- Что она делает?
- Летает.
- Наконец-то, все так, как должно быть.
Парящая над столом девушка сменяется ползущими титрами, а ты все сидишь и смотришь, и вместе с музыкой в тебя пробирается очарование «Сада». «Наконец-то, все так, как должно быть», думаешь ты, но уже точно знаешь, что ум не успокоится и еще не раз заставит тебя вернуться к просмотру фильма. Потому что это фильм-притча, а притчу нельзя понять с первого раза.
Что было в жизни Якоба до Сада? Какая-то работа, инфантильность, отсутствие денег, отец,
всегда бегущий от самого себя, требовательный, строгий отец, женщина шикарная, но такая чужая и далекая. А еще кот и наследство от деда – старый заброшенный участок земли.
Как сурово встречает его дедов сад: вы заметили, как смолкли птицы, только Якоб перелез через ворота. Как хищно они разрезали крыльями воздух, носясь по дому. Все рушилось и ломалось, а к замку не подходили ключи. Все трескалось и расползалось по швам: то ли ругался дед, то ли несостоятельность прошлого вышла наружу.
А новая горячая настоящая жизнь ворвалась с зеленоглазой красавицей Хеленой. Герою так много пришлось пройти и многих встретить, у пастуха Бенедикта он научился смирению, у муравьев силе и спокойствию, от водителя он узнает о прогрессе как упадке для человечества. Герои появляются из неоткуда и уходят в никуда. Один из них оставляет ему «хорошую книгу» о том, что «когда у человека возникает проблема, он чувствует себя, как в комнате, в которой нет выхода. Пробует выйти через окно, но оно слишком высоко. Пробует через трубу, но на слишком узка. А потом он осматривается вокруг себя и видит, что все это время двери были открыты настежь».
Якоб станет деревом, гусеницей, спасителем, а потом он обретет свободу в своей жизни, со своей женщиной и в своем доме.
Это кино создано в традициях чешского кинематографа, сюжет простой, сюжет – просто нить, связывающая идеи и образы, те мысли, которые хочет донести режиссер, идеи о смысле жизни, о том, как отрываясь от цивилизации, человек познает простые истины.
Этот фильм словно Библия, но пролистанная назад, не об изгнании, а о возвращении в райский сад. Отсюда и образы: пастух, овца, которая ест из кровати, яблоки, мужчина и женщина.
А еще здесь присутствует, самая оригинальная, самая запоминающаяся интимная сцена: «Вчера вечером я видела большую белую гусеницу. Она ползла между деревьями и все пожирала. А я была в ее брюхе, там было тепло и приятно…И ты там был».
Фильм очень целостный, звук, свет и цвет находятся в полной гармонии, это создает особое восприятие: спокойствие и умиротворение картины разлиты не только в сюжете, но и в визуальном цветовом восприятии.
На фоне всего сказанного даже не хочется говорить о технике фильма, все пронизано единым мотивом, ничего не мешает и не выбивается из общего ряда. Картинка радует глаз, камера останавливается на нужных нюансах, звук подчеркивает каждый кадр. Ну а актеры просто живут в своих ролях. Особо хотелось сказать о Сюзане Сулаевой, которая окрасила весь фильм необычайным сиянием распахнутых зеленых глаз. Очень хорош был и Марианн Лабуда в роли отца Якоба, который очень тонко смог показать перемены в своем герое на протяжении повествования.
Отдельно играют и декорации, они так хорошо продуманы и вписаны в фильм, что переплетаясь во всех мелочах, свойствах, фактурах, нюансах, составляют еще одного героя. Как интересна кровать, швейная машинка, картины в доме, колонка, домик над колодцем, все корзины, сундуки, бочки, кухонная утварь. Они показывают контраст между городской и деревенской жизнью, а также создают саму основу фильма, помогают обыграть идею о вечности, незыблемости простых человеческих ценностей. Пусть обветшалых и забытых, но существующих где-то глубоко, как бутылка сливовницы.
«Сад» удостоен специального приза жюри в Карловых Варах, а Мартин Шулик продемонстрировал своеобразный, ни на кого не похожий авторский почерк.
«Сад» - позитивный, жизнеутверждающий, яркий фильм.
Это кино заставило меня вздрогнуть один раз в самом начале, когда сломалась от тяжести ветвь старой яблони и в конце, когда титры кончились.
@ Tue, 08 Feb 2011 14:37:00 +0300
Очень славная рецензия на этот очень славный фильм.
Единственное, что меня раздражало при просмотре - это русский перевод
и одновременно титры, которые порой не совпадали с текстом. Ведь язык
словацкий и так достаточно понятный. По-нашему "Сад", по-словацки "Захрада".
А у меня перевода не было, только титры и оригинал. Очень интересный, красивый у них язык.
Попробовал посмотреть второй раз без перевода и без титров - совсем здорово
и почти все понятно, поскольку сюжет знаком. Чем-то мне напомнило фильмы
Отара Иоселиани - "Пастораль".
Невероятно нравится, как вы пишете!
То ли выбор фильмов располагает к такому
умиротворяющему повествованию, то ли это
полностью ваша заслуга - писать так, что
читатель достигает нирваны и дзена по прочтении ))
то ли это мое восприятие..
так или иначе - плюс.
Здорово!
Сперва засмотрелась на красоты от Шулика. Потом зачиталась Вами. Спасибо за то, что так тонко всё почувствовали и написали. "Так, как должно быть".
Мой "+" в придачу к моему восхищению рецензией.