Прежде всего, не могу не высказать огромного уважения к каналу НВО, телевизионные мини-сериалы которого в последнее время занимают мое внимание своей продукцией, исключительно качественной по форме и содержанию. Тем более, когда фильм снят на киностудии «Плейтоун». На киностудии, основанной Томом Хэнксом. Том Хэнкс и Гари Гетцман - исполнительные продюсеры, а это уже знак качества!
Эти сериалы, гораздо полнее, чем фильмы для большого экрана, внятно и последовательно повествуют о различных этапных
событиях истории и, конечно же, о людях эту историю сотворивших. Формат часовых мини- сериалов лучше всего для этого подходит. Шесть, семь, десять эпизодов создают вполне законченный и исчерпывающий рассказ, И в таких картинах, как правило, собираются отличные актерские ансамбли.
Режиссер Том Хупер по сценарию Дирка Еллиса, основанном на книге Дэвида МакКалоу, поставил замечательный теле-роман «Джон Адамс». Фильм – портрет, фильм – биография. Фильм о жизни замечательного человека, исполненный с особым старанием и вниманием к мельчайшим деталям и подробностям жизни в далекие годы на земле, которая станет любимой родиной для двух сотен миллионов американцев. В те времена переселенцев-колонистов в двух-трех поколениях насчитывалось всего около трех миллионов человек, и жили они на узкой полосе восточного берега североамериканского континента между французской Канадой и испанской Флоридой, поделенной на тринадцать отдельных колоний. И все они считали себя патриотами Америки и требовали независимости от английской короны.
Однажды, в 1754 году, доктор Бенджамин Франклин опубликовал в своей «Пенсильванской газете» выразительную картинку. Эффектный символ – разрубленная на куски змея! Кусков числом восемь. На каждом куске инициалы североамериканской колонии от Джорджии до Новой Англии. На самом деле колоний было уже тринадцать. Массачусетс, Род-Айленд и Коннектикут составляли Новую Англию. Делавер забыли упомянуть. Действительно, узкая полоска английских колоний на восточном берегу Северной Америки чем-то напоминает гигантскую змею. «Join, or die!» - «Присоединись, или умри!»
Существовало поверье, если разрубленную на куски змею соединить до захода солнца – она оживет. Под этим знаком создавалась первая группа борцов за независимость - «Сыны свободы». Эффектно скомпонованные кадры-коллажи из звезд и красно-белых полос под впечатляющий аккомпанемент увертюры Джозефа Витарелли раз за разом открывают каждую из семи серий биографической саги о долгой жизни и кипучей деятельности одного из важнейших отцов-основателей США.
В этом фильме мы увидим, как в XVIII веке творилась история создания страны с принципиально иной системой правления, чем во всех государствах Старого света. Правления без сословных различий, где на первый план выдвигались права свободного человека и частной собственности. Мы увидим здесь большинство из тех великих мужей, лица которых украшают столь популярные и уважаемые в мире серо-зеленые бумажки – доллары США. Джордж Вашингтон, первый президент Соединенных Штатов - на купюре в один доллар. Томас Джефферсон, создатель американской конституции - на двухдолларовой банкноте (нумизматическая редкость). На десятке – Александр Гамильтон, первый министр финансов. Ученый, публицист и дипломат - Бенджамен Франклин украшает самую популярную на просторах СНГ сотенную ассигнацию.
А где же портрет Джона Адамса, героя этого семисерийного сериала? Увы, этот талантливый адвокат, смелый, энергичный человек, внесший огромный вклад в объединение колоний-штатов, соавтор декларации независимости, первый в истории вице-президент, затем второй в истории президент республики, первый, кто вселился в еще недостроенный Белый дом в новой столице – Вашингтоне, отец шестого президента США, несправедливо обделен подобной честью.
Прежде всего, хочется отметить большую изобразительную культуру фильма, который снят в изысканной живописной и графической манере, очень гармонично соотносящейся с изображаемой эпохой – концом XVIII началом XIX веков. Операторы Денни Коэн и Так Фугимото и художник Джемма Джексон создают великолепные портретные, интерьерные и пейзажные композиции, многие из которых хотелось бы заключить в рамку и повесить на стену. Атмосфера некой музейности пронизывает весь многосерийный фильм, но она не раздражает, и не усыпляет. Музейность – это, прежде всего, подлинность. А неожиданный операторский прием, когда четко выстроенный кадр запечатлен как бы перекошенной камерой, освежает и обостряет восприятие. Порой создается впечатление, что мы заглядываем прямо в далекое прошлое.
Кроме Америки, ее полей, лесов, ферм и городов: Бостона, Филадельфии и строящегося на лесистых берегах Потомака - Вашингтона, мы увидим и некоторые уголки Европы. На парусном корабле наш герой, испытывая приступы морской болезни, через суровый зимний Атлантический океан отправится во Францию. Именно эта страна окажет большую финансовую и военную помощь свободолюбивым американцам. Но, вот ирония истории, буржуазная революция 1776 года в Новом свете через десяток лет разгорится в самом Париже! И в ходе ее примут участие многие ветераны «американцы», такие, как маркиз Лафайет. Живописные сцены жизни французского высшего света, все эти напудренные и нарумяненные лица-маски наглядно демонстрируют деградацию и декаданс абсолютной монархии. Мы увидим также деловитый Амстердам и затем чопорный Лондон, где посол Джон Адамс лицом к лицу встретится с королем Георгом III.
Только недавно я узнал, что этот король Великобритании и Ирландии, и по совместительству, курфюрст Ганновера, страдал умственным расстройством. Ну, причин для помешательства ему хватало с лихвой! Так долго тягаться с французами за власть в Новом свете и вдруг потерять огромный кусок империи! Потом революция во Франции и изнурительное противостояние с Наполеоном. Во время аудиенции с первым послом Соединенных Штатов у него был краткий период просветления между двумя приступами безумия. С 1811 года его сын, Георг IV, стал над ним регентом. А правил старый король долго – почти 60 лет.
Но вернемся к фильму. Как это обычно бывает, в мини-сериалах чаще всего снимаются актеры малоизвестные. Во всяком случае, я с ними мало знаком, разве только угадал Дэвида Морса, чьи черты смутно пробивались через грим Джорджа Вашингтона. Все эти мужчины в париках и треугольных шляпах, все эти дамы в кружевных чепцах - словно ожившие персонажи с картин и офортов той эпохи. И с первых же кадров меня завоевал и покорил своим мастерством Пол Джиаматти в роли заглавного героя.
Этого актера недавно я впервые увидел в роли русского толстовца Владимира Черткова в фильме «Последнее воскресенье». Говорят, что он вообще-то, комедийный актер. Но тут ему предстоит сыграть огромный кусок жизни – почти в 60 лет. Его герой, Джон Адамс, проживет 90 лет и скончается 4 июля 1826 года, в День независимости, в пятидесятилетний юбилей того самого государства, в создании которого он принимал столь деятельное участие. И в тот же день, несколькими часами ранее, покинет этот свет его друг и политический соперник Томас Джефферсон, автор декларации независимости, американской конституции и третий президент страны. (Не уверен, является ли эта информация спойлером).
История человека и история страны... Авторы избежали соблазна показать в этом фильме знаменитые события войны североамериканских колоний за независимость : такие, как Бостонское чаепитие 1773 года или капитуляция англичан при Йорктауне в 1781. В фильме о них только упоминается. Джон Адамс при них не присутствовал, хотя некоторые эпизоды в Бостоне, и последствия стычки ополченцев с английскими войсками в Конкорде, близ фермы Адамсов, наглядно демонстрируют нам накал противостояния между колонистами Новой Англии и Англией-метрополией.
В этом фильме о революционной войне редко звучат выстрелы. Все больше блестящие речи, монологи, беседы, дискуссии, разговоры, переговоры, договоры, аудиенции. Такова профессия главного героя – он юрист, дипломат и политик. Думаете скучно? Ничего подобного! Оторваться невозможно!
Особого дифирамба заслуживает Лора Линни в образе миссис Абигайль Адамс – верной супруги и соратницы главного героя. Женщина отнюдь не модельной внешности очаровывает своим обаянием всех, кто имел случай с ней пообщаться. Она главный друг и советчик несдержанного на язык мужа. «У меня нет талантов в политике. Я слишком независим в своих взглядах». Энергичный, импульсивный Джон Адамс умел наживать себе врагов.
Дети Адамсов – три сына и две дочери. Старший сын, Джон Куинси Адамс - умный и послушный мальчик. Вместе с отцом в 14 лет отправится в Европу. Полиглот и дипломат с младых ногтей, побывает даже в России. Станет шестым по счету президентом США, и мы сможем его встретить еще раз в фильме Стивена Спилберга «Амистад».
Двоих детей семья Адамс потеряет. Сын Чарльз окажется беспутным пьяницей и умрет, проклятый отцом, а старшая дочь Нэбби скончается от рака груди. Но в доме на ферме Писфилд всегда будут звучать детские голоса и смех внуков. На свою ферму, отслужив свой президентский срок, в 1800 году вернется хозяин и здесь проведет еще четверть века, в трудах на ниве (буквально, на пашне) и за составлением памятных записок.
Еще раз напомню имена отцов-основателей первой демократической республики Нового света. Генерал Джордж Вашинтон (Дэвид Морс) - высок, малоподвижен и говорит тихим голосом. Жалуется на проблемы с зубами. Пожилой сибарит и эпикуреец Бенджамен Франклин (Том Уилкинсон) - изобретатель громоотвода и слоганов: «присоединись, или умри» и «время-деньги». Умело и с удовольствием играл роль дикого американского «траппера» в изысканных салонах Парижа.
Сдержанный и молчаливый Томас Джефферсон (Стефен Диллэни) - друг и политический конкурент. Считается основателем демократической партии. Был вице-призедентом при президенте Джоне Адамсе и стал третьим президентом США. Прославлен еще и тем, что вдвое увеличил территорию страны, купив у Наполеона Луизиану в 1803 году. Огромная территория с рекой Миссисипи была поделена на несколько штатов. Как я уже говорил, Джеферрсон скончался в своем поместье Монтичелло в один год и в один день с Джоном Адамсом, в пятидесятый День независимости США. (Спойлер)
Александр Гамильтон (Руфус Сеуэлл) – 1 секретарь департамента казначейства США, тоже запоминающийся персонаж. Во время войны в чине полковника был адьютантом при Вашингтоне. Один из основателей партии федералистов (республиканской). Амбициозный политический соперник Адамса и Джефферсона. Милитарист, в отличие от Адамса – миротворца. Погиб на дуэли в 1804 году. Его смертельно ранил вице-президент при Джефферсоне, Аарон Бэрр.
Скажу в заключение это очень достойный и полезный для самообразования, совершенно не скучный биографический фильм с замечательными актерскими работами. С прекрасной музыкой, которая не позволяет останавливать просмотр, когда по черному фону побегут финальные титры.
P.S. C любопытством ожидаю новой работы Пола Джиаматти. Он снова снимается в роли знаменитого политического деятеля – «нашего дорогого Никиты Сергеевича»… Хрущева!
P.P.S. С любопытством ожидаю и результатов последней церемонии вручения премии "Оскар", где фильм режиссера Тома Хуппера "Король говорит" выдвинут в 12 номинациях.
@ Sun, 06 Feb 2011 10:00:09 +0300
А мне вот интересно, зачем всему тексту присвоен тег b? Это же не читабельно...
Я сам не понимаю, как это получилось. Это Ваши примочки новые.
Я сам не понимаю, как это получилось. Это Ваши примочки новые.
выделите текст и нажмите на B в редактирование текста.
выделите текст и нажмите на B в редактирование текста.
Получи-и-лось! Спасибо!
Получи-и-лось! Спасибо!
теперь смог прочесть.
Любите Вы рецензии с париками.
Любите Вы рецензии с париками.
Люблю фильмы с париками - исторические!
Посмотрел вчера фильм этого же режиссера, Тома Хуппера - "Король говорит" и еще раз убедился в том, что он большая умница и очень тонкий, и талантливый кинодеятель.
Джон Адамс известен у нас намного меньше, чем его соратники-противники по фильму Томас Джефферсон, Александр Гамильтон, Бенджамин Франклин, не говоря уже о Джордже Вашингтоне. Но Джордж то получился самый аморфный и невыразительный из всех. Но что-то есть в нем от настоящего портрета.
Интересно, что из семи первых президентов только сам Джон Адамс (2 президент) и его сын Джон Куинси (6 президент) пробыли на своем посту только по одному сроку – остальные по 2. Но это был золотой век американских президентов! Из следующих семи пять правили только по одному сроку, а двум и этого не досталось.
Как же случилось, что человек, построивший Белый дом (не сам, конечно! ) и перенесший столицу, у нас малоизвестен! Видимо причина в том, что его нет на зеленых бумажках, а само его правление было достаточно стабильно. Джон Адамс – юрист, добившийся всего своими способностями и для него торжество Закона – это очень важно! Если же мы вспомним деятельность пяти других юристов, в основном из одной альма-матер, мы сильно призадумаемся.
Видимо, стране нужны величайшие потрясения, чтобы руководитель остался в веках.
Конечно, действие разворачивается неторопливо, в первые 10 минут занудно, но потом становится все интереснее. Уже к третьей серии не оторваться. Конечно, если бы хрономераж был поменьше, было бы лучше.
В фильме нет сцен кровавых сражений за независимость, зато есть морской бой – это интересно. Нравы и костюмы французского и английского двора вызывают неподдельный интерес. Но на меня еще сильное впечатление произвели сцены прививания оспы и операции на несчастной дочерью президента – ведь этот фильм и дети будут смотреть!
Величайшее значение на мужа оказывала его супруга Эбигейл. В то время, как он выполнял свои важнейшии миссии, она сначала занималась воспитанием детей, потом поддержкой мужа, отправившись за ним в Европу. Конечно, детям пришлось нелегко, но в результате они вовсе не в канаве оказались, а вышли в большие люди, причем благодаря способностям, развитым родителями, а вовсе не по блату.
Ада
Я очень рад, что моя рецензия привлекла внимание столь уважаемого
эксперта, что он и фильм посмотрел, и оставил такой развернутый
комментарий. И еще раз прошу обратить внимание на творчество этого
англичанина - Тома Хуппера, который сумел поставить такой сериал
об американской революции и два замечательных фильма о британских
монархах - Елизавете I и Георге VI.