Творчество Вима Вендерса можно считать более чем специфическим. Ангел влюбился в земную женщину — банально и просто. Жизнь ангела не сахар, как казалось — а нудное, обыденное блуждание и сбор чужих мыслей. Ничего своего, ни чувств, ни ощущений, ни даже цвета. Ангелы не могут насладиться прелестями человеческой жизни, которые мы, в свою очередь, не ценим.
Ход Вендерса с цветом оправдан полностью: будучи Ангелом, Дамиель видит мир в оттенках серого, а как только он становится человеком и вкушает прелесть
земного существования, мир вокруг обретает красочный и яркий вид. Но это только визуальные ощущения, а суть все же более глубока — жизнь, лишенная эмоций, страсти, радости и печали, не может обладать красками, ведь она неполноценна. Любовь — именно в нее Вендерс вкладывает особый смысл и задает определенную функцию. В первой части фильма мы видим, что изображение на несколько секунд окрашивается цветом — это рождение любви. Режиссер использовал этот трюк для визуализации невидимого чувства. Безэмоциональный и сухой фильм-ангел становится живым и динамичным.
Картина практически полностью лишена фабулы, но этот недостаток полностью перекрывается прекрасной режиссурой и съемкой. Простой «черно-белый» сюжет наполняется красками за счет визуальных приемов и монтажа. Каждая монтажная фраза наполнена мыслями и метафорами, Вендерс насытил каждый кадр крупинкой смысла.
Работа оператора заслуживает отдельного внимания и оценки. Анри Алекан рукой мастера показал город, его атмосферу и внутреннее настроение. Несуразный, серый и унылый Берлин в объективе камеры Алекана становится «уродски красивым», вся угловатость сглажена съемкой. Алекан весьма креативно подошел к съемке — все черно-белые отрезки фильма сняты через единственный в своем роде шелковый фильтр, изготовленный из чулков бабушки оператора. 77-летний мастер поразил панорамами и планами, атмосферностью и внутрикадровой композицией. Каждый план насыщен эмоциями города, оператор как бы открывает нам новый Берлин, в котором хаотично блуждает множество ангелов.
Об актерском составе и мастерстве оного сказать особо нечего. Бруно Ганц и Отто Зендер без сомнения донесли до зрителя все стороны «ангельского существования», но говорить о каком-то явном отличии и неординарности актерской игры нельзя, да, впрочем, и не стоит. Весь фильм в режиссуре! Единство морального и духовного — особенность «Неба над Берлином».
Многие оценивают фильм, как историю любви ангела к земной женщине, но Вендерс хотел сказать о другом. Любовь здесь — всего лишь ширма, за которой скрыт истинный смысл. «Небо над Берлином» рассказывает нам о красоте и прелести жизни, о ее полноте и яркости, о жажде жить. Вендерс создал шедевр о тех ценностях, которые уже давно никто не замечает и уж тем более не ценит, а Вендерс оценил.
@ Sat, 26 Mar 2011 19:55:08 +0300
Не сочтите за труд, перечитайте свой текст и исправьте грам. ошибки.
Хм, да вроде проверяла перед публикацией, все исправила, но могла что-то не заметить, спасибо исправлю
Безумно поверхностный взгляд на фильм