Самый кассовый вестерн в истории кино вышел на экраны в 1969 году. Он был как бы американским ответом на оглушительную очередь итальянских спагетти-вестернов, немного пошатнувших устои национального киножанра. Фильм получил несколько «Оскаров»: за сценарий, за работу оператора и художника и за музыку. Песенка «Капли дождя бьют по моей голове» стала общепризнанным хитом. Но, как ни странно, ни режиссер, ни оба исполнителя ролей главных героев премии не удостоились!
Имена этих главных героев не
вымышлены. Лерой Паркер – он же Буч Кэссиди и Гэрри Ленбоу – Санденс Кид. Те, кто любит смотреть вестерны, помнят упоминания о банде Буча Кэссиди, которая наводила страх и ужас на юге штатов Оклакхома и Вайоминг и называлась «Дыра в стене». Более того, об этой банде снят первый в мире игровой фильм, который назывался «Большое ограбление поезда». Это было еще в 1903 году. Фильм Джорджа Роя Хилла тоже начинается с имитации старой выцветшей кинохроники. Сначала мы увидим знаменитых бандитов в том же коричневатом тоне сепии. Останавливают паровоз у водокачки, грабят почтовый вагон, затем скачут среди скал, уходя от погони.
Но цвет заливает экран, и мы имеем удовольствие видеть двух самых красивых и обаятельных актеров Голливуда, двух самых голубоглазых блондинов – Пола Ньюмена и Роберта Редфорда. По канонам вестерна, голубоглазый блондин ну никак не может быть злодеем! И в самом деле, Буч и Санденс – славные парни, партнеры-кореша. Один – мозг банды, другой – ее лучший стрелок. Ньюмен и Редфорд и в жизни были друзьями, а здесь впервые снялись вместе. Ньюмен уже до этого фильма считался суперзвездой, а карьера Редфорда круто взмыла вверх.
После заполонивших экраны циничных, жадных и жестоких бандитов из вестернов Серджио Леоне и пр. наши герои выглядят просто джентльменами. Ближе к концу фильма выясняется даже, что главарь банды ни разу не стрелял в человека! Местный шериф уважительно называет Бутча самым вежливым человеком, которого он знал. Перед тем, как взорвать дверь почтового вагона, Буч заботливо предупреждает проводника, чтобы тот забился в безопасный уголок.
Но с доходным грабительским бизнесом им приходится временно завязать. Во всяком случае, в Северной Америке. Уж больно сильно они досадили железнодорожному магнату из «Юнион Пасифик», дважды ограбив почтовые вагоны его поездов. И магнат предусмотрительно отправил эскадрон рейнджеров в вагоне того же поезда. Только знание местности, ловкость, дружба и взаимовыручка помогают им уйти от настойчивой погони. Я недаром намекнул в заголовке на рассказ О.Генри. Это там, где «Боливар не вынесет двоих». Но здесь они вдвоем ускакали от преследователей на одной кобыле.
Фильм о знаменитых грабителях получился совсем не в традициях крутого боевика, а скорее в жанре лирической и даже элегической трагикомедии. Элегантный фотомонтаж в стиле ретро делит фильм как бы на две части. Хорошенько покутив в Нью-Йорке, двое друзей и подружка Санденса, Этта (Кэтрин Росс) на пароходе отправляются из Северной Америки в Америку Южную. Почему они отправились в Боливию? Могли они тогда знать, что эта страна поистине гиблое место для международных авантюристов? В середине шестидесятых здесь погибнет знаменитый партизан Эрнесто Че Гевара. Но создатели фильма, конечно же, знали об этом.
В этой южной стране нестерпимо жарко, к тому же местные жители говорят только по-испански. Друзья никак не могут применить свои криминальные таланты, ведь для этого надо запомнить наизусть хотя бы несколько фраз, типа: руки вверх, это ограбление, лежать лицом в пол и т.д. Пришлось поначалу даже пользоваться шпаргалкой. Местная полиция начинает охоту за этими гринго. А приятелям подвернулась неожиданная работенка - конвоировать и охранять от грабителей (!) зарплату для рабочих рудников. Верные своему слову, они добросовестно охраняют мешки с деньгами и даже отбивают нападение местных бандитов. Именно тогда Буч Кэссиди впервые стреляет из револьвера.
Даже находясь в безвыходном положении, попав в засаду в городке Сан Висенте на рыночной площади, друзья не перестают обмениваться шуточками, отстреливаясь от наседающих солдат и полицейских. «Ну и куда мы теперь отправимся, если выберемся из этой заварушки? Может быть, в Австралию? Ведь там говорят по-английски…» Таким образом, в отличие от знаменитой пары Бонни и Клайда, гибель которых под градом пуль зрители видели во всех подробностях, в финальных кадрах фильма Джорджа Роя Хилла, вернее, в стоп-кадре - Бутч и Санденс застывают в отчаянном порыве к свободе. Стоп-кадр, на фоне которого гремят залпы…
Однако, вскоре мы снова увидели их вместе. Джордж Рой Хилл снял Ньюмена и Редфорда в своей блестящей комедии "Афера". Увы, не так давно Пол Ньюмен покинул белый свет, а Роберт Редфорд руководит Киноцентром независимого кино на своем ранчо, которое носит имя «Санденс».
@ Tue, 01 Feb 2011 20:10:38 +0300
Очень живо написано! На последнем кадре, заканчивая просмотр, ну не хочешь верить, что герои погибнут! Пол Ньюмен и Роберт Редфорд, эта пара, конечно сделала это фильм..! Этакий романтик-вестерн..!) З.Ы. Невольно вспомнил "Аферу"...
Очень живо написано! На последнем кадре, заканчивая просмотр, ну не хочешь верить, что герои погибнут! Пол Ньюмен и Роберт Редфорд, эта пара, конечно сделала это фильм..! Этакий романтик-вестерн..!) З.Ы. Невольно вспомнил "Аферу"...
Спасибо! Я давно хотел написать об этом фильме и
очень люблю этих актеров. Кстати, я сейчас еще вставлю пару строчек в финал...
Спасибо! Я давно хотел написать об этом фильме и
очень люблю этих актеров. Кстати, я сейчас еще вставлю пару строчек в финал...
А почему бы не написать на "Аферу".., продолжить тему?
Увлекательно . Придется глянуть .
Фильм действительно похож на эпос. Вообще, этот жанр (да и шире - значительный пласт классического голливудского кино) часто эксплуатирует образ "хорошего плохого героя". В этом смысле героев ленты имеет смысл, на мой взгляд, не противопоставлять злодеям из "спагетти-вестернов" Серджио Леоне, а сравнивать с образами, воплощенными в тех же фильмах Клинтом Иствудом. Различия видны невооруженным глазом: "Человек-без-имени" не только принципиальный одиночка, он практически лишен той забавной бесшабашности, которая проглядывает в "Буч Кэссиди и Сандэнс Кид" (см. напр. диалог сразу после прибытия героев в Южную Америку). Иствуд сделал своим фирменным знаком немногословность и циничность, почти полное отсутствие мелодраматизма (внимательный зритель, впрочем, вспомнит некоторые моменты из фильмов Леоне, такие, как молчаливый диалог между "Человеком-без-имени" и раненым солдатом конфедератов на берегу реки). Так что героев ленты Хилла, наверное, надо признать более близкими жанру американского классического вестерна. Хотя это уже точно развитие жанра - в сравнении с ранними лентами Джона Уэйна, например. Фильм безусловно выигрывает у классических "вестернов одного героя" благодаря актерскому дуэту, и упоминание "Аферы" в рецензии очень к месту - там происходит то же самое. Я бы, если позволите, пожелал автору не рассказывать в рецензии так много о событиях фильма. Иллюстрирующие примеры - хорошо, но целые предложения "кто куда поехал и что там делал", наверное, можно было бы опустить без ущерба для текста и его читателя. Картина, несомненно, достойна, чтобы ее посмотреть и даже включить в домашнюю коллекцию. Рецензии (+).
Спасибо, Сиджей! Эмблема "Парамаунт" очень Вам к лицу!
Ваш развернутый отзыв очень неплохое и необходимое дополнение
к моей рецензии. Не думаю, что фильмам, которым более 40 лет
так уж опасно присутствие хоть каких-то спойлеров, но в будущем учту.
Спасибо за юмор!