Война – это жуткая сторона жизни людей, порожденная их жаждой властвовать над себе подобными. Это желание истреблять всех врагов – по вере, по крови, по мысли. Тысячи лет человечество с ужасающей частотой топило само себя в крови, и если войны между древними племенами, в которых погибали единицы, были больше похожи на ритуал, то войны, известные современной истории, уносили миллионы, а увечили несравненно больше. Это омерзительное и вместе с тем необходимое и благородное ремесло. Все зависит от того, обороняешь ли ты свой дом или с
яростью сжигаешь чужой. Это следствие беспринципной жестокости, от которой, к сожалению, не избавятся никогда.
Фильм «А зори здесь тихие» о Великой Отечественной войне, о борьбе наших народов против врага, у которого не было даже подобия человеческого лица. Но куда больше этот фильм о личной трагедии нескольких человек, их отчаянном маленьком сражении, о рвущей душу на куски правде тех серых лет. Правда эта в том, что на войне нет никакой разницы кто ты – мужчина, женщина или ребенок, что в любой момент тебя может перемолоть и выплюнуть, не оставив никакого будущего.
Картина снята по одноименной повести Б. Васильева, и, по сути, является ее точной экранизацией. Язык обоих произведений понятен и прост. Это история о пяти девушках-зенитчицах (Рите Осяниной, Жене Камельковой, Соне Гурвич, Лизе Бричкиной, Гале Четвертак), которые вместе со своим старшиной Федотом Ефграфовичем отправляются на разведку, обнаружив в лесу двух немецких солдат. У каждой из девушек имеется «свой личный счет» с фашистами, которые растоптали их мирную жизнь.
Все воспоминания и мечты героев специально показаны в цвете, тогда как основное повествование о войне остается черно-белым. В цвете показано и мирное время. Это как бы еще один небольшой рассказ, которым начинается и заканчивается лента, и который на короткое время вклинивается в середину повествования. Связывают прошлое и настоящее места, где в далеком сорок третьем шло сражение.
И вот в бой против целой, как оказалось позже, группы немецких диверсантов вступают эти молодые, абсолютно неприспособленные к войне девушки. И теперь совсем по-другому смотрят они на не вполне образованного, неуклюжего старшину. Федот Ефграфович для них теперь и командир, и брат, и заботливый отец. На фоне здешней нетронутой природы смерть кажется чем-то немыслимым. Но трагедии начинают происходить одна за другой, девушки гибнут, а вокруг лишь пение диких птиц и лесной шепот. И от того еще сильнее чувствуется едкая боль от того, что так несправедливо и слишком рано оборваны эти трепетные ниточки.
В картине все течет плавно, практически нет музыки, нет нагнетаний и пафоса, нет нарочитости, и поэтому все происходящее видится особенно реальным. Нет ничего лишнего, все гармонично слито воедино. Каждый диалог – важный шаг к раскрытию психологии героев, простая, но сильная мысль. Каждый эпизод напоминает нам, как высока цена человеческой жизни, насколько большой может быть отвага обычных людей, как много ужасного кроется за простыми словами «бои местного значения». Защитник в данном фильме – простой человек, поэтому все происходящее пропущено именно через призму личностного восприятия. Сцены гибели девушек буквально выворачивают душу наизнанку, ведь после экскурсов в их прошлое зритель сближается с героинями, проникается к ним любовью.
Как же так вышло, что им, женщинам, пришлось делать эту невероятно тяжелую мужскую работу? Разве созданы они были для того, чтобы убивать? Некоторые из них пошли на фронт, даже не познав обыкновенной любви. Самой младшей из девчат (Гале Четвертак) всего семнадцать. И какой же исход мог их ждать в бою с врагом, который стреляет в затылок своим же раненым солдатам? Но вопреки всему им стало храбрости на то, чтобы дать отпор. Каждая из этих хрупких созданий проявила колоссальное мужество, которым не наделены порой бывалые офицеры.
Потеряв всех своих «сестричек», старшина направляется к лагерю немцев. В его голове нет ни мыслей, ни сомнений. Он просто должен, должен остановить их, должен любой ценой. И все время он видит перед глазами своих девченок, видит красивыми и улыбающимися. Это кульминационный и самый сильный момент картины, многократно он усиливается музыкой. Зритель воспринимает потери и гнев Федота, как свои собственные, окончательно сливается воедино с фильмом. Смотреть на происходящее со стороны уже невозможно. На глазах появляются слезы, когда слышишь крик старшины в лицо захваченным в плен диверсантам. Доставив немцев до поста, он падает без сил и закрывает глаза. Трагическая схватка окончена.
Лента подходит к концу, и вот постаревший Федот Ефграфович вместе со взрослым сыном Риты Осяниной, о котором он пообещал ей заботиться, в тех же местах устанавливают памятную табличку. На этой табличке пять имен, которые теперь уже никогда не будут забыты. Каждое имя – это жгущее душу воспоминание, величайшая плата человека за тот мир, в котором мы имеем возможность жить.
@ Sun, 20 Mar 2011 21:15:33 +0300
"Война – это жуткая сторона людей..." ...это на каком языке..?!
...думаю дальше читать не имеет смысла...
"Война – это жуткая сторона людей..." ...это на каком языке..?!
...думаю дальше читать не имеет смысла...
Посоветуйте свой вариант не очень удачной фразы.
У меня просто сильное подозрение, что человек использовал материалы своего школьного сочинения. Человек научится - рецензии существенно улучшатся.
У меня просто сильное подозрение, что человек использовал материалы своего школьного сочинения. Человек научится - рецензии существенно улучшатся.
При всем уважении к рецензенту, но после того как я Читала-читала...вздремнула...дальше читала! А что это было?
Сама не додумала, что это из школьного сочинения!
Миль пардон, сама не ангельски корябаю, но за некоторые "подзатыльники" благодарна их раздающим!
Надеюсь и мой разумный здесь!
Первое предложение переработано,
дабы внести ясность и прекратить
выламывания в кругу особо ретивых.
Этот фильм, в первую очередь, о тех, кто "ковал" Победу в тылу, особенно о женщинах и детях, которые работали на заводах и собирали урожай, отчетливо чувствуя нехватку мужских рук. Без тыла не было бы Победы на фронтах. Фильм об уязвимости женщин на войне и их великой силе духа. В фильме нет никакой пропаганды, все честно и правдиво. Рецензия понравилась. +
Такой фильм никого не может оставить равнодушным, вот и автор рецензии пережил лично всю его боль и правду, и это чувствуется. А для меня самым пронзительным моментом было, когда Женя (Ольга Остроумова) отвлекала на себя огонь и пела романс, погибая...
Но что мы скажем нашим детям, если матери пойдут на войну?
Что мы сделаем, к черту, когда женщина станет войной?
(с) Наутилус Помпилиус
Этот фильм, в первую очередь, о тех, кто "ковал" Победу в тылу, особенно о женщинах и детях, которые работали на заводах и собирали урожай, отчетливо чувствуя нехватку мужских рук. Без тыла не было бы Победы на фронтах. Фильм об уязвимости женщин на войне и их великой силе духа. В фильме нет никакой пропаганды, все честно и правдиво. Рецензия понравилась. +
Подвиг женщины в бою - это типично только для СССР. В любых других странах, по крайней мере, на поле боя санитарами были мужчины. В ПВО Великобритании женщины использовались в постах управления - все видели кинохронику. У нас же молоденькие девчонки не только сражаются с экспертами Люфтваффе (и в воздухе: Л.Литвяк, Е.Буданова), но и с горными стрелками, учениками генерал-оберста Эдуарда Дитля. Сражаются с профессионалами своего дела, имеющими огромный боевой опыт.
Много таких девчонок не вернулись с войны. Вечная им память!!!
Но некоторые уцелели, живы до сих пор, несмотря на преклонный возраст и вырастили внуков и правнуков! Огромное им спасибо!
Очень талантливый, берущий за душу фильм о женской доле на войне: "В небе ночные ведьмы". К сожалению, его немногие видели. А создан он бывшими летчицами Таманского полка, участницами тех событий. Его тоже надо смотреть обязательно!
Читал, читал... Начало снова неплохо (однако, действительно, школьнический привкус). К середине - опять непроходимый бурелом спойлеров, толпа нехитрых бурых прилагательных, скребущих повизгивающий мягкотелый пафос, навевающий скуку своей томной обыкновенностью.
Скучно, голубчик, скучно(с)) Кино есть в том числе "небанальное движение", и откуда такое количество до одури банальных текстов? Столь вневременная лента заслуживает более грохотливого дифирамба)