и предмет для подражания для остального населения планеты? Почему в самом свободном, неуязвимом, динамичном обществе стали возможны 11 сентября, Гуантанамо, раздутые полномочия спецслужб и идеологический диктат больших корпораций? Все эти вопросы, очевидно (по крайней мере из сериала) очень болезненные для американского общества, поднимаются по ходу судебных разбирательств на бытовые и не очень темы. Не смотря на то, что сомневаться в искренности позиции авторов сериала не приходится, многие вещи приобретают в нем монументальный, пафосный и довольно дидактический вид. И сериал никогда не побудил бы меня написать эту рецензию, если бы не...
АЛАН ШОР! Этот персонаж мало похож на шаблонных киношных адвокатов, да и вообще ни на кого не похож. Сложно сказать, была ли перверсивность этого героя изобретением сценаристов, или это личный вклад Джеймса Спейдера, в чьей актерской карьере особенно удачными были роли именно мужчин "со странностями" ("Автокатастрофа", "Секс, ложь и видео", "Секретарша" и т.д.), но персонаж получился исключительно ярким. И хотя потом некоторые актерские находки Спейдера стали походить на заезженные и потасканные клоунские номера, все равно ему хочется это простить. Заключительная речь Алана Шора - "коронка" каждой серии, уж поверьте. Именно в его уста сценаристы вкладывают главный идеологический посыл каждого эпизода. И именно этой сцены зритель ждет с особым нетерпением.
И еще об актерском составе.
Второй главный герой сериала - Дэнни Крейн, воплощение "корпоративной Америки", ярый республиканец, стареющий, но не унывающий ловелас. Эту роль исполнил Уильям Шатнер - легендарный капитан звездолета "Энрерпрайз" Джеймс Тиберий Кирк из культового "Звездного пути". Теперь это - восьмидесятилетний, хоть и крепкий, старик, сыгравший великого адвоката, чье величие - в прошлом. А впереди - неумолимая старость и болезнь Альцгеймера. Шатнер - не единственная стареющая легенда американского кино, задействованная в сериале. Том Селлек, Майкл Дж. Фокс, Кэндис Берген - кумиры 70-90 годов, эпохи, про которую сегодня хочется вспоминать как о старой доброй Америке, тоже отнюдь не портят кадр своим присутствием.
Тоска по старой доброй Америке - вот лейтмотив сериала. Старая добрая Америка, все еще блестящая, но уже тускнеющая, все еще великая, но уже растерянная, все еще гордая, но уже предающая саму себя. Симптомы увядания еще можно подретушировать, как и большую залысину на лбу Джеймса Спейдера. Но повернуть время вспять не способны даже самые великие из нас.
Грустный сериал, хоть и смешной.
Америка тут - не "подсудимый", а "обсуждаемый".
У нас слово "подсудимый" носит сугубо отрицательный оттенок, а сериал совсем не "об этом". Да, у этого общества много проблем, но главное то, что они там не замалчиваются. Аудитория в 4 миллиона (на момент закрытия) - это таки показатель.
Сила Америки именно в этом - это общество постоянно учится и склонно делать чаще всего правильные выводы.