Недавно посмотрел эпический по размаху сериал «Пацифик - тихоокеанский фронт» и захотелось пересмотреть еще раз фильм 1998 года, который тоже посвящен второй мировой войне, битве за остров Гуадалканал. Фильм, который некогда показался мне одной из лучших батальных картин ХХ века и, в то же время, фильм лирический и философский. По изобразительной мощи он иногда достигает образной силы неигровой трилогии Годфри Реджио.
Мало знакомое мне имя – Теренс Малик. Что за феномен этот режиссер, прославившейся в конце 70-х годов, не
снявший за 20 лет ни одного фильма? Режиссер, к которому на кастинг ломились кинозвезды первого класса, согласные сниматься даже бесплатно, даже в коротеньком эпизоде?
Шон Пенн, Ник Нолти, Джордж Клуни, Вуди Харрельсон, Джон Кьюсак, Эдриен Броуди, Джон Сэвидж, Джон Траволта, Боб Чаплин, Джаред Лето, Джон С. Рейли, Элиас Катеас, Джеймс Кэвизел – это те, которым повезло. Те, которые снимались. Впечатляющий список, не так ли?! Заметьте, что снимался еще и Микки Рурк, но все довольно длинные сцены с его участием оказались вырезанными при окончательном монтаже.
«Тонкая красная линия». Откуда это название? На протяжении почти трех часов просмотра хотелось понять смысл этого заголовка. Титры появятся только в конце картины. В них значится: по роману Джеймса Джонса. Писателя, который всю войну находился в армии США и являлся свидетелем нападения на Пёрл-Харбор. Практически все его произведения имеют автобиографический характер. Он также был соавтором сценария фильма «Самый длинный день». В первый раз его роман «Тонкая красная линия» был экранизирован еще в 1964 году. А само понятие - «тонкая красная линия» возникло во время Крымской войны 1853-56 годов на юге России.
Солдаты британской пехоты, горцы-шотландцы в ярко-красных мундирах держали оборону под Балаклавой. «Их командир, баронет Колин Кэмпбелл, приказал своим солдатам построиться в шеренгу по два, вместо положенной по уставу шеренги по четыре, чтобы перекрыть слишком широкий фронт атаки. Слова приказа Кэмпбелла и ответ на них его адъютанта Джона Скотта вошли в британскую военную историю:
- Приказа к отходу не будет, парни. Вы должны умереть там, где стоите.
- Есть, сэр Колин. Если понадобится, мы это сделаем.
Корреспондент газеты «Таймс» описал потом этот шотландский полк, как «тонкую красную полоску, ощетинившуюся сталью штыков». Со временем это выражение перешло в устойчивый оборот «тонкая красная линия», обозначающий оборону из последних сил».
Из статьи «Балаклавское сражение». Википедия.
Вольнолюбивый солдат Уитт (Джеймс Кэвизел) наслаждался мгновениями мирной жизни на пляже под кокосовыми пальмами. Гармония солнца, воздуха и воды – райское наслаждение! Только благодаря самоволке этого рядового и мы смогли почувствовать всю мирную прелесть пасторального бытия на Соломоновых островах, архипелаге к северу от Австралии. Местное население (папуасы) - настоящие дети этой роскошной природы. Война, которая разразилась из-за непомерных амбиций милитаристов, чужда самой природе и несет прямую угрозу всему живому на земле.
Выгодное стратегическое положение острова Гуадалканал однажды привело сюда в начале 1942 года солдат-японцев, построивших на нем аэродром, а в середине того же года солдаты-американцы начали-таки свою наступательную войну после потерь и позора Пёрл-Харбора. Штурм острова произвели морские пехотинцы еще в августе 1942 года, но почти полгода продолжалась зачистка отрядов японских солдат и строительных рабочих, закрепившихся на высотах в глубине острова. В подобной операции, которую возглавляет честолюбивый полковник Келл (Ник Нолти), отдающий приказы по телефону из тыла, и принимают участие солдаты роты капитана Ставроса (Элиас Катеас).
Заботливый командир пытается сохранить жизни большинству своих бойцов и обойтись без лобового штурма высоты № 209, невзирая на приказы начальства. Как же поступить? В разведку боем пойдут добровольцы. Этот штурм высоты, вероятно, одна из длиннейших батальных сцен в истории кино. За это время мы успеваем запомнить всех этих рядовых, капралов, сержантов, лейтенантов и капитана. Переживать вместе с ними сковывающий по рукам и ногам ужас ожидания атаки и затем захватывающий и опустошающий азарт боя.
Благодаря мастерству режиссера Теренса Малика и оператора фильма Джона Толла, магической музыке Ханса Циммера и, несомненно, харизматичным исполнителям, все эти люди в одинаковых гимнастерках и касках надолго западают в память. И нам так жалко героя Вуди Харельсона, который еще до атаки подорвался на собственной гранате. И мы так сочувствуем капралу Беллу (Бен Чаплин), вспоминающему свою молодую жену, письмо от которой с просьбой о разводе он получит после боя. И так понятен поступок карьериста полковника, после того, как он сам прибудет на передовую и осознает правоту капитана Ставроса. Но именно после этого, полковник отправит капитана подальше из вверенной ему части. Великолепный актерский дуэт Ника Нолти и Элиаса Катеоса!
Новый капитан роты (Джордж Клуни), представляясь солдатам, заявляет: «Теперь я буду вашим отцом!». А те с признательностью вспоминают своего настоящего «отца солдат» – капитана Ставроса, который никогда не выдавал подобных сентенций. Но больше всего внимания авторы уделяют тому рядовому с грустными глазами, которого мы увидели в самом начале фильма. Именно в этой картине Мел Гибсон разглядит в лице самоотверженного солдата Уитта - Джеймса Кевизела - лик своего будущего Иисуса Христа.
Итак, мы смотрим феноменальный созерцательно-философский фильм о войне Теренса Малика. Уроженец Техаса, он всю юность проработал на ферме, затем окончил философский факультет Гарвардского университета. Потом он закончит еще и Оксфорд и вернется на родину профессором философии. Это странное сочетание - знание крестьянского труда и классической философии полностью ощущается в его фильме. Здесь без прикрас показана тяжелая, смертельно опасная, грязная, кровавая мужская работа на войне и размышления о смысле жизни и смерти, переданные через закадровый текст, и демонстрация вечной красоты природы, красоты и силы самой жизни, которая, как росток кокосовой пальмы пробивается к свету на страшных и прекрасных Соломоновых островах.
Семь номинаций на «Оскар» 1999 года. «Золотой медведь» - высший приз кинофестиваля в Берлине. Теренс Малик этим фильмом подтвердил свою репутацию тонкого поэтичного художника и снова надолго замолчал. Через пять лет, в 2005, он показал свой фильм «Новый свет» о первых колонистах в Америке, а скоро нам предстоит познакомиться с его последней работой. В конце нынешнего 2011 года на экраны выйдет его пятый фильм - «Древо жизни». Надеюсь, не разочарует.
@ Fri, 04 Feb 2011 01:05:57 +0300
Что удивило, за такие препирательства с командиром какие выделывал Ставрос, у нас бы за трусость отправили бы под трибунал с понятным итогом. Однако в USA army за такое не расстреливают, а просто отправляют в другое подразделение. Свобода волеизъявления однако)))
Что удивило, за такие препирательства с командиром какие выделывал Ставрос, у нас бы за трусость отправили бы под трибунал с понятным итогом. Однако в USA army за такое не расстреливают, а просто отправляют в другое подразделение. Свобода волеизъявления однако)))
Спасибо! А меня вот тоже за препирательства отправили в другое подразделение.
Спасибо, хоть не расстреляли!
Спасибо! А меня вот тоже за препирательства отправили в другое подразделение.
Спасибо, хоть не расстреляли!
ну это было не в боевой обстановке (наверное). Людей со своей точкой зрения и умеющих её отстаивать нигде не любят)Стараются сплавить)))
Кто не замечал этих райских кущей, тот и выжил. +
Очень хорошая рецензия, содержательная, информативная, легко читаемая, заставляет все таки пересмотреть фильм какой уж не помню раз, только чтобы увидеть там Гибсона в начале(не помню представляешь?). А сериал "Пацифик" неплох, можно сравнивать даже как два фильма разного формата -- сложно, но возможно.НО "Пацифик" мне понравился больше. Тонкая красная линия там прочитывается даже за мишурой гос-заказного пафоса.
Очень хорошая рецензия, содержательная, информативная, легко читаемая, заставляет все таки пересмотреть фильм какой уж не помню раз, только чтобы увидеть там Гибсона в начале(не помню представляешь?). А сериал "Пацифик" неплох, можно сравнивать даже как два фильма разного формата -- сложно, но возможно.НО "Пацифик" мне понравился больше. Тонкая красная линия там прочитывается даже за мишурой гос-заказного пафоса.
Спасибо большое!
Не понял - увидеть Гибсона в начале?
Если используете картинки, Барс,
используйте без надписей-ссылок на другие сайты.
Если используете картинки, Барс,
используйте без надписей-ссылок на другие сайты.
Исполнено!